В Бишкеке состоялся одиннадцатый саммит Организации тюркских государств
Геополитика и геоэкономика

В Бишкеке состоялся одиннадцатый саммит Организации тюркских государств

6 ноября 2024 года в Бишкеке под председательством президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова состоялся одиннадцатый саммит Организации тюркских государств (ОТГ) с участием Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Турецкой Республики, Республики Узбекистан, Венгрии, Турецкой Республики Северного Кипра, Туркменистана. В саммите также приняли участие председатель и члены Совета старейшин ОЭС и главы организаций тюркского сотрудничества.

Перед саммитом Совет министров иностранных дел (СМИД) ОЭС собрался для доработки документов для подписания главами государств, а также для принятия документов на уровне СМИД и обсуждения различных вопросов, стоящих на повестке дня Организации.

Сообщается, что в ходе саммита, посвящённого теме «Расширение возможностей тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех», главы государств подчеркнули свою неизменную приверженность углублению и расширению сотрудничества в тюркском мире и укреплению солидарности между тюркскими государствами в рамках ОТС.

По итогам Саммита приняты решения:

  • Принятие «Тюркского зелёного видения: единство ради устойчивого будущего»
  • Провозглашение Бишкека цифровой столицей тюркского мира в 2025 году
  • Устав тюркского мира
  • Положение о постоянных представителях ОТГ
  • Принятие флага ОТГ
  • Резолюции о вручении премьер-министру Виктору Орбану и Нобелевскому лауреату профессору Азиз Санджар «Высшего ордена тюркского мира»
  • назначение заместителей генерального секретаря Секретариата OTГ

Кроме того, министры и главы институтов государств-членов подписали

  • Соглашение о партнёрстве в сфере цифровой экономики между правительствами государств-членов ОЭС
  • Соглашение о создании механизма гражданской защиты ОЭС
  • Меморандум о создании Совета центральных (национальных) банков Банки государств-членов ОЭС;
  • Меморандум о взаимопонимании между государствами-членами ОЭС в области космической деятельности
  • Меморандум о взаимопонимании между государствами-членами ОЭС в области разработки тюркской крупномасштабной языковой модели
  • Меморандум о взаимопонимании в области создания Тюркского совета по «зеленому» финансированию государств-членов ОЭС

В конце саммита, на котором председательство в Организации перешло от Казахстана к Кыргызстану, главы государств подписали Бишкекскую декларацию саммита ОТГ. Лидеры также договорились, что следующий регулярный саммит пройдёт в Азербайджане в 2025 году, а неформальный саммит Организации — в Венгрии в 2025 году.

В связи с проведенным международным мероприятием предлагаем ознакомиться с геополитической оценкой использования фактора ОТГ турецким руководством. Соответствующий анализ представлен на сайте партнёра портала «Каспийский вестник» — итальянской аналитической платформы «Special Eurasia».

Автор анализа Сильвия Болтук пишет, что мероприятия в формате ОТГ подчеркивают растущую роль Турции в Центральной Азии, делая Анкару важным игроком в евразийской торговле и логистике, а также способствуя росту геополитического влияния Турции как в сфере экономических инициатив, так и в сфере культурной дипломатии в регионе.

Анкара тесно связывает свою долгосрочную цель по объединению тюркоязычных народов под своим влиянием с более широкой геополитической стратегией. С помощью подконтрольных государству учреждений, таких как Управление по делам религии Турции, известное как «Диянет», и Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA), Анкара продолжает расширять своё культурное и экономическое присутствие в Центральной Азии, выходя за рамки инфраструктурных проектов и включая религиозную и гуманитарную деятельность.

Сценарный анализ

Изменяя торговые маршруты в обход контролируемых Россией коридоров, стратегические инициативы Анкары, в том числе строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, напрямую бросают вызов влиянию Москвы в Центральной Азии. Железная дорога усиливает позиции Турции как ключевого игрока в евразийской торговле, укрепляя её связи со столицами Центральной Азии и расширяя геополитическое влияние.

Пантюркизм, возрожденный благодаря Организации тюркских государств и более широкой региональной стратегии Анкары, еще больше угрожает интересам Москвы и Пекина.

Кремль, который традиционно рассматривает Центральную Азию как часть своего ближнего зарубежья и сферы влияния, рассматривает растущую роль Анкары как экзистенциальную угрозу своему геополитическому доминированию. Пантюркизм не только подрывает «мягкую силу» Москвы, но и угрожает балансу безопасности в таких странах, как Казахстан, где этнические русские составляют значительную часть населения.

Пекин обеспокоен растущим влиянием пантюркизма и его последствиями для Синьцзяна, где уйгурский сепаратизм по-прежнему представляет угрозу безопасности. Хотя правительство Эрдогана столкнулось с критикой со стороны турецкой общественности за то, что не принимает более активного участия и не осуждает стратегию Пекина в Синьцзяне, твёрдая позиция Анкары в отношении прав уйгуров уже повлияла на то, как китайская общественность воспринимает этот вопрос, и может помешать долгосрочным проектам «Один пояс, один путь» (BRI) в регионе.

Сценарии будущих рисков

  • Сценарий 1: Москва усиливает своё присутствие в Центральной Азии, особенно в Казахстане и Кыргызстане, чтобы противостоять растущему влиянию Анкары. Это может привести к усилению военного или экономического вмешательства, в чём-то напоминающего действия России на западном направлении.
  • Сценарий 2: Пекин может активизировать свои дипломатические усилия, чтобы наладить взаимодействие с Анкарой в урегулировании напряжённости вокруг уйгурского вопроса, возможно, предлагая экономические стимулы или более тесное сотрудничество в других сферах, чтобы компенсировать риски, связанные с пантюркизмом. Благодаря такому сотрудничеству Китай и Турция могут противостоять российской региональной стратегии и представлять угрозу для присутствия Москвы в ближнем зарубежье.
  • Сценарий 3: Анкара использует своё членство в НАТО и укрепляет свою роль в качестве прозападной державы в Центральной Азии, создавая геополитическую перестройку, которая противоречит интересам России и Китая в регионе.

В заключении автор анализа отмечает, что Москва и Пекин должны пересмотреть свои стратегические позиции в Центральной Азии с учётом растущего влияния Анкары. Для Кремля укрепление дипломатических и экономических связей со столицами стран Центральной Азии имеет решающее значение наряду с усилением культурной дипломатии для противодействия пантюркистской повестке. Сотрудничество в сфере безопасности с правительствами стран региона также необходимо укреплять, чтобы предотвратить дальнейшее ослабление влияния Москвы.

Пекину следует сосредоточиться на укреплении сотрудничества в области развития и безопасности со странами Центральной Азии, чтобы защитить свои интересы в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Более комплексное решение уйгурского вопроса будет иметь важное значение для ограничения влияния Турции в Синьцзяне.

Правительствам стран региона следует вести активную дипломатию с Анкарой, чтобы сдерживать её амбиции и избегать эскалации. Для того чтобы сбалансировать растущее влияние Анкары с региональной стабильностью, потребуются скоординированные усилия Москвы, Пекина и столиц Центральной Азии.

Влад Кондратьев

11 ноября, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели