Казахстанские железные дороги – настоящее и будущее
Каспийский транзит

Казахстанские железные дороги – настоящее и будущее

Портал РЖД «1520international.com» побеседовал с представителями национальной компании «Казахстан Темир Жолы» (Казахстанские железные дороги — КТЖ) о перспективах развития транспортной политики Астаны.

О подготовке к IPO, развитии международных связей и перспективах создания единого оператора на МТК Север – Юг рассказал директор департамента по работе со СМИ Кирилл Волков.

По его словам в 2025 году в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан планируется проведение IPO. При этом КТЖ необходимо реализовать ряд подготовительных мероприятий для его успешного проведения, в том числе:

увеличение регулируемых тарифов до уровня самоокупаемости. Соответствующая работа проводится с уполномоченным государственным органом;

закрепление эксклюзивного права на транзит за Национальной железнодорожной компанией.

В отношении развития Трансказахстанского ж/д коридора, который станет ключевым звеном Транскаспийского маршрута. Кирилл Волков рассказал, что суть развиваемого маршрута заключается в обеспечении высокой пропускной способности ж/д инфраструктуры, ускоренной доставки грузов и удобного сервиса путем применения современных технологий. Эффективность работы должны обеспечить интеллектуальные системы управления и диагностики, цифровая безопасность и передовые решения в сфере подвижного состава.

В текущем году планируется завершение ряда проектов, направленных на расширение пропускной способности ж/д инфраструктуры.

  • строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты протяженностью 836 км, что позволит увеличить пропускную способность участка в 5 раз и обеспечить бесперебойный экспорт отечественной продукции;
  • строительство обводной железнодорожной линии Алматы и перенаправление транзитного грузопотока на новый кратчайший маршрут обеспечит разгрузку Алматинского узла на 30% и повышение скорости транзитных контейнерных поездов в среднем на 24 часа;
  • в 2026 году планируется завершение строительства железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал, которое направлено на расширение инфраструктурных возможностей на государственной границе между Казахстаном и Узбекистаном, перераспределение грузопотока и разгрузку участка в направлении и через страны Центральной Азии.

По вопросу создания совместного логистического оператора для эксплуатации МТК Север-Юг представитель КТЖ рассказал, что создание оператора на восточной ветке требует дополнительной проработки со всеми заинтересованными сторонами, учитывая участие нескольких стран и текущую геополитическую ситуацию. Однако работа в этом направлении продолжается, поскольку развитие восточного маршрута имеет стратегическое значение.

О работе и планах «Казахстанских железных дорог» 1520International рассказал директор филиала АО «НК «КТЖ» — «Дирекция интегрированного планирования» Вадим Копылов.

Так, в 2024 году эксплуатационный грузооборот перевозок железнодорожным транспортом достиг рекордного показателя 272,1 млрд т-км. Общий объем перевозок грузов увеличился на 2% и составил 303,2 млн тонн.

При этом транзитные перевозки последние восемь лет показывают ежегодную динамику роста и в 2024 году обновили исторический рекорд, составив 27,4 млн тонн.

По словам Вадима Копылова, развитие транзитного потенциала Казахстана является одной из приоритетных задач политики государства. Для этого АО «НК КТЖ» реализует комплексную стратегию, которая нацелена на укрепление конкурентоспособности транспортных коридоров, проходящих через территорию страны, и повышение привлекательности транзита через Казахстан.

В Казахстане видят стабильный рост глобального транзита, что свидетельствует о стратегическом значении Казахстана, как ключевого игрока транспортного рынка по направлениям Восток – Запад и Север – Юг и планомерно проводят работу по диверсификации транзитных маршрутов.

«Видя потенциал Транскаспийского направления, мы формируем Трансказахстанский железнодорожный коридор, который распространится от границ с Китаем до портов Каспия…, сформируется специализированный контейнерный коридор с применением современных технологий, таких как перевозки двухъярусными контейнерными поездами, использование локомотивов нового поколения на сжиженном природном газе», — отметил представитель КТЖ.

По его словам казахстанской стороной уже сформирован транспортно-логистический кластер и на каждом ключевом маршруте работают логистические операторы:

  • на Северном коридоре — компания ОТЛК с участием Казахстана, России и Белорусии.
  • на Среднем коридоре совместное предприятие с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии, к которому планирует присоединиться Китай. Также в рамках коридора функционирует совместное предприятие с сингапурской компанией PSA.
  • на маршруте «Север-Юг» совместно с компанией Abu Dhabi Port Group создан логистический оператор, создается совместное предприятие с участием Казахстана, России и Туркменистана.

На всех этих маршрутах выработаны конкурентоспособные тарифы, что дает возможность обеспечивать положительные темпы роста.

Таким образом, одним из ключевых направлений транспортной политики Астаны является укрепление международного сотрудничества. Казахстан активно взаимодействует с соседними странами и международными партнерами, что позволяет республике упрощать процедуры на границах и развивать интеграцию, а также совместно разрабатывать новые логистические маршруты и сервисы.

Влад Кондратьев

4 апреля, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели