Ключевые вопросы, связанные с созданием контейнерного хаба на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау», который станет центром для обеспечения контейнерного сервиса и парка для стран Каспийского региона и Центральной Азии, были озвучены на встрече с представителями АО «KTZ Express», китайского порта Ляньюньган (Lianyungang Port Group Ltd, KPMC Ltd) и АО «Национальная компания «Актауский морской торговый порт».
На встрече подробно были рассмотрены технико-экономическое обоснование и основные этапы реализации проекта по созданию контейнерного хаба на территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау».
В ходе встречи было отмечено, что благодаря географическому положению, контейнерный хаб в Актау призван стать ключевым центром приема грузов, обеспечить их распределение по различным транспортным направлениям, включая коридоры Север – Юг и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
По прогнозам, к 2030 году ежегодный грузооборот через ТМТМ может вырасти в 10 раз и составить до 20 млн тонн, в том числе включая контейнерные перевозки до 2 млн ДФЭ. Для решения задачи потребуется переориентировать на ТМТМ от 3 до 20 % ежегодного объема транзитных грузов, следующих сейчас по направлению Восток – Запад через альтернативные транзитные маршруты.
Для этих целей в порту Актау и инициирована реализация проектов, направленных на расширение пропускной способности порта. Среди них – проект создания контейнерного хаба на базе специальной экономической зоны «Морпорт Актау», который улучшит транспортную связанность на маршруте ТМТМ.
Напомним, что в 2023 году порт Актау включен в состав специальной экономической зоны (СЭЗ). В теории – это может привлечь передовые логистические компании, обеспечить развитие портовой инфраструктуры, расширить спектр и повысить качество портовых услуг.
На территории СЭЗ для создания контейнерного хаба выделена площадь в 19 гектаров. В рамках проекта предполагается увеличить мощности сухогрузных причалов. Проект включен в нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны». В целях повышения привлекательности проекта для иностранных инвесторов реализация предполагается в формате СП и на базе СЭЗ «Морпорт Актау».
В течение двух дней профильные специалисты порта Актау, АО «KTZ Express», порта Ляньюньган и компании KPMC LTD. обсуждали и делились мнениями по конструктивным и технологическим решениям в рамках проекта «Строительство контейнерного хаба в порту Актау».
На сегодняшний день по проекту завершена разработка всех разделов ТЭО, ожидается его окончательное утверждение во 2 квартале текущего года.
Порт Ляньюньган — крупный порт на восточном побережье Китая, позиционирующийся как казахстанско-китайская база логистического сотрудничества. Начиная с 2014 года, в морском порту Ляньюньган функционирует казахстанско-китайский логистический терминал, в котором генерируются грузопотоки в направлении Казахстана. А компания KPMC LTD. — совместное предприятие, созданное АО «НК «ҚТЖ» и PSA International (Сингапур), – для развития Транскаспийского маршрута.
По окончании встречи достигнуты соглашения о дальнейшем сотрудничестве и подписаны необходимые документы, что подтверждает заинтересованность сторон в успешной реализации данного стратегического предприятия.
Сегодня работа по формированию Казахстана в качестве транзитного хаба является приоритетной. В условиях текущей геополитической ситуации это приобретает особую актуальность. Интеграция транспортной системы Казахстана с международными коридорами позволит нам сохранить позиции в регионе как основного транзитного государства.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий