Значение Среднего коридора в меняющемся геополитическом ландшафте
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Значение Среднего коридора в меняющемся геополитическом ландшафте

На сайте Индийского совета по мировым делам (ICWA) опубликована статья под названием «Значение Среднего коридора в меняющемся геополитическом ландшафте». Авторомстатьи является доктор Пунит Гаур, научный сотрудник Совета.

В преамбуле к материалу отмечается, что продолжающийся конфликт между Россией и Украиной привел к ряду глобальных проблем, включая сбои в глобальных цепочках поставок, которые уже серьезно пострадали во время пандемии коронавируса. Конфликт и последовавшие за ним санкции западных стран в отношении России затронули различные регионы. Азиатские страны в настоящее время ищут альтернативные маршруты для торговли с европейскими рынками.

Северный коридор (через Россию), Южный коридор (через Иран) и Средний коридор (через Центральную Азию и Южный Кавказ) в настоящее время являются тремя существующими основными внутренними транзитными маршрутами, соединяющими Азию и Европу. В Северном коридоре безопасность грузовых перевозок вызывает озабоченность из-за последствий продолжающегося конфликта между Россией и Украиной. Кроме того, конфликт повлиял на конкурентоспособность Северного коридора. Использование Южного коридора затруднено из-за санкций против Ирана. В связи с изменением геополитического ландшафта Средний коридор, который проходит через Центральную Азию, Каспийское море, Кавказ и далее в Европу, становится все более значительным.

Снижение рисков, диверсификация торговых и транспортных маршрутов и реструктуризация логистических потоков стали более важными, чем когда-либо. По мере расширения грузоперевозок между Европой и Азией через Южный Кавказ и Центральную Азию международные грузоотправители стремятся разрабатывать новые транзитные маршруты в обход России. Средний коридор все чаще признается в качестве важнейшего связующего звена между Востоком и Западом. В этой связи в статье индийского мозгового центра обсуждается растущая поддержка Запада дальнейшего развития маршрута Среднего коридора и развития межрегионального сотрудничества. Важность и вызовы Среднего коридора также широко обсуждаются в статье. Кроме того, также был проведен краткий анализ взаимосвязей Индии с Евразией.

Средний коридор (Транкаспийский международный транспортный маршрут – прим. ред.)

Средний коридор начинается из Юго-Восточной Азии и проходит в европейские страны через Центральную Азию, Каспийское море и Южный Кавказ. Он сочетает в себе железнодорожные, морские и автомобильные виды транспорта и является альтернативой традиционным маршрутам через Россию. Средний коридор (Карта 1) имеет северное и Южное ответвления. Северная ветвь проходит через Казахстан, в то время как Южная ветвь проходит через Туркменистан и Узбекистан. После перехода на пароме через Каспийское море он разделяется на два маршрута: один пересекает Черное море из Батуми, Грузия, до гаваней Румынии и Болгарии, а другой по суше через Турцию в балканские страны. Средний коридор включает в себя важные порты Каспийского моря, такие как Бакинский международный морской торговый порт (Азербайджан), порты Актау / Курык (Казахстан) и порт Туркменбаши (Туркменистан), которые способствуют беспрепятственному перемещению товаров по этому коридору.

Карта 1

Источник: https://eurasianet.org/how-the-middle-corridor-is-shaping-georgias-relations-with-the-west

Инициатива «Средний коридор» была запущена в 2013 году, когда Казахстан, Азербайджан и Грузия подписали документ под названием «Создание координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ)». В 2015 году первая пробная партия под названием «Номад Экспресс» отправилась из Западного Китая в Баку через Актау и Каспийское море за шесть дней. Однако «Транспортный консорциум (оператор единого маршрута)» был создан в декабре 2016 года членами Координационного комитета для разработки маршрута. Транскаспийский международный транспортный маршрут начал функционировать в феврале 2017 года.

С открытием железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК) (Карта 2) 30 октября 2017 года был завершен еще один жизненно важный компонент Среднего коридора. С начальной пропускной способностью в 1 миллион человек и 6,5 миллиона тонн грузов БТК предлагает новое видение беспрепятственной торговли в обоих направлениях. Несмотря на задержки, связанные с пандемией, объемы перевозок по железной дороге Баку-Тбилиси-Карс постоянно увеличивались с момента ее открытия. Ожидается, что к 2034 году пропускная способность этого коридора увеличится до 3 миллионов пассажиров и 17 миллионов тонн грузов в год. 

Карта 2

Source:https://www.eurasian-research.org/publication/recent-developments-in-the-baku-tbilisi-kars-railway-project/ 

Лазуритовый коридор

Другое соглашение, известное как расширение Среднего коридора, коридор Ляпис-лазури (Карта 3) проходит из Афганистана в Турцию через Туркменистан, Азербайджан и Грузию. Это соглашение (о создании Лазуритового коридора – прим. ред) было подписано в Ашхабаде 14-15 ноября 2017 года. Коридор считается ощутимым результатом развития региональной интеграции и взаимосвязанности между Южной Азией и Европой. Строительство проекта началось в 2018 году с первоначальными инвестициями в размере 2 миллиардов долларов США.

Карта 3

Source:https://www.silkroadbriefing.com/news/2022/08/21/turkmenistan-essential-for-lapis-lazuli-corridor-connectivity-international-road-transport-union/

Маршрут Lapis Lazuli был соединен с железной дорогой Баку-Тбилиси-Карс в 2018 году, что позволило доставлять товары из Афганистана в Европу. Впоследствии Афганистан отправил свою первую пробную партию в Европу в декабре 2018 года. Министерство промышленности и торговли Афганистана заявило, что, основываясь на их выводах, коридор Ляпис-лазури является недорогим, безопасным и близким по сравнению с портом Карачи для транзита товаров Афганистана в Европу. В будущем Коридор Ляпис-лазури может стать альтернативой пакистанским торговым маршрутам для Афганистана. В январе 2021 года Туркменистаном, Азербайджаном и Афганистаном была подписана трехсторонняя дорожная карта для развития их сотрудничества по коридору Ляпис-лазури. Однако проект застопорился из-за захвата Кабула талибами в августе 2021 года.

Значение Среднего коридора

В течение нескольких лет развитие Среднего коридора происходило лишь постепенно, пока не ускорилось с началом российско-украинского конфликта и последовавшими за ним санкциями в отношении России. Во-первых, по сравнению с Северным коридором, Средний коридор предлагает более короткий маршрут, что приводит к сокращению времени в пути. В частности, Средний коридор помогает компаниям уменьшить проблемы с соблюдением санкций, связанные с транзитом через Россию.

Средний коридор предлагает доступ к новым рынкам, население которых, по оценкам, составляет более 80 миллионов человек вдоль маршрута. До российско-украинского конфликта более 90% железнодорожных перевозок между Европой и Дальним Востоком осуществлялось по российскому маршруту; однако в результате санкций в 2022 году перевозки по Северному коридору сократились на 40%, в то время как поддержка Среднего коридора увеличивается. В Казахстане также более чем в два раза увеличилось количество грузов, перемещаемых по Среднему коридору, достигнув 1,5 млн тонн в 2022 году по сравнению с 2021 годом. В 2022 году в Среднем коридоре наблюдался беспрецедентный рост, объем грузов увеличился в 2,5 раза до 1,5 млн тонн. Железнодорожные перевозки также увеличились более чем на 60% до 433 000 тонн в первом квартале 2023 года.

Более того, Средний коридор имеет большее значение для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. Экспорт энергоносителей из Центральной Азии в Европу может быть увеличен благодаря Среднему коридору. Казахстан рассчитывает отправить 1,5 миллиона тонн нефти, что составляет около 2-3% от общего объема экспорта нефти, в Европу через Средний коридор для диверсификации своих транспортных маршрутов. В рамках реализации дорожной карты, согласованной в ноябре 2022 года, страны—участницы — Азербайджан, Грузия, Казахстан и Турция — поставили цель увеличить пропускную способность Среднего коридора до 10 миллионов тонн в год к 2025 году.

Коридор также пересекает границы нескольких других стран. Однако по мере роста спроса страны начали прилагать большие усилия для улучшения инфраструктуры вдоль маршрутов и ускорения различных таможенных процедур. Продолжающиеся усилия по повышению стандартов и условий транзитных маршрутов вдоль Среднего коридора благоприятно повлияли на показатели. За первые четыре месяца 2023 года через территорию Азербайджана прошло 8 696 контейнеров, что на 130% больше, чем за соответствующий период 2022 года.

Развитию и расширению Транскаспийского сотрудничества будет способствовать создание логистических узлов и зон свободной торговли в портах Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, стимулирующих местную экономику. Страны региона могут извлечь выгоду из расширения торговли и экономического роста, используя преимущества Среднего коридора. Учитывая, что Иран и Россия находятся под санкциями, у Срединного коридора есть возможность зарекомендовать себя как эффективный маршрут для торговли Восток-Запад.

Внедрение цифровых инструментов, оцифровка и упрощение пограничных процессов и процедур, а также гармонизация политики в отношении таможенной и транспортной документации являются некоторыми начальными этапами на пути к разработке международной платформы для сотрудничества и действий. Джонатан Чарльз, бывший управляющий директор Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и международный советник в Казахстане, подчеркнул, что «тесная координация между всеми заинтересованными сторонами на маршруте необходима для реализации всего потенциала Среднего коридора».[xxi]

Растущее межрегиональное сотрудничество

31 марта 2022 года четыре страны — Грузия, Азербайджан, Турция и Казахстан — подписали четырехстороннюю декларацию о развитии Среднего коридора, намереваясь способствовать расширению сотрудничества и повышению транзитного потенциала стран, граничащих с коридором. Целью этого совместного предприятия является полная автоматизация услуг грузовых перевозок по маршруту, предлагая высококачественные интермодальные транспортные и логистические услуги, гармонизируя трансграничные цены и создавая единую ИТ-платформу. Также устанавливаются эффективные государственно-частные партнерства с европейскими логистическими компаниями, включая датскую Maersk, австрийскую Rail Cargo Group, финскую Nurminen Logistics и нидерландскую Rail Bridge Cargo, и все они работают над увеличением грузооборота на маршруте.

В апреле 2022 года датская судоходная корпорация Maersk открыла железнодорожное сообщение по «Среднему коридору». Согласно заявлению, маршрут был запущен «в ответ на постоянно меняющиеся потребности клиентов в цепочке поставок в нынешние чрезвычайные времена». 13 апреля 2022 года первый поезд, воспользовавшийся новой услугой, отправился из Сианя, Китай, проследовал через Казахстан, Каспийское море, Азербайджан и Грузию, затем пересек Черное море в Румынию и, наконец, отправился в Германию.

10 мая 2023 года финская компания Nurminen Logistics запустила контейнерный поезд через Каспийское море из Китая в Центральную Европу по Транскаспийскому маршруту. Маршрут был создан «за два месяца с нуля». 27 мая 2023 года первый поезд прибыл в Баку. В июне 2023 года Казахстан, Азербайджан и Грузия объявили о своем намерении создать совместную логистическую компанию и сблизить железнодорожные тарифы. Это важное событие для Среднего коридора между Центральной Азией и Европой вдоль Среднего коридора.

В последнее время активизировались усилия стран Центральной Азии по региональной интеграции, особенно в целях обеспечения устойчивого сообщения в регионе и за его пределами. Страны Центральной Азии активно развивают свою инфраструктуру, включая железные дороги. За последние шесть лет Казахстан построил 2500 км железных дорог стоимостью 35 миллиардов долларов США. Наряду со своими связями с Китаем Узбекистан и Кыргызстан активно расширяют свои железнодорожные сети. Тем временем Азербайджан и Казахстан улучшают пропускную способность своих портов на Каспийском море и паромов. Несмотря на сохранение нейтралитета в российско-украинском конфликте, страны Центральной Азии, проходящие через Средний коридор, ищут альтернативный маршрут Северному коридору, в котором доминирует Россия, и более надежную инфраструктуру для облегчения межрегиональной торговли.

14 сентября 2023 года на Пятом Консультативном саммите глав стран Центральной Азии, состоявшемся в Душанбе, Таджикистан, куда президент Азербайджана Ильхам Алиев был приглашен в качестве почетного гостя, президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов предложил создать общую центральноазиатскую транспортно-логистическую платформу. Учитывая «благоприятные условия» для грузовых и пассажирских перевозок между странами Центральной Азии, он заявил, что транспорт является важной темой обсуждения между странами региона и что сейчас подходящее время для расширения сотрудничества в этой области. Туркменистан подчеркнул более выгодные транспортные связи между Южным Кавказом и Центральной Азией. Страны Южного Кавказа также сотрудничают, чтобы сыграть важную роль в продолжающемся развитии Транскавказского транзитного коридора (КТК).

Более того, страны Центральной Азии смотрят на Кавказ с точки зрения укрепления Транскаспийского коридора посредством расширения партнерских отношений и кооперации в целях создания конкурентоспособной альтернативы другим региональным маршрутам транспортировки продукции, в первую очередь для получения выгод от торговли между Китаем и Европой. Объем торговли между Китаем и ЕС в последние годы достигал около 600 миллиардов долларов США ежегодно, и ЕС стал крупнейшим торговым партнером Китая, обогнав США и Японию. Эффективное использование Среднего коридора обеспечит странам региона значительные экономические перспективы за счет увеличения торговли между Китаем и Европой.

Поддержка Коридора западными странами

Российско-украинский конфликт и активизация дипломатических и экономических обменов Китая со странами Центральной Азии подтолкнули Запад к возобновлению сотрудничества с регионом путем увеличения долгосрочных инвестиций. Таким образом, стратегическое внимание Запада переключилось на Южный Кавказ, Каспийское море и Центральную Азию, и растущая поддержка Срединного коридора является одним из компонентов расширения взаимодействия.

29 сентября 2023 года канцлер Германии Олаф Шольц принимал лидеров пяти государств Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана – на их первом в истории саммите в Берлине. Государства-члены Европейского союза (ЕС) стремятся наладить региональное сотрудничество в меняющемся геополитическом ландшафте из-за российско-украинского конфликта и стремятся противодействовать доминирующему положению России в регионе, инвестируя в альтернативные маршруты. Поэтому для укрепления регионального и экономического сотрудничества лидеры выразили заинтересованность в развитии Среднего коридора и обеспечении финансирования инфраструктурных проектов в рамках Плана Global Gateway в совместном заявлении по итогам саммита.

Ранее, в июне 2023 года, федеральный президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер во время своего двухдневного государственного визита в Казахстан заявил, что для торговых отношений между Азией и Европой «Срединный коридор» должен «стать альтернативой северному маршруту через Россию и Белоруссию и южному маршруту через Иран».

Президент США Джо Байден также обсудил развитие Транскаспийского торгового маршрута (Средний коридор) на первом в истории саммите с главами государств стран Центральной Азии, который состоялся 19 сентября 2023 года в кулуарах 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, Байден пообещал использовать Партнерство G7 в области глобальной инфраструктуры и инвестиций (PGII) для продвижения инвестиций США в Средний коридор и оказания помощи в его развитии.

Несмотря на рост торговли через Средний коридор, необходимо устранить многие административные, инфраструктурные и политические препятствия, прежде чем он сможет эффективно конкурировать с другими основными торговыми маршрутами Евразии.

Вызовы

У стран Прикаспийского моря были проблемы с нехваткой финансирования, инфраструктуры и технологий. Каспийский бассейн является одной из самых сложных «территорий поиска нефти» в мире. Несмотря на значительный рост торговли вдоль коридора, Средний коридор продолжает сталкиваться со многими проблемами, такими как отсутствие инфраструктуры и услуг по транспортировке, жаркий и сухой климат летом вдоль Каспийского моря, потенциально влияющий на скоропортящиеся товары, задержки при пересечении границ и спорадическая политическая нестабильность. Эти вопросы должны быть решены до увеличения объемов грузоперевозок.

Узкие места, такие как ограниченная пропускная способность морских портов и железных дорог, отсутствие единой структуры тарифов и единого оператора, могут привести к задержкам в транзите. На Средний коридор приходится почти 3-5% всех товаров, перемещаемых по Северному маршруту, несмотря на значительный всплеск. Маршрут медленнее и дороже Северного маршрута, поскольку для пересечения моря требуются мультимодальные перевозки и имеется больше пограничных переходов. Спрос на улучшенные железные и шоссейные дороги сохраняется годами и является одной из основных инфраструктурных проблем, которая должна быть решена.

Узлам Каспийского моря также требовалась инфраструктура для обеспечения более доступных перевозок из портов Центральной Азии в Азербайджан. Более того, отсутствие глубоководного порта в Черном море также является одной из проблем в развитии Среднего коридора. Грузия намерена привлечь инвестиции для строительства в конечном итоге первого в стране глубоководного порта в Анаклии, используя преимущества своего географического положения, единственной страны Южного Кавказа с черноморским побережьем, и возобновившегося глобального интереса к Срединному коридору.

Индия заинтересована в изучении альтернатив подключения

Важность региональных и международных связей была подчеркнута превращением Индии в одну из самых быстрорастущих экономик мира. К 2030 году Индия станет крупным мировым производственным центром с возможностью экспорта товаров на сумму 1 триллион долларов США, и Европа по-прежнему будет важным пунктом назначения.

Значительное участие Индии в многочисленных проектах глобального подключения демонстрирует ее амбиции в отношении безопасных и доступных транспортных коридоров для доступа к рынку ЕС. В последнее время торговля между ЕС и Индией увеличилась, и они проводят обсуждения относительно соглашения о свободной торговле. В 2022-2023 финансовом году Индия экспортировала в ЕС товаров и услуг на 70 миллиардов евро. Важнейшие инициативы Индии в области подключения, такие как Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), подписание в 2016 году соглашения с Ираном о развитии порта Чабахар и присоединение к Ашхабадскому соглашению в 2018 году, потенциально могут оказать существенное влияние на торговлю Индии с ЕС и различными регионами мира.

9 сентября 2023 года, объявляя об экономическом коридоре Индия-Ближний Восток-Европа (IMEC) в кулуарах саммита G20, проходящего под председательством Индии, премьер-министр Нарендра Моди заявил, что для Индии улучшение транспортных связей — это не только средство увеличения торговли между различными странами, но и возможность повысить взаимное доверие путем следования определенным фундаментальным принципам, таким как соблюдение международных норм, правил и законов, уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, содействие финансовой жизнеспособности вместо экономического кризиса. увеличение долгового бремени и соблюдение всех экологических стандартов.

Благодаря Среднему коридору торговля Индии также может пойти более коротким путем в Европу через Кавказ и Каспийское море. Есть два пути; во-первых, поскольку Индия намерена использовать INSTC для выхода в Европу и Россию, объединение коридоров INSTC и Lapis Lazuli будет иметь ряд преимуществ. Второй вариант — связать коридор Ляпис-лазури с портом Чабахар, что будет способствовать экономике и безопасности, как только этот маршрут будет разработан. В современном мире, где Средний коридор приобретает все большее значение, сотрудничество с Индией повысило бы потенциал коридора благодаря его огромному рынку сбыта. На недавно завершившемся саммите G20 Индия сыграла роль «формирователя консенсуса» на глобальном уровне. Индия также может сыграть важную роль в сближении различных альтернатив подключения, незаменимых в меняющемся геополитическом ландшафте.

Вывод: Альтернативы — это новая реальность взаимосвязанности

Меняющийся геополитический ландшафт Евразийского региона предоставляет возможность для продвижения Срединного коридора. Хотя у каждой заинтересованной стороны в развитии Среднего коридора могут быть разные цели в отношении развития коридора, все они сходятся в улучшении взаимосвязанности в регионе и за его пределами. Он также предоставляет возможности для Южного Кавказа, который столкнулся с многочисленными проблемами в развитии своей инфраструктуры. Разработка новых транспортных маршрутов стратегически важна для Центральной Азии в свете недавних геополитических событий в регионе и за его пределами.

В связи с растущим экономическим значением Среднего коридора ЕС и США будут проявлять больший интерес к этому маршруту и оказывать ему поддержку. Повышение устойчивости поставок энергоносителей и сетей снабжения, а также стратегических преимуществ в более процветающем и стабильном регионе являются важнейшими задачами для США и ЕС, в первую очередь для смягчения последствий глобальной конкуренции с Китаем, Ираном и Россией.

Хотя мультимодальная конструкция Среднего коридора может препятствовать большим объемам перевозок и ограничивать эффективность, он предлагает альтернативу, диверсифицирует транспортные маршруты и открывает доступ экспортерам с Южного Кавказа и Центральной Азии на мировые рынки. В связи с продолжающимся конфликтом между Россией и Украиной (Северный маршрут), Срединный коридор имеет потенциал стать третьим вектором евразийского взаимодействия и новой реальностью среди существующих альтернатив соединения Восток-Запад. Более того, учитывая недавнее геополитическое развитие, создание множества альтернативных маршрутов является гибким подходом.

Об Индийском совете по мировым делам. Совет был основан в 1943 году группой индийских интеллектуалов в качестве аналитического центра. Он был зарегистрирован как неофициальная, неполитическая и некоммерческая организация в соответствии с Законом о регистрации обществ 1860 года. Актом парламента от 2001 года Индийский совет по международным делам был объявлен учреждением национального значения. Вице-президент Индии является президентом ICWA по должности.

Совет посвящен исключительно изучению международных отношений и внешней политики. Исторические международные конференции, такие как «Конференция по азиатским отношениям» в 1947 году под руководством борца за свободу Сароджини Найду и «Организация Объединенных Наций и новый мировой порядок» в 1994 году, были проведены этим аналитическим центром, на которых всемирно известные высокопоставленные лица выступали перед огромными собраниями интеллектуалов. Совет организовал множество конференций, совещаний и панельных дискуссий в своем элегантном здании под названием «Sapru House».

Первый премьер-министр независимой Индии, покойный Пандит Джавахарлал Неру, архитектор внешней политики Индии, был постоянным посетителем Sapru House для встреч с известными учеными, интеллектуалами и академиками.

В 2009 году была предпринята инициатива по проведению «Конференции по азиатским отношениям» и была организована конференция под названием «Формирующийся Китай: перспективы партнерства в Азии». На нем выступили 25 иностранных ученых из 15 стран, в нем приняли участие ученые, дипломаты и политики.

Расположенный на двух акрах земли в центре Нью-Дели, Sapru House располагает пышными зелеными лужайками и высококачественной инфраструктурой. Нынешнее здание было открыто Пандитом Джавахарлалом Неру в мае 1955 года. Он назван в честь выдающегося индийского юриста и интеллектуала сэра Теджа Бахадура Сапру, президента-основателя Совета. В этом здании был основан ряд известных и престижных индийских аналитических центров и организаций, таких как «Институт оборонных исследований и анализа» (IDSA), «Школа международных исследований» (которая позже была объединена со знаменитым Университетом Джавахарлала Неру), «Общество детского кино Индии» и «Институт прессы Индии». Совет располагает современной аудиторией вместимостью 380 человек. В нем есть отдельный конференц-зал и конференц-зал, где регулярно проводятся групповые обсуждения и семинары. Международные деятели регулярно приезжают и выступают на встречах в Sapru House.

Подготовил Влад Кондратьев

13 апреля, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели