14 февраля 2020 г. Правительством Российской Федерации утверждён Комплекс мер по развитию транзитного потенциала Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг».
Своим мнением о принятом концептуальном документе с редакцией портала «Каспийский вестник» поделился авторитетный эксперт по развитию Международного транспортного коридора «Север-Юг», директор ООО Транспортно-экспедиционная фирма «ЛАКОР» Игорь Александрович Загребельный (г.Астрахань).
Игорь Александрович, как бы Вы, в общем, оценили принятый Правительством Комплекс мер?
Безусловно, Комплекс мер по развитию транзитного потенциала МТК «Север – Юг» это нужный и важный документ. Его давно было пора принять, чтобы придать деятельности нашей страны комплексный и нацеленный на конечный результат характер. Все меры и направления, указанные в нём, обоснованные и правильные.
Вместе с тем, как и любой документ подобного плана он не лишён определённых недостатков.
Например, одним из первоочередных мероприятий принятой программы развития является учреждение АНО «Дирекция международных транспортных коридоров», призванной осуществлять экспертно-аналитическое сопровождение проекта по развитию МТК «Север – Юг». Причём создание этой структуры намечено уже на первый квартал текущего года. Мне не совсем понятно, что это будет за структура, какие вопросы она будет решать и какими полномочиями обладать. К тому же почему в качестве организационно-правовой формы новой структуры заявлено именно некоммерческое объединение. В Иране, например, работающая на Каспии «Хазар Си Шиппинг Лайнз» — государственная компания, и как вновь созданная «Дирекция международных транспортных коридоров» будет налаживать сотрудничество с ней не совсем понятно.
Одним из важных мероприятий Комплекса мер является разработка учреждение Единого оператора МТК «Север – Юг». Насколько известно, эксперты уже давно призывают к созданию подобной структуры?
Да, это действительно так. Создание единого оператора – это давняя насущная задача. Однако это весьма и непростая задача. Чтобы его создать, нужно, как минимум провести трехстороннюю встречу между Россией, Ираном и Индией, где нужно будет решить все необходимые вопросы, в том числе и утверждение единого документа. В принятом правительством документе ничего не сказано о том, кто, когда и как будет организовывать эту встречу? Сможет ли АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» решить эту, да и иные актуальные задачи развития МТК «Север-Юг» — вопрос пока открытый.
Здесь нам следует взять пример с других прикаспийских стран, которые сегодня активно участвуют в развитии Транскаспийского международного транспортного коридора. Азербайджан и Казахстан совместно с другими партнёрами уже несколько лет, как создали необходимые организационные структуры, которые на регулярной основе встречаются и решают все необходимые вопросы развития транспортного коридора. Как итог, контейнерооборот на направлении Восток-Запад успешно растёт.
Комплекс мер предполагает создание портовой особой экономической зоны в Астраханской области на территории в районе морского порта Оля. Как Вы относитесь к подобному предложению?
Создание особой экономической зоны – это не панацея. Одной такой мерой проблемы не решить. Вызывает, по меньшей мере, удивление заявляемые авторами этой идеи ожидаемые объемы грузоперевозок в миллионы тонн груза. Если посмотреть на грузооборот России и Индии, то он примерно составляет около 3 млн тонн, которые сегодня идут морским путем в Петербург и Новороссийск. Оборот с Ираном сегодня тоже весьма небольшой – порядка 2 миллионов тонн. Поэтому откуда брать заявляемые миллионы тонн грузов в новую особую портовую зону – непонятно.
Спасибо за интервью!
Подробнее о Комплексе мер по развитию транзитного потенциала Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» в следующей публикации портала «Каспийский вестник»:
Автор: Влад Кондратьев
Добавить комментарий