Россия и Казахстан планируют построить судоходный канал на Каспии
Повестка дня

Россия и Казахстан планируют построить судоходный канал на Каспии

«ЛУКОЙЛ» испытывает трудности с доставкой грузов в Казахстан из-за обмеления Каспийского моря. И в этой связи российская компания совместно с казахстанской компанией «КазМунайГаз» (КМГ) планируют построить морской канал в Каспийском море для обеспечения доступа к месторождениям Каламкас-море и Хазар. Об этом говорится в отчете об оценке воздействия проекта на окружающую среду.

Совместное предприятие «Kalamkas-Khazar Operating» (партнерство «КазМунайГаз» и «Лукойла») планирует построить морской судоходный канал в Каспийском море для обеспечения транспортировки нефтяных платформ и оборудования к месторождению Каламкас. Строительство намечено на период 2026-2029 годов.

Участок разработки расположен в казахстанском секторе Каспия, примерно в 120 км к юго-западу от месторождения Кашаган. Каламкас-море было открыто в 2002 году, а месторождение Хазар — в 2007 году. В 2023 году «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз» подписали ряд соглашений, включая покупку 50% доли в ТОО Kalamkas-Khazar Operating и договор по финансированию деятельности оператора проекта.

Проект предусматривает добычу нефти и попутного газа на морских платформах с последующей поддержкой морских операций с помощью специализированных судов, которые доставляют оборудование, персонал, топливо и другие необходимые материалы. Также они отвечают за вывоз отходов и сточных вод на береговые базы.

Снижение уровня Каспийского моря и обмеление в районе Уральской седловины вызвало необходимость строительства судоходного канала для обеспечения беспрепятственного прохода судов к месторождениям.

Рассматриваются два варианта прокладки канала через Уральскую седловину: основной маршрут длиной около 91 км, совпадающий с Гурьевским фарватером (связан с ограничениями, так как является активным навигационным путем, и альтернативный — 75 км, обходящий зону обитания каспийских тюленей ­- севернее заповедника тюленей «Каспий итбалыты». Проект вызван снижением уровня Каспийского моря, что усложняет доступ к месторождению, расположенного в территориальных водах Казахстана.

Работы по углублению дна планируется проводить ежегодно в навигационный период с апреля по ноябрь в 2026–2029 годах.

После доставки платформ канал планируется закрыть, так как его дальнейшее использование не предусмотрено.

Коммерческая добыча нефти на Каламкас-море и Хазар намечена на 2028-2029 годы. Совокупные запасы оцениваются в 48,5 млн тонн нефти и 19 млрд кубометров газа, с планируемым объемом добычи около 4 млн тонн нефти в год (примерно 80 тыс. баррелей в сутки).

Решение об освоении крупных месторождений Каламкас-море и Хазар было принято на фоне постепенного истощения действующих нефтяных месторождений Казахстана и ожидаемого сокращения добычи нефти к 2030 году. Эти месторождения являются единственными в казахстанском секторе Каспийского моря с подтвержденными запасами, поставленными на баланс.

Месторождение Каламкас-море расположено в центральной части Северо-Восточной акватории Каспийского моря. Месторождение Хазар в 30 км к юго-западу от м. Каламкас-море и в 65 км к северо-западу от полуострова Бузачи.

Минимальный срок добычи — пять лет. Общие инвестиции в проект по предварительным оценкам составят порядка 6,4 млрд. долларов. Окончательное инвестиционное решение ожидается в 2025 году.

Наталья БУТЫРИНА

26 июля, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели