По информации «Казгидромета», текущий уровень глубины акватории портов в среднем составляет 4,9 м при нормативном уровне судоходства 6,11 м. В связи с этим, суда в казахстанских портах Актау и Курык могут загрузиться только на 75%.
Для решения этой проблемы, Минтранс Казахстана намеревается провести дноуглубительные работы в акватории и подходных каналов обоих портов в период с 2023 по 2025 годы.
По предварительным расчетам, стоимость дноуглубительных работ составит 40,4 млрд тенге ($87,5 млн). Минтранс Казахстана ищет источники финансирования.
Чтобы танкеры смогли подойти к причалу, дно Каспия в районе порта Актау будут углублять на полметра либо на метр, а извлечь планируют 500 тысяч или миллион тонн грунта соответственно.
Как отметили в порту Актау, благодаря переговорам, Всемирный банк выделил грант для порта Актау.
Японское представительство Всемирного банка взяло на себя финансирование исследований колебания уровня моря. В порту надеются, что до конца текущего года будут обозначены какие-то предварительные выводы, по результатам которых планируется подготовить ТЭО. Более того, еще понадобятся гарантии от нефтедобывающих компаний по объемам нефти. Так как реконструкция и дноуглубление — это очень затратные статьи расходов.
Руководство порта Актау попросило помощь у правительства, так как коммерческие затраты порту очень тяжело потом окупить — в течение 20-25 лет.
При этом стоит учитывать и такой нюанс, что танкерами перевозить нефть дороже в 2 раза, что сказывается на экономике компаний. Но риски необходимо предусмотреть.
То, что нынешний уровень Каспия негативно влияет на судоходство, подтверждает и статистика. Так, по данным морского порта Актау, нефтеналивные суда грузоподъемностью 12 000 тонн сегодня способны принять на борт максимум 9 тысяч тонн.
Аналогичная ситуация и с сухогрузами. Если раньше контейнеровоз мог взять на борт 350 контейнеров в 20-футовом эквиваленте, то сейчас — максимум 280 контейнеров. А учитывая, что в основном идут тяжелые грузы, каждое падение уровня моря на 10 сантиметров — это недогруз для 5-тысячников примерно на 200-300 тонн, для 3-тысячников — на 100-150 тонн.
В морпорту обоснованно опасаются, что резкое падение уровня моря может в ближайшее время привести к удорожанию морских перевозок, а это в свою очередь — к переориентировке грузов на железнодорожный и автомобильный транспорт.
После проведения дноуглубительных работ загрузка судов будет полной. Это позволит увеличить грузооборот через казахстанские порты на 25-30%.
Напомним, по прогнозам «Казгидромета», до 2030 года уровень Каспийского моря продолжит снижаться со скоростью 23 сантиметра в год.
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий