6 ноября 2024 года в Бишкеке под председательством президента Кыргызской Республики Садыра Жапарова состоялся одиннадцатый саммит Организации тюркских государств (ОТГ) с участием Азербайджанской Республики, Республики Казахстан, Турецкой Республики, Республики Узбекистан, Венгрии, Турецкой Республики Северного Кипра, Туркменистана. В саммите также приняли участие председатель и члены Совета старейшин ОЭС и главы организаций тюркского сотрудничества.
Перед саммитом Совет министров иностранных дел (СМИД) ОЭС собрался для доработки документов для подписания главами государств, а также для принятия документов на уровне СМИД и обсуждения различных вопросов, стоящих на повестке дня Организации.
Сообщается, что в ходе саммита, посвящённого теме «Расширение возможностей тюркского мира: экономическая интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех», главы государств подчеркнули свою неизменную приверженность углублению и расширению сотрудничества в тюркском мире и укреплению солидарности между тюркскими государствами в рамках ОТС.
По итогам Саммита приняты решения:
- Принятие «Тюркского зелёного видения: единство ради устойчивого будущего»
- Провозглашение Бишкека цифровой столицей тюркского мира в 2025 году
- Устав тюркского мира
- Положение о постоянных представителях ОТГ
- Принятие флага ОТГ
- Резолюции о вручении премьер-министру Виктору Орбану и Нобелевскому лауреату профессору Азиз Санджар «Высшего ордена тюркского мира»
- назначение заместителей генерального секретаря Секретариата OTГ
Кроме того, министры и главы институтов государств-членов подписали
- Соглашение о партнёрстве в сфере цифровой экономики между правительствами государств-членов ОЭС
- Соглашение о создании механизма гражданской защиты ОЭС
- Меморандум о создании Совета центральных (национальных) банков Банки государств-членов ОЭС;
- Меморандум о взаимопонимании между государствами-членами ОЭС в области космической деятельности
- Меморандум о взаимопонимании между государствами-членами ОЭС в области разработки тюркской крупномасштабной языковой модели
- Меморандум о взаимопонимании в области создания Тюркского совета по «зеленому» финансированию государств-членов ОЭС
В конце саммита, на котором председательство в Организации перешло от Казахстана к Кыргызстану, главы государств подписали Бишкекскую декларацию саммита ОТГ. Лидеры также договорились, что следующий регулярный саммит пройдёт в Азербайджане в 2025 году, а неформальный саммит Организации — в Венгрии в 2025 году.
В связи с проведенным международным мероприятием предлагаем ознакомиться с геополитической оценкой использования фактора ОТГ турецким руководством. Соответствующий анализ представлен на сайте партнёра портала «Каспийский вестник» — итальянской аналитической платформы «Special Eurasia».
Автор анализа Сильвия Болтук пишет, что мероприятия в формате ОТГ подчеркивают растущую роль Турции в Центральной Азии, делая Анкару важным игроком в евразийской торговле и логистике, а также способствуя росту геополитического влияния Турции как в сфере экономических инициатив, так и в сфере культурной дипломатии в регионе.
Анкара тесно связывает свою долгосрочную цель по объединению тюркоязычных народов под своим влиянием с более широкой геополитической стратегией. С помощью подконтрольных государству учреждений, таких как Управление по делам религии Турции, известное как «Диянет», и Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TIKA), Анкара продолжает расширять своё культурное и экономическое присутствие в Центральной Азии, выходя за рамки инфраструктурных проектов и включая религиозную и гуманитарную деятельность.
Сценарный анализ
Изменяя торговые маршруты в обход контролируемых Россией коридоров, стратегические инициативы Анкары, в том числе строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, напрямую бросают вызов влиянию Москвы в Центральной Азии. Железная дорога усиливает позиции Турции как ключевого игрока в евразийской торговле, укрепляя её связи со столицами Центральной Азии и расширяя геополитическое влияние.
Пантюркизм, возрожденный благодаря Организации тюркских государств и более широкой региональной стратегии Анкары, еще больше угрожает интересам Москвы и Пекина.
Кремль, который традиционно рассматривает Центральную Азию как часть своего ближнего зарубежья и сферы влияния, рассматривает растущую роль Анкары как экзистенциальную угрозу своему геополитическому доминированию. Пантюркизм не только подрывает «мягкую силу» Москвы, но и угрожает балансу безопасности в таких странах, как Казахстан, где этнические русские составляют значительную часть населения.
Пекин обеспокоен растущим влиянием пантюркизма и его последствиями для Синьцзяна, где уйгурский сепаратизм по-прежнему представляет угрозу безопасности. Хотя правительство Эрдогана столкнулось с критикой со стороны турецкой общественности за то, что не принимает более активного участия и не осуждает стратегию Пекина в Синьцзяне, твёрдая позиция Анкары в отношении прав уйгуров уже повлияла на то, как китайская общественность воспринимает этот вопрос, и может помешать долгосрочным проектам «Один пояс, один путь» (BRI) в регионе.
Сценарии будущих рисков
- Сценарий 1: Москва усиливает своё присутствие в Центральной Азии, особенно в Казахстане и Кыргызстане, чтобы противостоять растущему влиянию Анкары. Это может привести к усилению военного или экономического вмешательства, в чём-то напоминающего действия России на западном направлении.
- Сценарий 2: Пекин может активизировать свои дипломатические усилия, чтобы наладить взаимодействие с Анкарой в урегулировании напряжённости вокруг уйгурского вопроса, возможно, предлагая экономические стимулы или более тесное сотрудничество в других сферах, чтобы компенсировать риски, связанные с пантюркизмом. Благодаря такому сотрудничеству Китай и Турция могут противостоять российской региональной стратегии и представлять угрозу для присутствия Москвы в ближнем зарубежье.
- Сценарий 3: Анкара использует своё членство в НАТО и укрепляет свою роль в качестве прозападной державы в Центральной Азии, создавая геополитическую перестройку, которая противоречит интересам России и Китая в регионе.
В заключении автор анализа отмечает, что Москва и Пекин должны пересмотреть свои стратегические позиции в Центральной Азии с учётом растущего влияния Анкары. Для Кремля укрепление дипломатических и экономических связей со столицами стран Центральной Азии имеет решающее значение наряду с усилением культурной дипломатии для противодействия пантюркистской повестке. Сотрудничество в сфере безопасности с правительствами стран региона также необходимо укреплять, чтобы предотвратить дальнейшее ослабление влияния Москвы.
Пекину следует сосредоточиться на укреплении сотрудничества в области развития и безопасности со странами Центральной Азии, чтобы защитить свои интересы в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Более комплексное решение уйгурского вопроса будет иметь важное значение для ограничения влияния Турции в Синьцзяне.
Правительствам стран региона следует вести активную дипломатию с Анкарой, чтобы сдерживать её амбиции и избегать эскалации. Для того чтобы сбалансировать растущее влияние Анкары с региональной стабильностью, потребуются скоординированные усилия Москвы, Пекина и столиц Центральной Азии.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий