Азербайджанская SOCAR расширяет направления и географию своего нефтяного бизнеса
Каспийский транзит, Комментарии экспертов

Азербайджанская SOCAR расширяет направления и географию своего нефтяного бизнеса

Государственная нефтяная компания Азербайджана (SOCAR) по итогам  2020 года существенно наращивает свою роль на мировых рынках в качестве нефтетрейдера, подписывая все новые договора, расширяя географию своей деятельности в качестве поставщика и перевозчика нефти и нефтепродуктов. Об этом в статье для издания Report.az пишет эксперт Гулу Нуриев.

Новая весна в отношениях с Туркменистаном

Под конец прошлого года в СМИ была опубликована информация о том, что дочерняя структура Госнефтекомпании — SOCAR Trading, выиграла тендер на закупку туркменской нефти, производимой компанией Eni Turkmenistan. Тем самым SOCAR Trading вернул в свой портфель часть нефти, закупаемой с 2017-го года компанией Vitol в Туркменистане. По итогам данного тендера SOCAR Trading обошел таких гигантов нефтяного рынка, как ENOC, Vitol, Rosneft, Lukoil и Trafigura. По имеющейся информации, Eni Turkmenistan планирует отгружать 30-40 тыс. тонн в месяц Окаремской нефти в течение 2021 года.

Между тем, сделка эта имеет ключевое значение для SOCAR Trading и вот почему: годом ранее случилось недопонимание , завершившееся прекращением закупок туркменской нефти со стороны азербайджанской компании. «Экспорт туркменской нефти по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) начался с середины 2010 года. И бывало что Туркменистан поставлял на мировые рынки через БTД 3-4 млн тонн нефти. Также через Азербайджан на мировые рынки поставляются туркменские нефтепродукты — продукция Туркменбашинского нефтеперерабатывающего комплекса.

В 2018 году азербайджанская логистическая компания, которая все эти годы осуществляла поставки, проиграла в тендере российской компании. В результате этого в 2019 году туркменская нефть стала поступать на мировой рынок в обход бакинских терминалов. Она уже поставлялась по направлению в Махачкалу по нефтепроводу в Новороссийск», — пояснил эксперт в нефтяной сфере Ильхам Шабан.

Между тем, в СМИ причины этого решения не указывались, и только предполагалось, что речь идет о тарифной конкуренции. Но… вышла осечка – оказалось, у новой компании нет в резерве достаточного количества танкеров для транспортировки. По этой причине поставки туркменской нефти на мировые рынки существенно сократились, что, несомненно, повлияло на доходы иностранных нефтяных компаний в Туркменистане. Короче, вышла ситуация, как в азербайджанской пословице «не бывает супа из дешевого мяса».

«Тот факт, что SOCAR Trading удалось обойти мировых нефтетрейдеров в последнем тендере на закупку и перевозку туркменской нефти, говорит о том, что азербайджанской компании удалось вернуть свои позиции и предложить конкурентноспособные условия на достаточно жестком ценовом рынке». – отмечает И.Шабан.

Примечательно, что почти одновременно SOCAR Trading стала победителем и тендера на закупку сырой нефти, добываемой на месторождении “Киянлы” компанией Petronas в Туркменистане. Соглашение обеспечит ежегодные поставки из Туркменистана около 1 млн тонн сырой нефти.

Что это все может означать с точки зрения будущих перспектив? По словам эксперта, если мы проанализируем ситуацию с добычей нефти в Туркменистане, то увидим, что сейчас основная часть нефти там добывается на море. Компания Petronas и компания Dragon Oil увеличивают объемы добычи именно шельфовой нефти. А это нефть легче транспортировать на мировые рынки именно через Азербайджан: у нас есть готовая инфраструктура — это нефтепровод БТД с выходом на Средиземное море. Оттуда можно любому покупателю — будь то в Европе, Азии или на Ближнем Востоке — доставить нефть безо всяких проблем. О привлекательности этого маршрута говорит и тот факт, что сегодня по Баку-Джейхан транспортируется не только туркменская, но и казахская и российская нефть, которая добывается с каспийских месторождений. Известно, что компания Lukoil часть своей нефти, которую добывает на Каспии, направляет на мировой рынок именно через Баку-Тбилиси-Джейхан, и за последние десять лет она таким образом транспортировала уже чуть более 10 млн тонн нефти.

«Другими словами, преимущества азербайджанского маршрута очевидны. Остаётся лишь предложить выгодные условия, чтобы привлечь в этот трубопровод ещё больше каспийской нефти», — заключил И.Шабан.

Отметим, что в целом, годовой объем контрактов SOCAR Trading на поставку различных видов нефти из Туркменистана, России и Казахстана по БТД в Каспийском регионе составляет более 4 млн тонн.

Дружба с Беларусью

Еще одно направление, где деятельность SOCAR Trading особенно активна – Беларусь. Сотрудничество в сфере купли-продажи нефти с этой страной длится уже не один год. Причём началось всё со своп-поставок, когда SOCAR начала поставки венесуэльской нефти в эту страну.

С марта 2020 года же SOCAR Trading начал поставки азербайджанской нефти для Мозырского НПЗ, и к концу года общий объем поставок составил около 1 млн тонн Azeri Light, а также нефти других сортов. Поставки осуществлялись из портов и терминалов Супса и Джейхан.

В прошлом году из-за отсутствия импорта от крупных российских компаний в первом квартале в связи с разногласиями по цене Беларусь начала альтернативный импорт танкерной нефти, осуществлялись поставки из Норвегии, Саудовской Аравии, Азербайджана и США. Оператором нефтетранспортной системы Беларуси выступает «Укртранснафта», 100% акций которой находятся в управлении НАК «Нафтогаз Украины».

Контракт с SOCAR Trading продлен и в этом году планируется также поставка около 1 млн тонн нефти. «Здесь необходимо учесть, что не весь объем этой нефти является азербайджанским, в него входит топливо третьих стран. Но белорусская сторона, поскольку поставки осуществляются посредством SOCAR, учитывает её в своей статистики как целиком азербайджанскую», — заметил эксперт в нефтяной сфере И.Шабан.

Таким образом, несмотря на то, что основными потребителями азербайджанской нефти являются страны Средиземноморского и Черноморского бассейна, компании удалось отработать логистическую цепочку по поставкам нефти в Беларусь. Известно, что SOCAR доставляет нефть в порт «Южный» под Одессой, дальше уже белорусская сторона выбирает оптимальный логистический путь доставки до своих НПЗ.

«Расширение нефтяного сотрудничества между Азербайджаном и Беларусью несомненно важную роль играют дружественные политические взаимоотношения между странами. Товарооборот между нашими странами ежегодно растет, и поставки сырой нефти прибавляют тут добавочную стоимость. Отмечу также, что мы тоже импортируем из Беларуси для своих нужд бензин марки АИ-98», — добавил И.Шабан.

О том, что сотрудничество будет долгосрочным, говорят и заявления премьер-министра Беларуси Сергей Румас на недавней встрече с президентом SOCAR Ровнагом Абдуллаевым. «Мы хотим искать надежных партнеров, с которыми можно заключить долгосрочные контракты. Как показывает практика работы, SOCAR как раз может быть таким надежным партнером», — отметил белорусский премьер.

Между тем, SOCAR также планирует надолго обосноваться на белорусском нефтегазовом рынке, принимая участие в различных проектах в этом секторе. К примеру, специалисты SOCAR сейчас выполняют строительно-монтажные работы на Мозырском НПЗ, и белорусская сторона не скрывает, что заинтересована в присутствии высококвалифицированных трудовых ресурсов азербайджанской компании при реализации других крупных инвестиционных проектов в Беларуси.

Словом, зарекомендовав себя в качестве надежного и выгодно партнера, компании SOCAR удается выгодно диверсифицировать свой бизнес и географически, и секторально. А диверсификация – главное условие долгосрочности любого крупного бизнеса.

11 февраля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели