Туркменская делегация приняла участие в Форуме инвесторов Global Gateway
Аналитика

Туркменская делегация приняла участие в Форуме инвесторов Global Gateway

29-30 января в Брюсселе проведен Форум инвесторов Global Gateway по транспортному сообщению между ЕС и Центральной Азией. Конференция собрала членов правительств, финансовые учреждения, бизнес и гражданское общество из Европы, Центральной Азии, а также стран Кавказа и Турции, «Большой семерки».

На открытии форума выступили Валдис Домбровскис, исполнительный вице-президент Европейской комиссии, Жозеп Боррель, верховный представитель ЕС по иностранным делам, руководители транспортной отрасли и представители правительства Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана.

В течение форума участники обсудили необходимые инвестиции для превращения Транскаспийского транспортного коридора в современный, мультимодальный и эффективный маршрут, соединяющий Европу и Центральную Азию за 15 дней. На параллельных тематических сессиях рассмотрены возможности сокращения времени транзита между Центральной Азией и Европой, повышения операционной эффективности, улучшения наземной транспортной инфраструктуры и другие проблемы сообщений с точки зрения мультимодальности и логистики.

Известно, что Форум инвесторов основан на результатах исследования «Устойчивые транспортные связи между Европой и Центральной Азией», проведенного в июне 2023 года под руководством Европейской комиссии и проведенного Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Они были представлены на 2-м Экономическом форуме ЕС-Центральная Азия, который состоялся в мае 2023 года в Алматы, Казахстан.

Агентство Orient сообщает, что в делегацию Туркменистана на Форуме инвесторов вошли заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникаций при Кабмине Батыр Аннаев, зампредседателя агентства «Туркменские железные дороги» Бекмырат Ишангулыев, зампредседателя агентства водного транспорта Сейитгулы Байсеидов, генеральный директор Открытого акционерного общества «Транспортно-логистический центр Туркменистана» Мердан Башимов, а также посол Туркменистана в Бельгии Сапар Пальванов.

Выступивший на открытии Форума инвесторов Global Gateway в Брюсселе заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникации при Кабинете министров Туркменистана Батыр Аннаев заявил, что Туркменистан может стать важным транспортным хабом между Европой и Азией, располагая для этого современной портовой инфраструктурой на Каспийском море.

Представляя транспортные возможности Туркменистана, Батыр Аннаев также отметил, что в последние года страна активно инвестировала в развитие инфраструктуры, включая железнодорожные, автомобильные, воздушные и морские пути. На сегодняшний день более пяти тысяч километров стальных дорог обеспечивают надежную связь между регионами и имеют значительный транзитный потенциал. Международный морской порт Туркменбаши мощностью 17 млн. т. в год представляет собой крупный транспортный узел на западе страны с выходом на мировые торговые пути. Запуск новых проектов в авиационной отрасли, таких, как строительство седьмого аэропорта в стране, увеличит мощность национальных аэропортов на 3800 пассажиров в час. Готовится к вводу в строй второй участок 600 километрового автобана Ашхабад-Туркменабат, который имеет стратегическое значение для логистики грузоперевозок.

По словам Аннаева, особый акцент туркменская сторона делает на механизмах государственной поддержки инвестиций в транспортный сектор. В частности, иностранные инвесторы имеют равные права с местными инвесторами, они могут владеть и управлять предприятиями, участвовать в приватизации, получать доступ к государственным закупкам и пользоваться другими льготами.

В современных условиях неопределенности в управлении цепочек поставок, транспортные маршруты, проходящие через страны Центральной Азии, открывают не только большие возможности для налаживания устойчивых и безопасных перевозок, но и перспективные инвестиционные возможности для европейских компаний. «В этом плане мы заинтересованы в обмене опытом развития транспортной инфраструктуры, внедрения цифровых технологий для управления транспортными потоками, а также приветствуем крупных логистических операторов Европы, заинтересованных в использовании существующих логистических мощностей и в создании новых приграничных торгово-логистических хабов в Туркменистане», — сказал Батыр Аннаев.

Также сообщается, что на Форуме инвесторов Global Gateway 30 января состоялась Сессия «Подход Туркменистана: изучение возможностей транзитного узла». На ней рассматривались возможности инвестиций в транспортный комплекс Туркменистана и транзитный потенциал страны как ключевого узла между Европой и Азией.

В диалоге приняли участие представители государственного и частного секторов, включая представителей «Туркменских железных дорог», «Туркменского морского и речного транспорта», Транспортно-логистического центра Туркменистана, а также институтов ЕС и международных компаний, таких как Royal IHC, Cargolux.

На сессии были представлены ключевые проекты, включая развитие Каспийского морского хаба, оптимизация железнодорожных перевозок и внедрение цифровых технологий для повышения эффективности транзитных операций.

В частности, время пересечения территории Туркменистана контейнерными поездами на сегодняшний день сократилось до трёх суток, об этом сказал  Бекмырат Ишангулыев, заместитель председателя агентства «Туркменские железные дороги». Также вводятся согласованные с партнерами специальные тарифные ставки, а с 1-ого января 2024 года предоставлены скидки в 50% на транзитные перевозки через станцию Акяйла (на все грузы кроме алюминия и глинозема) и перевалку из/в морского транспорта в/из железнодорожного транспорта на станции в порту Туркменбаши.

Европейским инвесторам предложены для рассмотрения проекты по модернизации железнодорожной инфраструктуры для повышения ее пропускной способности, обновлению подвижного состава, внедрению современных систем для автоматизации управления поездами и созданию совместных логистических центров.

В отрасли морского транспорта Туркменистана активно реализуются инвестиционные проекты в области судостроения. Сейитгулы Байсеидов, заместитель председателя агентства «Туркменский морской и речной транспорт» выделил несколько ключевых проектов: судно-сборщик нефти для оперативного устранения разливов нефти во время погрузки и разгрузки, приема нефтесодержащей воды с транзитных судов; судно снабжения для обслуживания морских нефтегазодобывающих платформ; нефтяной танкер, так как спрос на транспортировку туркменской нефти и нефтепродуктов растет, и пассажирское судно, которое также призвано удовлетворить спрос на перевозки в расширяющейся системе нефтегазовых объектов в море.

Байсеидов пригласил европейские компании посетить Туркменистан для изучения возможностей сотрудничества на месте и выразил готовность рассмотреть предложения по частичному или полному финансированию инвестиционных проектов.

Мердан Башимов, генеральный директор ОАО «Транспортно-логистический центр Туркменистана», предложил для эффективного грузопотока из Азиатского региона в Европу совместное фидерное сообщение между портами Черного моря. Он также привлек внимание потенциальных партнеров к проектам модернизации одного из главных железнодорожных терминалов Туркменистана — Этрек и станции Серахс, являющейся связующим звеном в области контейнерных перевозок.

Крупнейшим логистическим хабом всего региона Центральной Азии может стать грузовой терминал Ашхабадского аэропорта, развитие которого открывает еще одно направление для европейских инвестиций. 

Кроме этого, авиаперевозчиков стран Европы призвали изучить возможность совершения технических и коммерческих посадок в международных аэропортах Туркменистана, где оказывается полный спектр услуг по дозаправке и обслуживанию воздушных судов различного типа.

Было отмечено, что на фоне нестабильной ситуацией в мире Туркменистан как гарант безопасности во всех транспортных направлениях заверяет в надежности сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами в области безопасных перевозок и готов играть ключевую роль в развитии транзитного сообщения между Европой и Азией.

Отмечается, что на полях форума в Брюсселе члены туркменской делегации провели также ряд двусторонних встреч, в том числе с комиссаром ЕС по транспорту Адиной Валеан, вице-президентом Европейского инвестиционного банка Терезой Червинской, заместителем председателя Кабинета министров Кыргызстана Бакытом Торобаевым и др.

Заместитель генерального директора Агентства транспорта и коммуникации при Кабмине Туркменистана Батыр Аннаев на сессии «Быстрые победы, большое влияние – краткосрочные инвестиционные возможности для Транскаспийского транспортного сообщения» рассказал, что Новая верфь «Балкан», впервые в Туркменистане начавшая строительство судов, совместно с партнерами планирует запустить в эксплуатацию первый сухогруз за 14 месяцев производства, второй – два месяца спустя и третий – еще через два месяца.

В Туркменистане по его словам, также планируют приступить к строению паромов RO-RO, при том, что мощность национальной верфи рассчитана на строительство 4 судов и ремонт 20 судов в год. По предварительным расчетам, для налаживания дополнительных контейнерных перевозок на 5 млн тонн в год между портами Туркменбаши и Баку понадобится производство еще не менее 20 сухогрузов. И для выхода туркменского судостроения на полную мощность инвестиции сыграют ключевую роль.

В то же время, на параллельной сессии Global Gateway «Пересечение Каспийского моря: превращение узкого места в ключевое соединение», выступил заместитель председателя Туркменского агентства морского и речного транспорта и исполняющий обязанности директора Туркменбашинского международного морского порта Сейитгулы Байсеидов.

Он подчеркнул, что Туркменбашинский международный морской порт расположен на пересечении грузовых маршрутов Европа-Азия и обеспечивает жизненно важное сообщение для стран Центральной Азии, не имеющих выхода к морю, предлагая им экономически выгодный маршрут для торговли.

Отметив, что правительство Туркменистана инвестировало в строительство нового порта 1,5 миллиарда долларов США, Байсеидов указал на его мощность в 17 миллионов тонн различных типов грузов и приверженность принципам устойчивого развития: в 2023 году порт получил сертификат «Зеленого порта» от SLC ОЭС при поддержке ОБСЕ.

Туркменистан также присоединится к Конвенции Международной морской организации об облегчении морских перевозок, что позволит создать систему «единого окна» в ближайшее время в Туркменбашинском международном морском порту.

Таким образом, результаты участия туркменской делегации в форуме Global Gateway говорят об имеющихся в Ашхабаде планах по форсированному развитию сотрудничества с европейскими партнёрами в сфере транспорта.

Влад Кондратьев

13 февраля, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели