Является ли коридор Арас альтернативой Зангезуру?
Вокруг Ирана, Зарубежные материалы по Каспию

Является ли коридор Арас альтернативой Зангезуру?

На сайте американского мозгового центра Институт Центральной Азии и Кавказа, председателем которого является известный американский эксперт по Центральной Азии и Каспию С. Фредерик Старр, опубликована статья под названием «Является ли коридор Арас альтернативой Зангезуру?». Автором статьи является Вали Каледжи, который живет в Тегеране, Иран, имеет докторскую степень по регионоведению, Центральной Азии и кавказоведению. Он опубликовал множество аналитических статей по евразийской проблематике для Eurasia Daily Monitor, The CACI Analyst, Института Ближнего Востока и клуба «Валдай». С ним можно связаться по адресу vali.kaleji@gmail.com.

В преамбуле к статье автор отмечает, что Иран и Азербайджан недавно договорились о создании транзитного маршрута под названием «Коридор Арас». Предполагается, что он пройдет через иранскую провинцию Восточный Азербайджан и соединит деревню Агбанд в юго-западной части Зангиланского района с городом Ордубад на юге Нахчывана. Коридор Арас в обход Армении мог бы стать альтернативой Зангезурскому коридору с потенциалом уменьшения озабоченности Ирана по поводу его общей границы с Арменией. Однако, если Армения и Азербайджан подпишут мирный договор, а Армения и Турция установят дипломатические отношения, нынешние преимущества коридора Арас будут сведены на нет. Эти уравнения изменятся только в том случае, если правительство Никола Пашиняна падет и к власти в Армении придут националистические и консервативные движения, выступающие против мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: В результате Первой Нагорно-карабахской войны было прервано прямое железнодорожное сообщение, а также автомобильная дорога между материковым Азербайджаном и эксклавным регионом Нахчыван. В этих условиях, минуя Армению через Иран, сухопутный маршрут через Биле Савар в северной провинции Ардебиль, недалеко от границы с Ираном и в 220 километрах от Баку, стал основным транзитным маршрутом между материковым Азербайджаном и Нахчываном, а также Турцией. Этот транзитный маршрут, являющийся частью иранской дороги 12, стратегически важен для Азербайджана. Это кратчайшее сухопутное сообщение, соединяющее западный Азербайджан с Нахчываном через участок Биле Савар-Джульфа.

Однако в трехстороннем соглашении о прекращении огня от 10 ноября 2020 года, завершающем Вторую Карабахскую войну, говорилось, что «все экономические и транспортные связи в регионе должны быть разблокированы». Это позволяло надеяться, что по прошествии трех десятилетий тупики, возникшие в транспортной системе региона, особенно на железных дорогах, будут устранены. Тем не менее, из-за постоянной напряженности на границе между Арменией и Азербайджаном, нестабильных условий в Нагорном Карабахе и сильного противодействия Зангезурскому коридору со стороны Ирана и Армении достигнут незначительный прогресс в вопросе возобновления транспортных маршрутов.
Вместо этого Тегеран и Баку договорились 11 марта 2022 года о прокладке новой железной дороги, шоссе, линий связи и энергоснабжения, соединяющих Восточно-Зангезурский экономический район Азербайджана с Нахчываном через территорию Ирана. Однако из-за напряженности в отношениях между Тегераном и Баку в последние два года из-за военных маневров, Израиля, Зангезурского коридора и нападения на посольство Азербайджана в Тегеране это соглашение не вступило в силу.

Тем не менее, после захвата Нагорного Карабаха азербайджанскими войсками в сентябре 2023 года Иран и Азербайджан договорились о транзитном маршруте, соединяющем западный Азербайджан с Нахчываном через Иран 9 октября 2023 года. Заместитель премьер-министра Азербайджана Шахин Мустафаев и министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш приняли участие в церемонии закладки моста, соединяющего две страны через реку Арас. Этот 55-километровый автомобильный и железнодорожный маршрут проходит через иранскую провинцию Восточный Азербайджан и соединяет деревню Агбанд в юго-западной части Зангиланского района с городом Ордубад на юге Нахчывана. Для того, чтобы шоссе достигло Ордубада, необходимо построить еще три моста (два железнодорожных и один автомобильный) через реку Арас.

ПОСЛЕДСТВИЯ: Транзитный маршрут, согласованный между Тегераном и Баку, называется коридором Арас. Иран рассматривает коридор Арас как альтернативу Зангезурскому коридору, который также может уменьшить опасения страны по поводу нестабильности вдоль ее общей границы с Арменией. Одним из обоснований того, что начатое строительство транзитного маршрута из Азербайджана в Нахчыван через Иран будет завершено, является то, что это уменьшит стимулы для Азербайджана принудительно наладить транзит через Армению.

Заявления по этому вопросу из Турции и Азербайджана получили широкое освещение в иранских СМИ. На следующий день после визита в Нахчыван, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил 25 сентября: «Мы делаем все возможное, чтобы открыть Зангезурский коридор. Есть также позитивные сигналы из Ирана. Если Армения воспрепятствует открытию Зангезурского коридора, возможно, что коридор пройдет через Иран». Более того, Хикмет Гаджиев, помощник президента Азербайджана, заявил Politico 25 октября, что «так называемый Зангезурский коридор потерял свою привлекательность: вместо этого мы можем сделать это с Ираном».

Эти новые и непредставленные позиции получили в Иране две разные интерпретации. Первая точка зрения считает, что коридор Арас является результатом оппозиции Ирана Зангезурскому коридору. В этой связи официальная точка зрения Ирана и правительства рассматривает коридор Арас как средство снижения напряженности в отношениях с Азербайджаном, сохранения сбалансированного подхода Ирана на Южном Кавказе и укрепления формата «3+3». С другой стороны, некоторые иранские эксперты относятся к коридору Арас с осторожностью и сомнением и полагают, что предпочтение, отданное ему правительством Азербайджана, носит временный и технический характер и направлено в первую очередь на то, чтобы оказать давление на Армению с целью сотрудничества в отношении Зангезурского коридора. В этой перспективе Зангезурский коридор остается предпочтительным вариантом как для Баку, так и для Анкары, и когда между Азербайджаном и Нахчываном будет установлено прямое наземное и железнодорожное сообщение через Армению, Баку откажется от коридора Арас.

В то время как строительство железной и автодороги в азербайджанской части Зангезурского коридора продвигается быстрыми темпами и, как ожидается, будет завершено к концу 2024 года, недавние заявления властей Азербайджана и Турции усилили подобную точку зрения в Иране. 2 января Эльчин Амирбеков, посланник президента Азербайджана по особым поручениям, сообщил Эстонскому общественному вещанию: «Мы начали переговоры с армянской стороной о восстановлении так называемого Зангезурского коридора, чтобы граждане Азербайджана, проживающие в Нахчыване или в основной части Азербайджана, имели беспрепятственный проезд по этой территории». 7 января министр транспорта Турции Абдулкадир Уралоглу заявил: «Мы считаем этот коридор незаменимым. Азербайджанская часть Зангезурского коридора (от Баку до Горадиза) близится к завершению. Протяженность турецкой части коридора составляет 224 км. В целом, весь процесс создания этого коридора займет пять лет. Итак, к 2028 году мы завершим всю работу». Президент Азербайджана Ильхам Алиев 10 января повторил новые требования Баку к Армении открыть экстерриториальный коридор в азербайджанский эксклав Нахичевань. Альперен Акташ, турецкий эксперт, оптимистично смотрит на этот процесс и считает, что «если будет достигнуто соглашение с Арменией, у Азербайджана будут две альтернативы транспортировки в Нахчыван: либо через Армению, либо через Иран».

Более того, премьер-министр Армении Никол Пашинян объявил о проекте «Перекресток мира» во время международной конференции «Шелковый путь» в Тбилиси 26 октября. Основанный на четырех принципах, заложенных в этот проект, он направлен на улучшение связи между Арменией, Турцией, Азербайджаном и Ираном посредством развития инфраструктуры, включая автомобильные и железные дороги, трубопроводы, кабели и линии электропередач. План, предложенный Арменией, который столкнулся с внутренней оппозицией, по-видимому, является попыткой отказаться от Зангезурского коридора и при этом выполнить девятый пункт соглашения о прекращении огня в Карабахе от 2020 года в отношении транзитного доступа и перевозок между Азербайджаном и Нахчываном. Таким образом, с точки зрения Ирана и Армении, как проект «Перекресток мира», так и коридор Арас могут помешать реализации Зангезурского коридора при открытии транзитных и транспортных маршрутов в регионе.

ВЫВОДЫ: В то время как Тегеран и Баку подписали соглашение о коридоре Арас 9 октября 2023 года, Армения и Азербайджан предпринимают шаги по подписанию мирного договора после окончания длительного нагорно-карабахского конфликта. 7 декабря два государства выступили с неожиданным совместным заявлением, первым в своем роде, на котором не стояла подпись какого-либо внешнего посредника. Если два государства подпишут мирный договор и если будет достигнуто взаимное признание территориальной целостности, а также установление дипломатических отношений между Арменией, Азербайджаном и Турцией, нынешние преимущества коридора Арас будут уменьшены. Кроме того, Азербайджан стремится уменьшить или устранить транзитную и энергетическую зависимость от Ирана посредством различных проектов, таких как строительство газопровода из Игдыра, Турция, в Садарак, Нахчыван, а также железной дороги Карс-Нахчыван. Эти уравнения, вероятно, изменятся только в том случае, если правительство Пашиняна в Армении падет и к власти в Армении придут националистические и консервативные движения, выступающие против мира с Азербайджаном и нормализации отношений с Турцией.

Подготовил Влад Кондратьев

13 апреля, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели