Баку претендует на роль ключевого хаба на Каспии
Повестка дня

Баку претендует на роль ключевого хаба на Каспии

Новый международный морской торговый порт в поселке Алят может обслуживать морские суда длиной 150-160 метров и грузоподъемностью 10 тысяч тонн, а также все другие типы судов, работающих в Каспийском море, сообщает интернет газета Nuz.uz.

Бакинский международный морской торговый порт, расположенный в поселке Алят, представляет возможность стать Азербайджану ключевым хабом в транспортной схеме, создав зону свободной торговли (ЗСТ) для мировых, региональных и местных компаний, предоставляя логистические, производственные, а также дополнительные виды обслуживания.

За последние 9 месяцев работы через порт осуществилась транспортировка 16 255 единиц крупных транспортных средств и другой автотехники. По сравнению с прошлым годом увеличился объем транспортировки нефти и нефтепродуктов, составив 1,24 миллиона тонн. Количество TEU (стандартные 20-футовые контейнеры) выросло до 13859 единиц.

Расширение порта, первая фаза которого уже осуществляется и завершится в конце года, запланировано в три этапа. После завершения первого этапа возможности порта увеличатся до объема 10-11 миллионов тонн грузов в год и транспортировки до 50 тысяч единиц TEU. Также ведется строительство нового 650-метрового причала, где смогут пришвартовываться одновременно пять судов.

Концепция зоны свободной торговли в Аляте заключается в том, что там будет создана вся инфраструктура: склады для любого вида товаров, промышленная зона для производителей, упаковка и маркировка товара, дополнительные виды обслуживания. На территории порта уже действуют банковское и почтовое отделения.

Азербайджан по географическому расположению находится на подходящем и стратегическом пространстве, на стыке Европы и Азии, Запада и Востока, на известном шёлковом пути, протягивающийся с Китая до Европы, также, на торговых путях севера–юга. Считается, что «соединительная концепция» исторически существовала в Азербайджане.

Например, одним из главных компонентов такого соединения являлись караван-сараи. Их основная функция заключалась в том, что верблюжьи караваны в течение дня преодолевали примерно 40 км. и останавливались, животных нужно было кормить и люди должны были отдохнуть. Именно для этого предусматривались караван-сараи. Значит, через каждые 40-50 км. можно встретить один маленький или большой караван-сарай для людей, проходящих ещё более длинные расстояния.

Но главной целью торговцев были города – мегаполисы Бухара, Самарканд, Табриз, Станбул, Халаб. Основные торговые операции проводились именно в мегаполисах. Эти города, мегаполисы создавали добавочную стоимость в экономике. Они имели две функции: транзит и создание добавочной стоимости. То есть, в первом случае эти города использовались для поездки в другие города и для отдыха в них, во втором, создавались новые продукты из продукций и сырья, доставленные из разных мест, эти новые продукты производились и продавались в другие города и государства по более высоким ценам. Вторая функция: этим мегаполисам с экономической точки зрения было более выгодно, только оттуда они получали большой доход и использовали их как переходной пункт. Тот же принцип актуален и в наши дни.

Баку претендует на роль ключевого хаба на Каспии

9 января Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев принял участие в открытии терминала Ро-Ро в комплексе Бакинского международного морского торгового порта в поселке Алят Гарадагского района столицы. Сообщается, что согласно генеральному плану, строящаяся в настоящее время первая очередь нового портового комплекса будет располагать 12 причалами грузоперевалочной возможностью 15 миллионов тонн грузов в год, в том числе 100 тысяч единиц 20-футовых контейнеров.

В рамках первой фазы предусмотрены 2 причала для судов типа Ро-Ро, универсальный сухогрузный и контейнерный терминал, состоящий из 7 причалов, 2 паромных причала, а также 1 причал для служебных судов флотилии. Также будут построены ремонтная база для служебных судов флотилии, операционное здание порта, грузовые участки и склада, пункты пограничной и таможенной служб, в целом, 72 здания и сооружения различного назначения.

Проведены проектирование международного терминала для пассажиров, приобретение, оснащение и установка кранов. Протяжённость причала для служебных судов флотилии в комплексе составляет 155 метров, и здесь одновременно могут пришвартоваться 11 небольших судов.

Расположенный на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север- Юг новый Бакинский международный морской торговый порт, строительство которого является составной частью политики превращения Азербайджана в важный транспортный и логистический центр региона, играет решающую и важную роль в расширении транзитных возможностей страны.

Реализация проекта началась Распоряжением, подписанным Президентом Ильхамом Алиевым в 2007 году. Строительство нового порта именно в поселке Алят неслучайно. Данная территория расположена на пересечении автомобильных дорог и железнодорожных линий, являющихся азербайджанскими сегментами коридоров Север-Юг и Восток-Запад, и прибавление к ним благодаря строительству нового порта водных магистралей по сути позволяет превратить эту территорию в важный транспортный узел и новое широкое логистическое пространство.

Под строительство этого комплекса был выделен земельный участок площадью 400 гектаров, а строящаяся в настоящее время первая фаза нового порта охватывает территорию в 117 гектаров. В 2010 году с участием Президента Ильхама Алиева был заложен фундамент комплекса, а в 2014 году было сдано в эксплуатацию одно из входящих в первый этап портовых сооружений — паромный терминал, состоящий из двух причалов.

Баку претендует на роль ключевого хаба на Каспии

Новый терминал Ро-Ро, способный принимать около 60 тысяч большегрузных автомобилей (TIR) или 1, 8 миллиона тонн грузов в год, построен в соответствии с самыми современными техническими требованиями. Грузоперевалочная способность первого причала на терминале составляет 800 тысяч тонн в год, а второго — 1 миллион тонн. Терминал Ро-Ро состоит из двух причалов. Протяженность первого причала составляет 222 метра, второго — около 190 метров. Терминал предусматривается для перевозки колесной техники в сегментах перевозок автомобиль — вода и вода — автомобиль.

Эта система обеспечивает безопасное причаливание судов независимо от снижения и повышения уровня воды. На основании проектного графика до конца января этого года завершится строительство еще семи общих грузовых причалов. А до конца первого квартала 2018 года планируется завершение строительства складов, подсобных зданий, других соответствующих инфраструктурных объектов, прокладки их инженерно-коммуникационных линий, а также монтажа вспомогательных систем. Строительство же операционного здания порта завершится в мае следующего года.

Особое внимание в рамках проекта уделяется созданию информационных технологий и инфраструктуры безопасности, отвечающих современным требованиям. С этой целью планируются применение на территории порта Портовой системы управления и информации, которая обеспечит эффективное управление операциями, и других компонентов информационных технологий, а также создание соответствующей охранной системы, отвечающей Международному кодексу по охране судов и портовых средств.

Применение компонентов информационных технологий обеспечит непосредственное повышение эффективности портовых операций. Портовая операционная система управления, применяемая на терминале Ро-Ро и являющаяся одним из полностью автоматизированных модулей информационных технологий, позволяет осуществлять все процессы в удобной и прозрачной форме.

Так, электронная декларация груза, пересекающего государственную границу Азербайджана и направляющегося в данный порт, вносится по линии Государственного таможенного комитета в здешнюю Операционную систему управления. В итоге выясняется дата поступления груза в порт, для него отводится место на территории ожидания, а оплата перечисляется компании-перевозчику в онлайн-форме.

На основании регистрационного номера входящего в порт транспортного средства в операционной системе отражаются данные о грузе, и владелец груза может наблюдать за этими данными. По окончании документирования осуществляется погрузка TIRа на судно, а порт назначения получает информацию о грузе, времени его доставки и судне. В настоящее время идет работа по подключению к сети посредством данной системы соответствующих государств и частных структур, а также портов Грузии, Казахстана и Туркменистана.

В строительстве нового Бакинского порта используются последние инженерные новшества, отвечающие самым современным стандартам. Кроме того, в рамках проекта для очистки выкачанных с судов вод с нефтяным составом и бытовых вод впервые в бассейне Каспийского моря построены установки биологической очистки воды, основанные на новейших технологиях. На сегодняшний день создан состоящий из 11 железнодорожных линий парк приема, отправки и сортирования вагонов.

В целях повышения эффективности погрузочно-разгрузочных операций у германской компании Ardelt закуплена новая портальная техника различного грузового назначения, в настоящее время осуществляется ее монтаж.

Новый порт непосредственно будет выполнять функцию пункта сосредоточения грузов для железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс, сданной в эксплуатацию в минувшем году. Таким образом, появится база для формирования эффективной и устойчивой логистической цепи, обеспечивающей сосредоточение в новом портовом комплексе грузовых потоков, поступающих в страну по коридорам с севера, юга, востока и запада, и транспортировку их отсюда по железнодорожной линии Баку-Тбилиси-Карс в направлении Европы или судами в восточном направлении. На прилегающих территориях, включая территорию нового порта, планируется создать свободную экономическую зону, которая, как важный транспортный узел, обеспечит для порта более широкие возможности транзита и перевозки.

Источник

Январь 10, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели