Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить
Зарубежные материалы по Каспию, Каспийский транзит

Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить

Эмиль Авдалиани, преподаватель истории и международных отношений Тбилисского государственного университета, в статье для портала Института Центральной Азии и Кавказа  – The CACI Analyst (Geopolitics doomed Georgia’s Anaklia Project, but can also resurrect it), пишет, что долгожданный грузинский портовый проект «Анаклия» официально завершился в январе 2020 года из-за внутренних проблем страны, а также геополитической конкуренции между США, Китаем и Россией. Однако эта же геополитическая конкуренция может породить новую концепцию строительства Анаклии.

Текущая ситуация: 9 января правительство Грузии официально отменило соглашение 2016 года, подписанное с консорциумом развития Анаклии (ADC). Официальной причиной стало несоблюдение консорциумом требований, изложенных в соглашении. В результате все текущие работы в Анаклии и ее окрестностях прекратились.

Проект ADC по строительству порта в Анаклии – не первая подобная попытка. Ещё в советское время коммунисты закладывали проект строительства глубоководного порта в Анаклии. Однако эта идея провалилась из-за отсутствия у СССР необходимых ресурсов и экономических трудностей конца 1980-х годов. Некоторые обозреватели также считают, что Москва не хотела, чтобы первый советский глубоководный порт был расположен на территории Грузии. После распада Советского Союза в 1991 году, несмотря на внутреннюю нестабильность в Грузии и экономический спад 1990-х годов, для строительства порта было предложено несколько проектов. После «Революции роз» 2003 года был представлен проект под названием Lazika, который, тем не менее, был официально заброшен в 2012 году.

Таким образом, политические элиты Грузии со временем поняли, что порт Анаклия имеет решающее значение для экономики Грузии и принесет пользу другим государствам Южного Кавказа и Каспийского бассейна.

Крупные океанские грузовые суда могут легко входить в Черное море, но разгружать свой груз могут только в нескольких портах, расположенных на западных берегах моря. В восточной же части Черного моря отсутствуют глубоководные порты, что сдерживает развитие экономических отношений в регионе. Строительство порта Анаклия позволило бы разместить в восточной части Черноморского бассейна крупные суда Panamax, которые осуществляют навигацию по Панамскому и Суэцкому каналам.

Перспективы: многие наблюдатели рассматривают порт Анаклия как чисто экономический проект и утверждают, что он был сорван, прежде всего, из-за враждебности между различными ведущими политическими деятелями в Грузии. Однако экономические проблемы Грузии и региональная геополитика, прежде всего, молчаливая заинтересованность России в срыве проекта, также являются важными причинами неудачи Анаклии.

В свете развития железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, связывающей Грузию с Азербайджаном, порт Анаклия позволит Каспийскому бассейну и прибрежным государствам Центральной Азии влиться в южнокавказский транспортный и энергетический коридор. Это придает проекту особое геополитическое значение, поскольку он хорошо вписывается в стратегию США и Европы по созданию транспортной инфраструктуры Восток-Запад в условиях конкуренции с аналогичными российскими инициативами. Действительно, российский фактор все это время игралважнуюроль. Хотя российские официальные лица практически не высказывались о порте Анаклия, недавние действия Москвы в Черном море демонстрируют, насколько для России важно построить первый глубоководный порт в этом районе. В середине 2019 года было объявлено, что консорциум РМП (Росморпорт) «Тамань», в который входят пять компаний, построит Таманский порт. Расположенный на российской стороне Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря, порт, скорее всего, подорвет потенциал Анаклии как транзитного пункта между Черным и Каспийским морями и станет главным транзитным пунктом для судов Panamax в восточной части Черного моря.

На проекте «Анаклия» негативно сказываются и действия самой Грузии, которая в 2019 году приняла решение о расширении других грузинских портов. Среди них – строительство мультимодального транзитного терминала в Поти и приглашение ряда иностранных компаний представить свои предложения по этому проекту. Грузинское правительство также выдвинуло идею строительства дополнительного терминала в Батуми. Хотя ни один из этих портов не является глубоководным, их расширение, тем не менее, ограничивает потенциал Анаклии и вызывает вопросы относительно его эффективности.

Однако есть и положительные перспективы для строительства Анаклии. Для Грузии 2020 год является политически крайне нестабильным периодом; в стране пройдут парламентские выборы, которые во многом будут решающими. Проект Анаклия гарантированно будет горячо обсуждаемой темой и инструментом различных сторон для прямых обвинений против оппонентов. Таким образом, внутренняя политика Грузии фактически может быть фактором сохранения идеи порта в повестке дня. Министр экономики Грузии Натия Турнава уже объявила правительственный тендер с целью поиска новых инвесторов.

Также надо учитывать, что существует более широкое евразийское измерение геополитического значения Анаклии, что будет способствовать тому, что проект, вероятно, сохранится в повестках дня основных региональных акторов. Хотя Пекин и Вашингтон в последнее время добились прогресса в торговых вопросах, геополитическая конкуренция между ними вряд ли снизится. По всей вероятности, императив Вашингтона состоит в том, чтобы ограничить усиляющуюся экспансию Пекина в центре Евразии. Одним из выражений данного противостояния является то, что США ограничивают китайские шаги по получению контроля над важной инфраструктурой, такой как дороги, порты и железные дороги. Как стратегически расположенный порт, Анаклия стала частью этой конкуренции, что хорошо отразилось в заявлении госсекретаря США Майка Помпео от июня 2019 года, когда он отметил, что «реализация [Анаклии] укрепит связи Грузии со свободной экономикой и не позволит Грузии находиться под экономическим влиянием России или Китая. Эти воображаемые друзья движимы не благими намерениями».

Поскольку США и Китай имеют принципиально разные взгляды на будущее моделирование Евразии, часто утверждается, что эта конкуренция подрывает перспективы строительства Анаклии. Однако та же геополитическая борьба и возможность попадания порта Анаклия в руки китайцев того, будут способствовать сохранению интереса США к порту.

Значение порта Анаклия в стратегических интересах США нашло свое отражение в различных недавних заявлениях и политических шагах. Например, в нескольких критических письмах, направленных грузинскому правительству, где Конгресс США призвал Тбилиси построить Анаклию, поскольку это улучшило бы положение страны в регионе. Кроме того, долгожданный новый посол США в Грузии Келли С. Дегнан в Тбилиси многими рассматривается как человек, специально выбранный для оказания помощи политическому переходу Грузии в 2020 году и реализации проекта «Анаклия».

Выводы: несмотря на неспособность построить порт Анаклиа из-за региональной геополитики (влияния России) и внутренней экономической политики Грузии (расширения порты Батуми и Поти), есть весомые геополитические причины, которые повышают ставки в игре вокруг порта. К ним можно отнести, прежде всего, американо-европейскую конкуренцию  вокруг евразийских портов и других важных объектов инфраструктуры.

Кроме того, как показывает история прошлых, постоянно проваливающихся попыток строительства глубоководного порта в Грузии, среди политической элиты этой страны существует четкое понимание необходимости создания глубоководного порта, так как это повысит экономическое и геополитическое значение Грузии в Черноморском регионе. Фактически, строительство Анаклии тесно связано с западными амбициями Грузии, включая более глубокое экономическое сотрудничество с ЕС и, возможно, использование Анаклии в военных целях, что принесет пользу сотрудничеству Грузии с НАТО. Кроме того, Анаклия может также стать решающим фактором в попытке Грузии позиционировать себя в качестве транзитного пункта между Каспийским и Черным морями и далее между государствами Центральной Азии и европейским рынком.

3 апреля, 2020

2 комментария To “Геополитика, недавно «похоронившая» грузинский проект Анаклия, может его и возродить”

  1. Фраза в статье — «Ещё в советское время коммунисты закладывали проект строительства глубоководного порта в Анаклии. » — откровенно презрительная по отношению к истории или же просто хамская . Грамотно сообщать — Проект закладывали изначально ещё в Советском Союзе. А так получается , что некие коммунисты не обращая на остальных граждан внимание , проектировали и строили в советское время только для себя.

Добавить комментарий для Иван Бровкин Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели