В первой половине июня посредством проведения веб-конференции состоялись переговоры между Генеральным секретарем Постоянного секретариата Межправительственной комиссии (ПС МПК) ТРАСЕКА Асетом Ассавбаевым и постоянным представителем (ПС) МПК ТРАСЕКА в Иране Амином Тараффо о перспективных аспектах развития коридора .
Сообщается, что в рамках повестки дня национальный секретарь Исламской Республики Иран отметил позитивные изменения, тенденции и аспекты, отмеченные в деятельности постоянного секретариата за последние несколько месяцев.
Наряду с планами, новыми инициативами и разработанными проектами, включающими гармонизированные условия перевозки грузов, унифицированную форму мультимодального документа, Соглашение о едином транзитном разрешении, Амин Тараффо подчеркнул важность расширения границ сотрудничества ТРАСЕКА, диверсификации и коммерциализации маршрутов.
Иранская сторона активно заинтересована в присоединении к разрешительной системе ТРАСЕКА, в связи с чем достигнута договоренность о проведении в августе текущего года рабочей встречи по преимуществам и перспективам использования этой системы.
Состоялся также обмен мнениями по вопросам работы пунктов пропуска в Исламской Республике Иран, поддержки идеи ускорения процесса пересечения границы, начала функционирования пунктов пропуска между Исламской Республикой Иран и рядом соседних стран (Ирак, Афганистан), ранее закрытых в связи с пандемией коронавируса КОВИД-19, а также по вопросу единогласного принятия рекомендаций ТРАСЕКА, направленных на упрощение процедур пересечения границы.
Принимая во внимание важность развития морского транспорта, портов и их инфраструктуры в регионе ТРАСЕКА, национальный секретарь Ирана выразил готовность обмениваться опытом, передовой практикой и оказывать поддержку на любом уровне обсуждений.
Также был обсужден ряд других важных вопросов, по итогам онлайн-встречи участники подтвердили свою заинтересованность в проведении таких встреч на постоянной основе.
Следует отметить, что Международный транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА) — это сложная мультимодальная транспортная система в странах региона, целью которой является развитие торгово-экономических связей и транспортных связей между странами и регионами, что является весомым вкладом в возрождение одного из самых известных исторических маршрутов Шелкового пути.
В сентябре 1998 года на саммите в Баку, Азербайджанская Республика, 12 стран ТРАСЕКА подписали «Основное многостороннее соглашение о международном транспортном коридоре Европа-Кавказ-Азия для развития» (ОМС) с целью полного использования его геополитических и экономических возможностей. ОМС стала логическим продолжением межрегиональной программы Европейского Союза ТРАСЕКА и одновременно единственной правовой основой для её эффективной реализации. После подписания настоящего Соглашения и создания межправительственной комиссии (МПК) и ее постоянного секретариата ТРАСЕКА были созданы новые правовые рамки для развития и осуществления международных транзитных перевозок на более высоком уровне.
На сайте ТРАСЕКА отмечается, что этот транспортный коридор воплощает идею возрождения Великого Шелкового пути, одного из древнейших маршрутов в мире. Коридор начинается в Восточной Европе (Болгария, Румыния, Украина) и также пересекает Турцию. Есть маршрут, проходящий через Черное море до портов Поти и Грузии, далее с использованием транспортной сети Южного Кавказа, а также сухопутное сообщение с этим регионом из Турции. Из Азербайджана посредством каспийских паромов (Баку – Туркменбаши, Баку – Актау) маршрут ТРАСЕКА доходит до железнодорожных сетей центральноазиатских государств Туркменистана и Казахстана. Транспортные сети этих государств соединены с пунктами назначения в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане и достигают границ Китая и Афганистана.
Развитие нового транспортного коридора обеспечило эффективные транспортные возможности для размещения в его сети растущих грузовых потоков из Азиатско-Тихоокеанского региона в пункты назначения в Центральной Азии, Кавказе и Европе. Это также позволяет открывать и расширять рынки стран ТРАСЕКА и подключать их к трансъевропейским сетям.
В настоящее время полноправными участниками ОМС являются 13 стран: пять стран Европы, три южнокавказских и пять центральноазиатских республик, каждая из которых имеет свою уникальную историю, культуру, язык, политическую и экономическую системы. Программа развивалась как самостоятельная структура, поддерживающая развитие торговых отношений и интеграцию экономик стран-участниц в трансформацию мирового рынка ТРАСЕКА посредством организационного развития ТРАСЕКА и его дальнейшей институционализации.
В настоящее время по всей длине коридора ТРАСЕКА строятся новые автомобильные и железные дороги. Ведется строительство новых мостов, портов и других объектов транспортной инфраструктуры, а также одновременное восстановление существующих автомобильных и железных дорог, мостов и портов. Разрабатывается соответствующая единая нормативная база и тарифные правила. Страны ТРАСЕКА присоединяются к международным конвенциям и соглашениям. Создается транспортная инфраструктура, необходимая для развития мультимодальных перевозок, которая подкрепляется адекватным наращиванием потенциала, необходимого для осуществления профессиональных международных перевозок.
Следует отметить, что из стран Каспийского региона в состав ТРАСЕКА не входит только Российская Федерация. Туркменистан, который официально не присоединился к Основному Соглашению ТРАСЕКА, между тем с 2011 года принимает регулярное участие делегации в работе заседаний Межправительственной Комиссии ТРАСЕКА как участник программы. С официальной картой транспортного коридора можно ознакомиться ниже.
Добавить комментарий