Насколько жизнеспособен Транскаспийский транспортный коридор
Каспийский транзит, Колонка редактора

Насколько жизнеспособен Транскаспийский транспортный коридор

К концу текущего года в СМИ стало появляться всё больше публикаций, посвящённых активизации развития транскаспийских грузоперевозок, одним из самых известных проектов которых является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) – мультимодальный международный транспортный коридор, пролегающий через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы.

Сообщалось о существенном росте контейнерных перевозок с момента  запуска регулярной фидерной линии между портами Актау (Казахстан) и Алят (Азербайджан) в апреле 2019 года.

Участниками ТМТМ также были запущены новые контейнерные сервисы. Так, в числе значимых достижений назывался запуск нового поезда сообщением Сиань (Китай) – Прага (Чехия), а также первый контейнерный состав сообщением Стамбул-Алматы через порт Актау.

В конце ноября стало известно, что 20 июня 2020 года будет дан старт регулярным железнодорожным контейнерным перевозкам через Транскаспийский коридор по маршруту Сиань (Китай) – Венло (Нидерланды). Новый маршрут презентовал Питер Пардоэль, глава голландской компании Cabooter Group, на саммите по Европейскому Шелковому пути, проходившем в Венло 27 и 28 ноября.

Надежды участников ТМТМ на форсированное развитие транскаспийских грузоперевозок в Европу также связаны с использованием транспортного потенциала железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). 6 декабря в Баку на международной конференции, посвященной 20-летию подписания соглашения по развитию транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия и 14-м заседании Постоянного секретариата Межправительственной комиссии ТРАСЕКА, министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров сообщил, что в ближайшем будущем транспортный потенциал БТК достигнет 15 миллионов тонн. По его словам, БТК является важнейшей частью Транскаспийского коридора, через который уже осуществляются перевозки грузов в сообщении Китай – Европа. Сейчас по дороге перевозится 6 млн тонн грузов. Основным драйвером увеличения грузопотока станут перевозки между Китаем и Европой.

Несмотря на позитивный информационный фон вокруг развития  грузоперевозок из Китая на альтернативном российскому маршруту направлении через Каспий, следует констатировать, что странам-участникам ТМТМ пока ещё рано говорить о состоявшемся формировании нового трансевразийского маршрута доставки товаров. К данному выводу можно прийти на основании анализа последних новостей о развитии транспортных маршрутов на Евразийском континенте.

Главными конкурентами транскаспийских грузоперевозок в настоящее время выступают иранский и российские маршруты.

Что касается первого, то в ноябре стало известно о планах по прокладке ряда новых железнодорожных магистралей через иранскую территорию. 

ChinaLogist.ru со ссылкой на киргизские СМИ и заявление президента страны Сооронбая Жээнбекова, сообщил, что сдвинулось с мертвой точки строительство железной дороги «Китай – Киргизия – Узбекистан».

Переговоры по дороге ведутся с начала 2000-х, последний раз вопрос обсуждался на встрече глав правительств стран ШОС в начале ноября. В итоге российская сторона согласилась выделить 200 млн рублей на технико-экономическое обоснование строительства.  Известно, что дорога пройдет по территориям Китая, Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Афганистана, Ирана и Турции. Основной участок, который нужно построить — киргизский протяженностью 268,4 км.

Кроме этого, в начале ноября Иран, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Турция подписали соглашение по открытию железнодорожного коридора из Китая в Европу. Комментируя событие, глава «Железных дорог Исламской Республики Иран» Саид Расули отметил, что пять стран согласовали детали проекта, доработали документы и подписали меморандум о железнодорожном коридоре, который протянется из Китая в Казахстан, далее в Узбекистан, Туркмению, Иран, Турцию и в Европу. Идея этого коридора получила развитие на переговорах в Чэнду, где проходила выставка транспортно-логистических услуг China (Chengdu) International Supply Chain and Smart Logistics Expo. Представители железнодорожных монополий Казахстана и Ирана обсудили конкретику нового маршрута на участке из Китая в Иран через три страны. Протяженность этой части коридора — около 10 тыс. км, а время транзита составит примерно две недели (подробнее на ChinaLogist.ru).

Если иранский маршрут для доставок китайских грузов в Европу пока выглядит в большей степени перспективным направлением, то российский продолжает уверенно наращивать грузооборот, измеряемый сегодня сотнями тысяч перевезённых контейнеров в ДФЭ – двадцатифутовым эквиваленте.

Обращает на себя внимание и тот факт, что китайские грузоотправители запускают всё новые направления грузоперевозок через Россию, пытаясь найти наиболее оптимальные варианты доставки грузов в Европу. При этом в отдельных случаях места отправки грузов, фигурирующие в новостях, позволяют сделать вывод о сравнении грузоотправителями преимуществ российского и транскаспийского маршрутов.

 К примеру, после упоминавшегося в начале статьи запуска поезда из Сианя в Прагу через Каспий, китайские грузоотправители протестировали схожий маршрут по направлению Сиань – Гданьск (Польша) через Россию.

Портал ChinaLogist.ru сообщает, что поезд из китайского Сианя в Гданьск — единственный глубоководный терминал на Балтике, прибыл к месту назначения всего за 12 дней. В будущем время в пути может быть сокращено до 10 дней. С января 2020 года маршрут станет регулярным.

Преимущества Гданьска заключаются в том, что его возможности можно использовать для открытия новых мультимодальных сервисов. Из него грузы можно перевозить в скандинавские страны, Финляндию и Великобританию. Комментируя открытие контейнерного маршрута, глава DCT Гданьск Кэмерон Торп рассказал, что это очень важное событие для польского порта. «Увеличиваются возможности порта и терминала Гданьска как северных ворот для самого быстрорастущего региона Европы», — отметил он.

Ещё одним перспективным направлением для перевозок из Китая в Европу через Россию призван стать контейнерный поезд из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАРа) Китая на северо-запад Европы — в голландский Роттердам.

В ноябре железнодорожный оператор из Чунцина – Yuxinou, отправил первый состав на данном маршруте. Об этом сообщает ChinaLogist.ru со ссылкой Railfreight. Известно, что поезд доставил сборный груз в две страны: часть товаров была выгружена в немецком Дуйсбурге, часть отправилась до конечной точки маршрута, Роттердама. Для тестирования перевозки были выбраны товары производителей СУАРа. В Роттердам были доставлены 42 тонны грузов на сумму $40 тыс.

Примечательно, что это первый контейнерный поезд, который был отправлен в рамках Китайско-европейской безопасной и интеллектуальной торговой линии (SSTL) — пилотного проекта между ЕС и странами Азии, который позволяет тестировать соответствие цепочки поставок рамочным стандартам безопасности. Соответствие проверяют для контейнеров, обмена данными между таможнями, сотрудничества в области управления рисками, взаимного признания таможенного контроля и программ торгового партнерства. Участники программы получают ряд преимуществ, включая досрочное декларирование, приоритет в проверке грузов и процедуре выпуска, более низкие тарифы и гарантию максимально быстрого таможенного оформления.

Подытоживая  вышесказанное, следует отметить, что перспективы каспийского направления трансевразийских грузоперевозок по-прежнему остаются туманными. Традиционные маршруты доставки товаров морем, либо через российскую территорию в рамках отлаженного механизма ЕАЭС, вряд ли уступят сколько-нибудь значительную доля перевозимых товаров каспийскому направлению. Сложный мультимодальный характер ТМТМ, необходимость пересечения нескольких государственных границ – те факторы, которые будут существенно сдерживать развитие транскаспийских грузоперевозок. В наиболее выигрышном положении среди других прикаспийских стран находится Казахстан, который активно участвует во всех перспективных направлениях развития грузоперевозок. Но удастся ли Баку и Ашхабаду, потративших сотни миллионов долларов на формирование транзитной инфраструктуры, получить свою долю «лакомого пирога» — вопрос, пока остающийся без ответа…

Автор: Влад Кондратьев

24 декабря, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели