Транспортная инфраструктура Каспийского региона и коридор «Север-Юг»
Аналитика

Транспортная инфраструктура Каспийского региона и коридор «Север-Юг»

1. Введение

Каспийский регион и Международный транспортный коридор «Север-Юг» (МТК «Север-Юг») приобретают все большую стратегическую значимость в условиях трансформации глобальных торгово-экономических связей и геополитической переориентации.1 Смещение фокуса России на Восток и Юг, а также поиск устойчивых логистических альтернатив традиционным маршрутам стали ключевыми драйверами активизации усилий по развитию транспортной инфраструктуры в регионе.3

Последние месяцы (март-апрель 2025 г. и ближайшая перспектива) характеризуются рядом значимых событий. Наблюдается интенсификация инфраструктурных работ, включая ремонт ключевых участков железных дорог 7 и ввод в эксплуатацию новых объектов дорожной сети 8, направленных на устранение «узких мест». Особое внимание уделяется развитию Транскаспийского маршрута, в частности, запуску системных контейнерных перевозок с 2025 года с использованием строящегося специализированного флота.9 Укрепляется двустороннее сотрудничество между ключевыми участниками коридора, особенно между Россией и Казахстаном 11, а также Россией и Ираном.13 Достигнут прогресс в формализации нового транспортного коридора «Каспийское море – Черное море».15 Объемы перевозок по МТК «Север-Юг» и через порты Каспия демонстрируют устойчивый рост.18

Несмотря на позитивную динамику, сохраняются существенные вызовы: необходимость завершения строительства ключевых инфраструктурных звеньев (например, ж/д участка Решт-Астара), дефицит современного флота, потребность в синхронизации таможенных и логистических процедур, а также потенциальное влияние геополитической нестабильности. Тем не менее, возможности, связанные с сокращением сроков и стоимости доставки грузов по сравнению с альтернативными маршрутами 20, доступом к новым рынкам 2 и углублением региональной интеграции, создают мощный стимул для дальнейшего развития.

Общий прогноз указывает на сохранение положительной динамики развития транспортных коридоров в регионе. Однако реализация заявленных амбициозных планов по увеличению грузопотока потребует значительных и скоординированных инвестиций, эффективного международного сотрудничества и политической воли для преодоления существующих барьеров.

2. Прогресс МТК «Север-Юг» и обновление инфраструктуры

2.1 Обзор стратегической важности МТК «Север-Юг»

Международный транспортный коридор «Север-Юг» представляет собой один из крупнейших инфраструктурных проектов Евразии, нацеленный на создание эффективного мультимодального маршрута, связывающего Россию со странами Каспийского региона, Ираном, Индией и потенциально другими государствами Ближнего Востока и Южной Азии.2 Коридор рассматривается как стратегическая альтернатива традиционным морским путям, в частности, маршруту через Суэцкий канал, предлагая потенциальное сокращение сроков доставки грузов на 10-50%.20

МТК «Север-Юг» включает три основные ветви 2:

  • Западная ветвь: Проходит по западному побережью Каспийского моря через Россию и Азербайджан в Иран, используя железнодорожный и автомобильный транспорт. Ключевые узлы: Астрахань, Махачкала (Россия), Баку (Азербайджан), Решт, Бендер-Аббас (Иран).
  • Восточная ветвь: Проходит по восточному побережью Каспия через Россию, Казахстан и Туркменистан в Иран, преимущественно используя железнодорожный транспорт. Ключевые узлы: Оля (Россия), Актау (Казахстан), порты Туркменистана, иранские погранпереходы Сарахс и Инче-Бурун.
  • Транскаспийская ветвь: Мультимодальный маршрут, использующий российские порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала) и иранские порты (Энзели, Амирабад, Ноушехр) для морских перевозок, с последующей доставкой по железным и автомобильным дорогам Ирана.

Значимость коридора резко возросла в последние годы под влиянием геополитических факторов, включая международные санкции против России и Ирана, а также общую тенденцию к поиску более надежных и диверсифицированных логистических цепочек.3 Развитие МТК «Север-Юг» стало одним из приоритетов для России в рамках стратегии «поворота на Восток/Юг».3

2.2 Ключевые инфраструктурные проекты и модернизация

Для обеспечения растущего грузопотока и повышения эффективности коридора реализуется ряд важных инфраструктурных проектов.

Железнодорожная инфраструктура:

  • Участок Решт-Астара: Достигнута принципиальная договоренность между Россией и Ираном о строительстве этого недостающего 162-километрового участка железной дороги на территории Ирана, который соединит железнодорожные сети Азербайджана и Ирана и замкнет Западную ветвь МТК «Север-Юг».13 Это позволит создать сквозной железнодорожный маршрут от Балтийского моря до Персидского залива. Сообщается о заключении межправительственного соглашения и планах начать изыскательские работы в ближайшее время, с ожидаемым подписанием исполнительного контракта до начала марта 2025 года, что свидетельствует о преодолении предыдущих задержек с выделением земли под строительство.13
  • Модернизация сети РЖД: В 2025 году ОАО «РЖД» планирует провести ремонт почти 30 км путей на Приволжской железной дороге в рамках МТК «Север-Юг».7 Работы затронут участки «Умет-Камышинский – Петров Вал», «Древний Вал – Гумрак» в Волгоградской области, а также станции «Им. Максима Горького», «Разъезд 2 км» и «Разъезд 3 км».7 Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов: удлинение путей на станции Волжский (Трубная) с завершением сопутствующих объектов к концу 2025 года, комплексная реконструкция узловой станции им. Максима Горького (включая строительство второго пути и новой сортировочной системы), а также реконструкция станции Аксарайская-2 и строительство второго пути на участке Аксарайская-2 – Малый Арал в Астраханской области.7 Эти меры направлены на увеличение пропускной способности инфраструктуры, в том числе для поездов, следующих в сообщении с Казахстаном.7

Автодорожная инфраструктура:

  • Новые путепроводы в Волгоградской области: В апреле 2025 года открыто движение по двум новым путепроводам на автомобильной трассе Р-22 «Каспий» (участок Волгоград – Октябрьский – Котельниково – Зимовники – Сальск), которая является частью автодорожной составляющей МТК «Север-Юг».8 Путепроводы расположены в районе ж/д станции Абганерово Октябрьского района и в поселке Ивановка Светлоярского района.8 Их ввод в эксплуатацию ликвидировал железнодорожные переезды в одном уровне, где ранее наблюдались значительные заторы (интенсивность движения летом достигала 15 тыс. автомобилей в сутки), и обеспечил беспрепятственное движение транзитного грузового транспорта в направлении портов Азово-Черноморского бассейна и стран Закавказья.8

2.3 Развитие по ветвям МТК «Север-Юг»

  • Западная ветвь: Основным событием является прогресс по проекту Решт-Астара.13 Продолжается активное сотрудничество между Россией и Азербайджаном по развитию этой ветви и увеличению пропускной способности пограничных переходов 27, несмотря на потенциальное внешнеполитическое давление.27 Маршрут активно использует как железнодорожный, так и автомобильный транспорт.2
  • Восточная ветвь: Характеризуется интенсивным взаимодействием России, Казахстана и Туркменистана. В 2024 году была подписана четырехсторонняя (с участием Ирана) «дорожная карта» по синхронному развитию потенциала восточного маршрута на 2024-2025 годы.30 Казахстан рассматривает эту ветку как стратегически важную для обеспечения транзита к Индийскому океану и активно участвует в ее развитии.12 Ведутся постоянные консультации по увеличению объемов перевозок, оптимизации логистики и устранению «узких мест».12 Потенциальная пропускная способность этой ветви оценивается в 15 млн тонн грузов в год.35
  • Транскаспийская ветвь: Наблюдается значительный импульс к развитию контейнерных перевозок (подробнее в разделе 3.2). Маршрут активно использует российские порты Астрахань, Оля, Махачкала и иранские порты на Каспии.2 Подчеркиваются его преимущества с точки зрения сокращения сроков и стоимости доставки по сравнению с сухопутными маршрутами через Дальний Восток.9

2.4 Динамика и прогнозы объемов перевозок

Объемы перевозок по МТК «Север-Юг» демонстрируют уверенный рост в последние годы. По имеющимся оценкам, общий грузопоток по всем ветвям коридора увеличился с 16,3 млн тонн в 2021 году 35 до 19 млн тонн в 2022 году и 22,6 млн тонн в 2023 году.18 В 2024 году объем перевозок достиг 26,9 млн тонн 18, что соответствует среднегодовому темпу роста около 20%. Особенно заметный рост зафиксирован на Транскаспийском маршруте, где в 2024 году было перевезено более 6 млн тонн грузов, что на 37% превышает показатель предыдущего года.4 Российские порты Каспийского бассейна также показали рекордные результаты: в 2023 году их суммарный грузооборот достиг 7,78 млн тонн (+29,7% к 2022 году), а за первое полугодие 2024 года рост составил 23,4% (до 4,4 млн тонн).19 По итогам 2024 года ожидается дальнейшее увеличение грузооборота российских портов Каспия до 8,4-8,5 млн тонн.38

Прогнозы на ближайшую перспективу также оптимистичны. На 2025 год прогнозируется рост общего объема перевозок по МТК «Север-Юг» до 28,1 млн тонн.18 В то же время существуют и более амбициозные целевые показатели, озвученные официальными лицами, например, достижение 30 млн тонн уже к 2025 году и 35 млн тонн к 2030 году.36 Некоторые прогнозы на 2030 год еще выше – до 40-50 млн тонн.39 Для морских перевозок через Каспий установлены цели в 8 млн тонн к 2030 году и 20 млн тонн к 2050 году.36 Потенциал контейнерных перевозок по МТК к 2030 году оценивается в диапазоне от 325 до 662 тыс. TEU (эквивалент 20-футового контейнера), что соответствует 5,9-11,9 млн тонн.41 Для Восточной ветки в рамках дорожной карты с Казахстаном установлены цели в 15 млн тонн к 2027 году и 20 млн тонн к 2030 году 32, что совпадает с оценками ее общего потенциала.35

Наличие различных прогнозов и целевых показателей (например, 28,1 млн тонн прогноза против 30 млн тонн цели на 2025 год) может указывать на разрыв между текущими реалистичными оценками и политическими амбициями. Более консервативные прогнозы могут основываться на фактической динамике и существующих инфраструктурных ограничениях, в то время как высокие цели отражают стремление максимально использовать потенциал коридора. Скептические оценки, встречающиеся в некоторых источниках 42, вероятно, подчеркивают, что, несмотря на рост объемов, коридор еще далек от полной реализации своего потенциала из-за сохраняющихся «узких мест» (как Решт-Астара) и необходимости дальнейшей гармонизации процедур. Это говорит о том, что достижение амбициозных долгосрочных целей потребует не только существенных инвестиций, но и эффективной координации между странами-участницами для устранения всех барьеров.

Таблица 1: Объемы перевозок по МТК «Север-Юг» и Каспийскому региону: фактические данные и прогнозы/цели

Год/ПериодМаршрут/РегионФакт. объем (млн т / тыс. TEU)Рост (%)Прогноз/Цель (млн т / тыс. TEU)Целевой годИсточник(и)
2021МТК «Север-Юг» (Общий)16,3 млн т35
2022МТК «Север-Юг» (Общий)19,0 млн т+16,6%18
2023МТК «Север-Юг» (Общий)22,6 млн т+18,9%18
2024МТК «Север-Юг» (Общий)26,9 млн т+19,0%18
2024МТК «Север-Юг» (Транскасп.)>6,0 млн т+37,0%4
2023Порты РФ (Каспий)7,78 млн т+29,7%19
1 пол. 2024Порты РФ (Каспий)4,4 млн т+23,4%19
2024 (прогноз)Порты РФ (Каспий)8,4-8,5 млн т202438
2025 (прогноз)МТК «Север-Юг» (Общий)28,1 млн т202518
2025 (цель)МТК «Север-Юг» (Общий)30,0 млн т202536
2027 (цель)МТК «Север-Юг» (Восточ.)15,0 млн т202732
2030 (цель)МТК «Север-Юг» (Общий)35,0 млн т203036
2030 (цель)МТК «Север-Юг» (Общий)40-50 млн т203039
2030 (цель)МТК «Север-Юг» (Восточ.)20,0 млн т203032
2030 (цель)Каспий (Морские перевозки)8,0 млн т203036
2030 (потенциал)МТК «Север-Юг» (Контейнеры)5,9-11,9 млн т (325-662 тыс. TEU)203041
2050 (цель)Каспий (Морские перевозки)20,0 млн т205036

3. Развитие морских перевозок и портов на Каспии

3.1 Портовая инфраструктура и грузооборот

Порты Каспийского моря играют ключевую роль в Транскаспийской ветви МТК «Север-Юг» и в планируемом коридоре «Каспийское море – Черное море». Российские порты Астрахань, Оля и Махачкала демонстрируют впечатляющую динамику роста. Как уже отмечалось, их суммарный грузооборот в 2023 году превысил 7,7 млн тонн, став рекордным за десятилетие, и продолжил расти в первой половине 2024 года.19 Отмечается существенный вклад отдельных портов: порт Оля в 2024 году увеличил перевалку на 75%, обработав более 1 млн тонн грузов, а в порту Астрахань положительное влияние оказал ввод в эксплуатацию нового зернового терминала.4

Развитие портовой инфраструктуры признается критически важным для дальнейшего наращивания грузопотока. Например, посол Ирана в РФ указывал на необходимость дноуглубительных работ в порту Махачкала для повышения его эффективности.36 Ключевыми портами-партнерами на Каспии являются иранские Энзели, Амирабад, Ноушехр, казахстанский Актау и туркменский Туркменбаши, которые выступают важными узлами в различных маршрутах.2

3.2 Новые морские сервисы и развитие флота

Одним из наиболее значимых трендов является активное развитие контейнерных перевозок по Каспийскому морю. Начиная с 2025 года, планируется существенное наращивание системных контейнерных перевозок по коридору «река-море» через Каспий.9 Этот шаг преследует несколько целей: разгрузить перегруженную железнодорожную инфраструктуру Восточного полигона (Транссиб) и предложить рынку экономически выгодную альтернативу. Утверждается, что доставка контейнеров по каспийскому маршруту может быть на 54% дешевле по сравнению с железнодорожными и автомобильными аналогами через Дальний Восток, а сроки доставки сократятся в 1,5 раза.9 Основной маршрут предполагает движение судов из портов Азово-Донского бассейна и Астраханской области в иранские порты (например, Бендер-Аббас через внутренние иранские коммуникации) и обратно.10

Этот переход к контейнеризации подкрепляется конкретными инвестициями в судостроение. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) формирует парк специализированных судов класса «Волго-Дон макс».10 На судостроительном заводе «Лотос» (Астраханская область) ведется одновременное строительство четырех первых контейнеровозов проекта 00108 по заказу ГТЛК, спуск на воду которых запланирован в течение 2025 года. К 2030 году их число планируется довести до 25 единиц.10 Эти суда, не имеющие аналогов в России, спроектированы для эффективной работы в условиях «река-море»: они способны перевозить 429 TEU в речных условиях и до 531 TEU в морских. Их особенностью является носовое расположение надстройки, что позволяет оптимизировать размещение контейнеров.10 Сравнение проекта 00108 с другим распространенным типом судов «река-море» RSD59 показывает его большую контейнеровместимость (531 TEU против ~248 TEU у RSD59) при схожих габаритах, что указывает на специализацию под контейнерные грузы.38

Параллельно развивается и двустороннее морское сообщение. Россия и Иран подтвердили планы по организации регулярных морских линий между своими портами на Каспии, включая возможное создание круизного сообщения.14 В рамках этих усилий в феврале 2025 года был подписан План практических действий по сотрудничеству в транспортной сфере на 2025 год.14

Активное развитие контейнерных перевозок и строительство специализированного флота свидетельствуют о стратегическом сдвиге в восприятии Каспийского моря. Оно трансформируется из преимущественно регионального водоема для перевозки навалочных и генеральных грузов (хотя их объемы также растут 4) в важный сегмент международного транзитного коридора, способного обрабатывать контейнеризированные товары с высокой добавленной стоимостью. Этот переход требует не только наличия судов, но и соответствующего развития портовой инфраструктуры (контейнерные терминалы, крановое оборудование), а также цифровизации и упрощения таможенных и логистических процедур.24 Успешная реализация этих планов может существенно изменить карту евразийских логистических потоков, создав реальную конкуренцию традиционным сухопутным и морским маршрутам.

4. Региональное сотрудничество и стратегические соглашения

Развитие транспортных коридоров в Каспийском регионе невозможно без тесного международного сотрудничества. В последнее время наблюдается активизация как двусторонних, так и многосторонних форматов взаимодействия.

4.1 Двустороннее сотрудничество

  • Россия-Казахстан: Взаимодействие между Москвой и Астаной в транспортной сфере носит системный характер.11 Регулярно проходят встречи на уровне министров транспорта 31, на которых обсуждаются вопросы увеличения объемов перевозок по МТК «Север-Юг» (особенно по Восточной ветви), синхронизации мер по снятию барьеров, оптимизации маршрутов, разработки нового соглашения о транзите, модернизации и повышения пропускной способности автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска на границе.12 Подписаны межправительственные соглашения о совместной реконструкции моста через реку Таловая на границе и о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов.46 Казахстан принял собственную Концепцию развития транспортно-логистического потенциала до 2030 года, которая гармонизирована с планами по развитию МТК «Север-Юг».12
  • Россия-Иран: Ключевыми моментами сотрудничества являются договоренности по строительству участка Решт-Астара 13 и планы по запуску регулярного морского сообщения по Каспию.14 Подписание Плана практических действий по сотрудничеству в транспортной сфере на 2025 год закрепляет намерения сторон.14 Россия, Иран и Индия являются инициаторами и основными участниками соглашения о МТК «Север-Юг», подписанного еще в 2000 году.18
  • Россия-Азербайджан: Продолжаются переговоры по развитию западного маршрута МТК «Север-Юг», включая увеличение пропускной способности погранпереходов.27 В сентябре 2023 года Россия, Азербайджан и Иран подписали декларацию о развитии коридора, подтвердив готовность к сотрудничеству в оценке и анализе инфраструктурных возможностей.27

4.2 Многосторонние инициативы

  • Транспортный коридор «Каспийское море – Черное море»: Значительным событием стало продвижение в создании этого нового международного маршрута. Ожидается, что в 2025 году Туркменистан, Азербайджан, Грузия и Румыния подпишут четырехстороннее межправительственное соглашение о его создании и реализации.15 Проект, инициированный в 2018-2019 годах 17, призван соединить Центральную Азию с Европой через Каспийское и Черное моря, задействуя порты Туркменбаши, Баку, Поти/Батуми и Констанца.43 В феврале 2025 года состоялась рабочая встреча представителей четырех стран в формате видеоконференции, где обсуждался проект соглашения, вопросы наращивания грузоперевозок, стимулирования сотрудничества с заинтересованными сторонами, включая Европейский Союз, и возможности использования цифровых технологий.16
  • Каспийский экономический форум: Недавний III Каспийский экономический форум в Тегеране собрал представителей «каспийской пятерки» (Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан) для обсуждения перспектив развития ключевых транспортных артерий региона, включая МТК «Север-Юг» и Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, или Средний коридор).13 Форум подчеркнул общую заинтересованность стран в укреплении транспортного сотрудничества и обеспечении безопасности на Каспии.13
  • Дорожные карты по МТК «Север-Юг»: Помимо двусторонних планов, разрабатываются и многосторонние документы, такие как упомянутая ранее «дорожная карта» по развитию Восточной ветви МТК «Север-Юг» на 2024-2025 годы с участием России, Казахстана, Туркменистана и Ирана.30

Параллельное развитие МТК «Север-Юг», ориентированного в значительной степени на Россию и Иран, и коридора «Каспийское море – Черное море», который явно нацелен на связь с Европой и потенциально поддерживается ЕС 16, отражает сложную геоэкономическую динамику в регионе. Страны, расположенные на пересечении этих маршрутов, такие как Азербайджан и Казахстан, стремятся использовать свое географическое положение для участия в обоих проектах, диверсифицируя свои транзитные возможности и геополитические связи. Это создает как возможности для синергии (например, использование общей портовой инфраструктуры), так и потенциальную конкуренцию за грузопотоки и инвестиции. Туркменистан, активно участвуя в инициативе «Каспий-Черное море» 15, также демонстрирует стремление усилить свою роль в транзите в западном направлении, дополняя свое участие в восточной ветке МТК «Север-Юг». Таким образом, прикаспийские государства проводят многовекторную транспортную политику, стремясь максимально реализовать свой транзитный потенциал в условиях меняющегося глобального ландшафта.

5. Геополитический контекст и динамика рынка

5.1 Геополитические драйверы

Развитие транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе и МТК «Север-Юг» происходит на фоне глубоких геополитических трансформаций. Санкции, введенные против России 6, и общая переориентация ее торговых потоков на Юг и Восток 3 стали мощным катализатором для ускорения реализации проектов в рамках МТК «Север-Юг». Коридор приобретает критическое значение для обеспечения доступа России к рынкам дружественных стран и обхода ограничений.

Более широкий контекст включает изменение глобальных экономических связей, усиление роли таких объединений, как БРИКС+ 1, и растущий спрос на альтернативные, более устойчивые и безопасные логистические маршруты.2 Каспийский регион привлекает внимание и других крупных игроков. Китай рассматривает его как часть своей инициативы «Один пояс – один путь».3 Индия, являясь одним из основателей МТК «Север-Юг» 18, видит в нем ключевой элемент своей стратегии по расширению связей с Центральной Азией.51 Европейский Союз, в свою очередь, проявляет интерес к развитию альтернативных маршрутов в обход России 3, что может стимулировать развитие коридора «Каспий-Черное море».

Однако геополитическая обстановка несет не только стимулы, но и риски. Возможны попытки внешнего давления на страны-участницы с целью замедлить или ограничить развитие МТК «Север-Юг».27 Исторически существующая конкуренция за региональное лидерство и различные внешнеполитические ориентации стран также могут создавать трения.3

5.2 Запуск новых логистических сервисов и маршрутов

Наиболее заметным новым логистическим продуктом, анонсированным на ближайшую перспективу, является запуск системных контейнерных перевозок по Транскаспийскому маршруту с 2025 года с использованием специализированных судов.9 Это знаменует переход от преимущественно нерегулярных перевозок к созданию устойчивого сервиса для контейнеризированных грузов.

Активно развивает новые логистические сервисы на МТК «Север-Юг» и ОАО «РЖД Логистика». Компания работает над совершенствованием технологий и сокращением сроков перевозки, что позволило, по ее данным, снизить себестоимость сквозного сервиса по восточному маршруту на 50% с августа 2023 года.52 Запускаются и новые маршруты для конкретных грузов, например, контейнерные перевозки белорусских удобрений в Китай по МТК «Север-Юг».24

Предпринимаются шаги по расширению географического охвата МТК «Север-Юг». Ведутся обсуждения о потенциальной интеграции коридора с иракским проектом «Сухой канал» («Путь развития»), что могло бы коренным образом изменить логистический ландшафт Ближнего Востока.53 Также планируется создание международного транзитного хаба с участием российской группы компаний «Дело» в порту Хамбантота (Шри-Ланка) для перевалки грузов, следующих по МТК «Север-Юг», что расширит его доступ к рынкам Южной и Юго-Восточной Азии.53 Интерес к коридору проявляют и другие страны ЮВА, такие как Индонезия, Малайзия, Сингапур, Мьянма.53

Важными площадками для обсуждения текущих проблем, перспектив и запуска новых инициатив служат отраслевые мероприятия. В 23-24 апреля 2025 года в Астрахани запланирован IV Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2025».1 Повестка форума охватывает широкий круг вопросов: анализ конъюнктуры рынка, развитие портовых мощностей и логистических центров, железнодорожная и речная логистика, агрологистика, финансовые инструменты, международная кооперация и устранение барьеров.1 Осенью в Астрахани также планируется проведение Международного форума МТК «Север-Юг».59 Эти мероприятия собирают представителей бизнеса, государственных структур, логистических компаний, грузовладельцев и экспертов из стран региона и за его пределами, способствуя налаживанию партнерских связей и выработке практических решений.

Таким образом, геополитические сдвиги выступают основным двигателем ускоренного развития МТК «Север-Юг», открывая новые экономические возможности. Однако та же геополитика создает сложный фон из конкурирующих интересов и потенциальных рисков. Успешное развитие транспортных коридоров в регионе будет зависеть не только от строительства инфраструктуры, но и от способности стран-участниц эффективно сотрудничать, гармонизировать процедуры и находить баланс в сложной международной обстановке.

6. Вызовы, возможности и перспективы

6.1 Ключевые события и существующие барьеры

Подводя итоги последних новостей, можно выделить несколько ключевых событий, определяющих динамику развития транспортной системы Каспийского региона и МТК «Север-Юг»:

  • Прорыв по участку Решт-Астара: Достижение соглашения между Россией и Ираном о начале работ по строительству этого критически важного железнодорожного звена.13
  • Старт контейнеризации Каспия: Запуск программы строительства специализированных контейнеровозов и анонсирование начала системных контейнерных перевозок с 2025 года.9
  • Формализация коридора «Каспий-Черное море»: Продвижение к подписанию межправительственного соглашения между Туркменистаном, Азербайджаном, Грузией и Румынией.15
  • Укрепление двустороннего сотрудничества: Активный диалог и подписание соглашений между Россией и Казахстаном 11, а также Россией и Ираном.14
  • Инфраструктурные улучшения: Ввод в эксплуатацию новых путепроводов 8 и продолжающийся ремонт и модернизация железнодорожной сети.7
  • Рост грузопотока: Сохранение положительной динамики объемов перевозок по МТК «Север-Юг» и через порты Каспия.4

Несмотря на эти успехи, на пути полномасштабной реализации потенциала коридоров сохраняются серьезные вызовы и «узкие места»:

  • Инфраструктурные разрывы и ограничения: Участок Решт-Астара все еще не построен.13 Существует потребность в дальнейшей модернизации портов (дноуглубление, увеличение мощностей по перевалке контейнеров).36 Возможны ограничения пропускной способности на отдельных участках железнодорожных и автомобильных сетей.12
  • Дефицит транспортных средств: Особенно остро стоит вопрос нехватки современного специализированного флота для Каспия, прежде всего контейнеровозов. Хотя начато строительство новых судов 10, удовлетворение растущего спроса потребует времени и значительных инвестиций.36
  • Операционные и логистические сложности: Необходимость дальнейшей гармонизации тарифов, упрощения и цифровизации таможенных и транспортных документов для обеспечения «бесшовной» логистики между странами.1
  • Финансовые потребности: Реализация всех запланированных инфраструктурных проектов и обновление флота требуют колоссальных инвестиций.1 Существуют опасения, что финансовые ограничения могут привести к сдвигу сроков реализации некоторых проектов.42
  • Геополитические риски: Сохраняется возможность влияния внешнеполитических факторов, изменения региональных альянсов или введения новых ограничений, что может повлиять на стабильность и предсказуемость маршрутов (см. раздел 5.1).

6.2 Возможности и перспективы

Несмотря на вызовы, МТК «Север-Юг» и транспортная система Каспийского региона обладают значительным потенциалом:

  • Экономическая эффективность: Основное преимущество – возможность сокращения сроков и стоимости доставки грузов по сравнению с традиционными морскими маршрутами через Суэцкий канал или сухопутными маршрутами через Дальний Восток.9
  • Доступ к рынкам: Коридор открывает прямой выход к быстрорастущим рынкам Ирана, Индии, стран Персидского залива, Центральной Азии, а в перспективе – Африки и Юго-Восточной Азии.1
  • Стимулирование торговли и развития: Развитие транспортной инфраструктуры способствует росту региональной и международной торговли, привлечению инвестиций и экономическому развитию прилегающих территорий.5 Особую роль может сыграть агрологистика, учитывая экспортный потенциал России и других стран региона в этой сфере.1
  • Стратегическое значение: В условиях глобальной нестабильности МТК «Север-Юг» может стать одним из опорных «мегакоридоров» Евразии 53, обеспечивающим устойчивость торговых связей.

6.3 Общий прогноз

Транспортная система Каспийского региона и Международный транспортный коридор «Север-Юг» находятся в фазе активного развития и стратегической перестройки. Текущая геополитическая и экономическая конъюнктура создает мощный импульс для ускорения этого процесса. Наблюдается реальный прогресс в строительстве инфраструктуры, заключении международных соглашений и запуске новых логистических сервисов, особенно в сегменте контейнерных перевозок по Каспию.

Однако для полной реализации амбициозных планов по многократному увеличению грузопотока (до 35 млн тонн и более к 2030 году) необходимо преодолеть ряд серьезных препятствий. Ключевыми факторами успеха станут: своевременное завершение строительства недостающих звеньев (прежде всего, Решт-Астара), обеспечение достаточного количества современных транспортных средств (особенно судов), дальнейшая гармонизация и цифровизация процедур на всем протяжении маршрутов, а также сохранение конструктивного диалога и координации между всеми странами-участницами.

В ближайшей перспективе (2025 год) основное внимание, вероятно, будет сосредоточено на практическом запуске и отладке регулярных контейнерных линий на Каспии, продолжении плановых работ по модернизации существующей инфраструктуры и укреплении договорно-правовой базы сотрудничества. Успех этих шагов заложит основу для дальнейшего масштабирования перевозок и превращения МТК «Север-Юг» в один из ключевых транспортных маршрутов Евразии.

Автор: Алексей Синельщиков

Источники

  1. Международный форум «Транспортная логистика Каспийского …, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://forumcaspian.ru/
  2. Международный транспортный коридор «Север-Юг» — ТД Партнер, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://tdpartner.ru/knowledge/mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug/
  3. Транспортные коммуникации Каспийского региона в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки — КиберЛенинка, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://cyberleninka.ru/article/n/transportnye-kommunikatsii-kaspiyskogo-regiona-v-novyh-usloviyah
  4. Рекордный рост грузооборота по транскаспийскому маршруту МТК «Север-Юг» в 2024 году, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://sbcargo.ru/news/rekordnyy-rost-gruzooborota-po-mtk-sever-yug-v-2024-godu/
  5. МТК «Север-Юг» как альтернатива Суэцкому каналу и драйвер пространственного развития России — «Каспийский вестник», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://casp-geo.ru/mtk-sever-yug-kak-alternativa-suetskomu-kanalu-i-drajver-prostranstvennogo-razvitiya-rossii/
  6. К вопросу о проблемах и перспективах МТК «Север-Юг» — статья в журнале Международная жизнь — «Каспийский вестник», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://casp-geo.ru/k-voprosu-o-problemah-i-perspektivah-mtk-sever-yug-statya-v-zhurnale-mezhdunarodnaya-zhizn/
  7. «РЖД» отремонтируют 30 км путей в рамках МТК «Север-Юг», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://trans.ru/news/rzhd-otremontiruyut-30-km-putei-v-ramkah-transportnogo-koridora-sever-yug
  8. На МТК «Север-Юг» открыли два новых путепровода < — InfraNews, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.infranews.ru/logistika/avtotransport/67298-na-mtk-sever-yug-otkryli-dva-novyh-puteprovoda/
  9. Суда идут: контейнерные перевозки по Каспию планируют нарастить с 2025 года, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://e-cis.info/news/566/123168/
  10. Суда идут: контейнерные перевозки по Каспию планируют нарастить с 2025 года, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://news.ati.su/article/2024/11/29/suda-idut-kontejnernye-perevozki-po-kaspiju-planirujut-narastit-s-2025-goda-615277/
  11. М. Мишустин заявил о системной работе РФ и Казахстана над …, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.alta.ru/logistics_news/118607/
  12. ​Казахстан и Россия укрепляют сотрудничество в сфере транспорта — Виртуальная таможня, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, http://vch.ru/event/view.html?alias=kazahstan_i_rossiya_ukreplyayut_sotrudnichestvo_v_sfere_transporta
  13. Коридор «Север–Юг» свяжет Каспийское море с Персидским заливом, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.ng.ru/cis/2025-02-19/5_9196_russia.html
  14. Россия и Иран подтвердили планы запустить регулярное …, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.korabel.ru/news/comments/rossiya_i_iran_podtverdili_plany_zapustit_regulyarnoe_morskoe_soobschenie_po_kaspiyu.html
  15. В этом году может быть подписано соглашение о создании еще одного транспортного коридора, который связывает Азию и Европу в обход России — trans.ru, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://trans.ru/news/v-etom-godu-mozhet-bit-podpisano-soglashenie-o-sozdanii-esche-odnogo-transportnogo-koridora-kotorii-svyazivaet-aziyu-i-evropu-v-obhod-rossii
  16. Состоялась рабочая встреча по международному транзитно-транспортному маршруту «Каспийское море – Чёрное море», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.mfa.gov.tm/ru/news/5060
  17. Межправительственное соглашение о маршруте Каспий …, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://portnews.ru/news/373380/
  18. Транспортный коридор Север — Юг стремительно развивается. Подключился Узбекистан с грандиозными планами — Правда.Ру, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.pravda.ru/economics/2187338-north-south-transport-corridor/
  19. Улучшение работы портов Каспия стимулирует развитие МТК «Север – Юг, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://morvesti.ru/exclusive/112774/
  20. Суда идут: контейнерные перевозки по Каспию планируют нарастить с 2025 года, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://xn--80aaahpr6aegphgefgd9d.xn--p1ai/press-centr/news/suda-idut-konteynernye-perevozki-po-kaspiyu-planiruyut-narast/
  21. Международный транспортный коридор Север – Юг. Современные намерения России, Ирана и Индии — Институт геополитики профессора Дергачева, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://dergachev.org/geop_events/220924-05.html
  22. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: история и перспективы, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://casp-geo.ru/mezhdunarodnyj-transportnyj-koridor-sever-yug-istoriya-i-perspektivy/
  23. Коридор «Север-Юг»: новые возможности для внешней торговли России, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://roscongress.org/materials/koridor-sever-yug-novye-vozmozhnosti-dlya-vneshney-torgovli-rossii/
  24. Коридору настраивают логистику | The corridor is being adjusted in terms of logistics — 1520International, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://1520international.com/content/2022/noyabr-2022/the-corridor-is-being-adjusted-in-terms-of-logistics/
  25. ПРОЕКТ МТК «СЕВЕР — ЮГ»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://cyberleninka.ru/article/n/proekt-mtk-sever-yug-problemy-i-perspektivy-v-usloviyah-sanktsiy
  26. Проект МТК «Север – Юг»: проблемы и перспективы, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://gossluzhba.gov.ru/api/dpo/methodical-materials/Download?id=9152e773-1e1c-ee11-affa-0894ef944087&file=5312f265-538f-49ea-ac46-aea088e0a5f6
  27. Азербайджан и Международный транспортный коридор «Север – Юг»: Запад усиливает давление — Военно-политическая аналитика, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://vpoanalytics.com/geopolitika-i-bezopasnost/azerbaydzhan-i-mezhdunarodnyy-transportnyy-koridor-sever-yug-zapad-usilivaet-davlenie/?sphrase_id=141398
  28. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОРИДОРА «СЕВЕР — ЮГ — КиберЛенинка, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennost-v-razvitii-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-yug
  29. Совокупный объем перевозок России и Азербайджана по МТК «Север-Юг» вырос на 10% — SeaNews, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://seanews.ru/2024/11/14/ru-sovokupnyj-obem-perevozok-rossii-i-azerbajdzhana-po-mtk-sever-jug-vyros-na-10/
  30. Россия, Казахстан, Иран и Туркменистан подписали «дорожную карту» по развитию МТК «Север ‒ Юг» на 2024-2025 годы — ПортНьюс, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://portnews.ru/news/365717/
  31. Россия и Казахстан обсудили развитие транспортного коридора «Север – Юг», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://e-cis.info/news/568/120125/
  32. Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан подписали дорожную карту по развитию восточного маршрута коридора «Север — Юг» — GOV.KZ, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.gov.kz/memleket/entities/mangystau/press/news/details/813248?lang=ru
  33. Казахстан и Россия обсудили развитие транспортного коридора Север-Юг и транзит угля в Китай | Номад | 14.03.2025 — Nomad.su, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://nomad.su/?a=4-202503140026
  34. Министры транспорта России и Казахстана обсудили увеличение грузооборота по коридору Север – Юг — ДорИнфо, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://dorinfo.ru/news/dorozhnye-proekty/ministry-transporta-rossii-i-kazakhstana-obsudili-uvelichenie-gruzooborota-po-koridoru-sever-yug/
  35. Основные результаты развития МТК «Север-Юг» в период 2021–2024 гг. и его, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://ecfs.msu.ru/Analitics/%D0%9C%D0%A2%D0%9A%20%C2%AB%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D0%AE%D0%B3%C2%BB%202021-2024%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0.pdf
  36. Потенциал восточной ветки МТК «Север ‒ Юг» составляет 15 …, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://portnews.ru/news/355347/
  37. МТК «Север-Юг» хотят сделать «помощником» Транссибу — LOGIRUS, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://logirus.ru/news/transport/mtk_-sever-yug-_khotyat_sdelat_-pomoshchnikom-_transsibu.html
  38. МТК «Север – Юг»: море возможностей – море проблем — Морские вести России, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://morvesti.ru/analitika/1685/113640/
  39. Путь на Восток: развитие евразийских транспортных коридоров — Сфера. Нефть и Газ, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://xn--80aaigboe2bzaiqsf7i.xn--p1ai/ipem2-2024-1
  40. МТК «Север – Юг»: от замысла к реализации — Морские вести России, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://morvesti.ru/analitika/1685/106899/
  41. Международный транспортный коридор «Север-Юг»: создание транспортного каркаса Евразии — «Каспийский вестник», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://casp-geo.ru/mezhdunarodnyj-transportnyj-koridor-sever-yug-sozdanie-transportnogo-karkasa-evrazii/
  42. Логистика. Итоги 2024 и прогноз на 2025 год — N.Trans Lab, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://ntranslab.ru/news/stati/logistika-itogi-2024-i-prognoz-na-2025-god
  43. Коридор от моря до моря | Corridor from sea to sea | 1520 International, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://1520international.com/content/2025/fevral-2025/koridor-ot-morya-do-morya/
  44. Транспортный коридор между Каспийским и Черным морям соберет подписи, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://logirus.ru/news/infrastructure/transportnyy_koridor_mezhdu_kaspiyskim_i_chernym_moryam_soberet_podpisi.html
  45. Россия и Казахстан рассматривают возможность увеличения грузоперевозок по МТК Север — Юг — Корабел.ру, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.korabel.ru/news/comments/rossiya_i_kazahstan_rassmatrivayut_vozmozhnost_uvelicheniya_gruzoperevozok_po_mtk_sever_-_yug.html
  46. Россия и Казахстан подписали ряд соглашений для развития международного транспортного коридора «Север – Юг», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://transportrussia.ru/razdely/obshchestvennye-slushaniya/21-economy/11683-rossiya-i-kazakhstan-podpisali-ryad-soglashenij-dlya-razvitiya-mezhdunarodnogo-transportnogo-koridora-sever-yug.html
  47. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.imemo.ru/files/File/magazines/rossia_i_novay/2023_03/12-Martynova.pdf
  48. Соглашение о создании и реализации международного транзитно-транспортного маршрута «Каспийское море – Чёрное море» может быть подписано в текущем году, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.newscentralasia.net/2025/02/12/soglasheniye-o-sozdanii-i-realizatsii-mezhdunarodnogo-tranzitno-transportnogo-marshruta-kaspiyskoye-more-chornoye-more-mozhet-byt-podpisano-v-tekushchem-godu/
  49. Соглашение о создании коридора «Каспийское море – Чёрное море» планируют подписать в 2025 году | Политика — Turkmenportal, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.turkmenportal.com/blog/87818/soglashenie-o-sozdanii-koridora-kaspiiskoe-more—chernoe-more-planiruyut-podpisat-v-2025-godu
  50. Соглашение по созданию маршрута «Каспийское море – Черное море» может быть подписано в 2025 году — МИД — BM.GE, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://bm.ge/ru/news/soglasenie-po-sozdaniiu-marsruta-kaspiiskoe-more-cernoe-more-mozet-byt-podpisano-v-2025-godu-mid
  51. Коридор «Север-Юг» расширит транзитный потенциал Казахстана – индийский эксперт — «Каспийский вестник», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://casp-geo.ru/koridor-sever-yug-rasshirit-tranzitnyj-potentsial-kazahstana-indijskij-ekspert/
  52. Медиарейтинг железнодорожных операторов: I квартал 2025 года — РЖД-Партнер, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/comments/mediareyting-zheleznodorozhnykh-operatorov-i-kvartal-2025-goda/
  53. МТК «Север – Юг»: формируется мегакоридор Большой Евразии, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.ritmeurasia.ru/news—2025-02-20—mtk-sever-jug-formiruetsja-megakoridor-bolshoj-evrazii-78660
  54. В апреле в Астрахани состоится форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2025 — TÜRKMENARAGATNAŞYK» AGENTLIGI, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://mincom.gov.tm/ru/news/1425/
  55. IV Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2025», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.rzd-partner.ru/events/forum/iv-mezhdunarodnyy-forum-transportnaya-logistika-kaspiyskogo-regiona-2025/
  56. Приглашаем на форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2025», дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://www.apehf.com/news/priglasaem-na-forum-transportnaya-logistika-kaspiiskogo-regiona-2025
  57. В Астрахани пройдет IV Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона 2025 — Медиапалуба, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://paluba.media/news/186132
  58. Транспортная логистика Каспийского региона-2025, Астрахань, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://mwship.ru/event/https-forumcaspian-2025/
  59. СМИ — Астраханский международный форум МТК Север-Юг, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://amf2024.ru/Media_ru
  60. МТК «Север – Юг»: формируется мегакоридор Большой Евразии, дата последнего обращения: апреля 22, 2025, https://e-gorod.ru/%D0%BC%D1%82%D0%BA-%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80-%D1%8E%D0%B3-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%83%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BC%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D1%80/
22 апреля, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели