Масштабное обновление дорожной сети стало одной из приоритетных задач транспортной отрасли в Казахстане. В ближайшие годы планируется комплексный ремонт самых проблемных трасс, которые не видели серьёзной реконструкции на протяжении нескольких десятилетий, пишут казахстанские СМИ.
Кроме того, новые проекты позволят внедрить дополнительные платные участки и повысить финансовую самостоятельность дорожной отрасли. Расскажем о том, какие дороги будут отремонтированы, каковы планы по развитию инфраструктуры и почему улучшение качества полотна важно для экономики страны.
13 тысяч километров ремонта к 2025 году
По данным профильного ведомства, уже к 2025 году по всей стране будет отремонтировано 13 тысяч километров дорог. При этом около 9,5 тысяч километров уже имеют гарантированное финансирование: необходимые средства предусмотрены в бюджете и различных госпрограммах. По оставшимся 3,5–3,6 тысячам километров вопрос финансирования пока остаётся открытым, однако в Министерстве транспорта отмечают, что работа по поиску источников продолжается.
Такие меры позволят достичь высоких показателей в области качества республиканских автодорог. К концу 2025 года планируется, что до 94% из них будут соответствовать нормативам. Аналогично и с дорогами местного значения — их нормативное состояние к тому же сроку должно достигнуть 91%.
Дороги, не знавшие ремонта 30–50 лет
Среди приоритетных объектов, где ремонтные работы либо уже стартовали, либо начнутся в ближайшее время, есть магистрали, которые десятилетиями эксплуатировались без капитальной реконструкции. Так, в их число входят:
• Жанаозен — граница Туркменистана (156 км)
• Петропавловск — Жезказган (703 км)
• Кандыагаш — Шалкар (246 км)
• Караганда — Аягоз — Бугаз (452 км)
Все эти участки будут полностью обновлены, что решит проблему изношенного покрытия и снизит затраты на дальнейшее текущее содержание. Отдельное внимание уделено дороге Жанаозен — Кендерли, где часть полотна подвергнется капитальному, а часть — среднему ремонту. Параллельно в самом Кендерли идёт подготовка к строительству новой курортной зоны и аэропорта, что сделает регион более привлекательным для инвесторов и туристов.
Планы реконструкции до 2029 года
Среднесрочная стратегия развития дорожной отрасли предполагает, что до 2029 года в стране будет реконструировано ещё около трёх тысяч километров магистралей. При этом речь идёт не только о латании «проблемных мест», а о полноценном переводе ряда трасс в первую и вторую категории. Такое усовершенствование предусматривает расширение полотна, улучшение пропускной способности и повышение безопасности на дорогах.
Представители Министерства транспорта подчеркивают, что масштабное строительство позволит придать дополнительный импульс развитию экономики. Строительные и смежные отрасли получат выгодные контракты, жители различных регионов — новые рабочие места, а транспортная доступность повысится, что улучшит логистику для бизнеса и туристического сектора.
Расширение сети платных дорог
Важным элементом программы развития является и постепенное увеличение протяжённости платных дорог. Если в настоящее время по стране действует система сбора платы более чем на 3,2 тысячи километров трасс, то в ближайшем будущем планируется запустить дополнительно ещё 4 тысячи километров платных участков.
По прогнозам, к 2026 году доход от использования платных трасс может достичь 100 миллиардов тенге (почти 192 миллиона долларов). В 2023–2024 годах объём поступлений от уже действующих платных участков оценивается в 60 миллиардов тенге (около 115 миллионов долларов). Часть этих средств пойдёт на погашение процентных ставок по кредитам, взятым для возведения или модернизации дорог.
Приоритет для регионов: Север, Акмола, Абай
Помимо глобальных проектов, связанных с реконструкцией наиболее проблемных магистралей, особое внимание государство планирует уделить и другим регионам. Как отмечается, самые большие объёмы ремонта запланированы в:
• Северо-Казахстанской области (около 1 358 км);
• Акмолинской области (около 1 262 км);
• Абайской области (около 1 015 км).
Здесь проводятся как капитальные, так и средние ремонты, а также модернизация дорожной инфраструктуры согласно новым требованиям безопасности. Обновление позволит улучшить связность между областными центрами, повысить транспортную доступность и поддержать развитие местной экономики.
Масштабные задачи на местах
Если рассматривать дороги не только республиканского, но и местного значения, то общая их протяжённость в Казахстане достигает 70 тысяч километров. И на многих из них требуется ремонт разного уровня сложности. В рамках принятой программы намечен средний и капитальный ремонт значительной части такой сети. Средний ремонт обычно ориентирован на то, чтобы улучшить текущее состояние полотна, снять основные вопросы по безопасности движения, тогда как капитальный ремонт предполагает полное обновление дороги, включая возможное укрепление фундамента и замену покрытия на длительный срок.
Во многих случаях ремонт местных дорог имеет не меньшее значение, чем модернизация республиканских трасс: именно эти пути обеспечивают удобство и безопасность внутри регионов, доступ к малым населённым пунктам и создают возможности для развития внутреннего туризма и местного бизнеса.
Экономический и социальный эффект
Прежде всего, хорошие дороги позволяют сократить время перевозки грузов, что выгодно для промышленности и торговли. Во-вторых, улучшается транспортная доступность социально значимых объектов — школ, больниц, культурных учреждений. В-третьих, возникает дополнительный импульс для туристического сектора, особенно когда речь идёт о регионах с высокими рекреационными возможностями (как пример — побережье в районе Кендерли, где планируется строительство курортной зоны).
Модернизация магистралей также играет заметную роль в привлечении инвестиций. Доступность ключевых экономических точек, возможность безопасно и быстро перевозить товары — всё это расширяет потенциал для внешних инвесторов, готовых развивать тот или иной регион. Без качественных дорог реализовывать серьёзные проекты порой становится нецелесообразно или слишком затратно.
Казахстан стоит перед крупным этапом обновления дорожной сети. К 2025 году власти обещают привести в порядок 13 тысяч километров, а к 2029-му — реконструировать ещё 3 тысячи километров, переводя их в высшие категории качества. Особое внимание уделяют трассам, которые не ремонтировались несколько десятилетий. В числе ключевых проектов — дорога Жанаозен – граница Туркменистана, создание современного пути к Кендерли и запуск в регионе новой курортной зоны.
Ожидается, что внедрение платных участков позволит сократить нагрузку на госбюджет, так как часть собранных средств будет идти на покрытие процентов по займам и обслуживание инфраструктуры. В совокупности все эти меры дадут существенный толчок развитию транспортной, туристической и экономической сфер страны, облегчат передвижение людей и грузов, а также создадут дополнительный стимул для привлечения инвестиций в различные регионы.
Арман Янг
Фото: inbusiness.kz
Добавить комментарий