В порту Актау приостановлен прием экспортного зерна
Повестка дня

В порту Актау приостановлен прием экспортного зерна

Национальная компания Казахстана «Қазақстан темір жолы» (Казахстанские железные дороги) временно ограничила прием экспортных зерновых грузов, направляемых в порт Актау. Об этом сообщает пресс-служба компании.

Железнодорожная сеть Казахстана столкнулась с транспортным коллапсом из-за рекордного урожая зерновых. Компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ) ввела временные запреты на погрузку, чтобы избежать дальнейшей перегрузки инфраструктуры. Основные проблемы – в порту Актау и на границе с Китаем, где скопились тысячи вагонов. Это угрожает экспорту и доходам фермеров.

С 6 по 20 октября 2025 года на сети КТЖ действует запрет на погрузку зерна в направлении морского порта Актау.

Мера носит технологический характер и связана с накоплением вагонов с зерном из-за неритмичного захода судов. Ограничения введены для предотвращения простоев подвижного состава и перегрузки инфраструктуры. После стабилизации графика судозаходов прием зерновых грузов будет возобновлен в полном объеме.

По данным компании, терминалы порта переполнены: в сентябре в порт прибыло 14 судов общей грузоподъемностью около 50 тыс. тонн, в итоге на территории скопилось около 700 загруженных вагонов (свыше 45 тыс. тонн зерна), а на подходах – еще 140. Свободных емкостей нет, а суда для вывоза приходят неритмично – из-за погодных условий и логистических задержек.

Каспийские порты, включая Актау, – ключевые «ворота» для экспорта казахстанского ячменя в Иран. В прошлом маркетинговом году (2024/25) через них ушло 1,228 млн тонн фуражного зерна (65% всего экспорта ячменя).

Союз зернопроизводителей РК прогнозирует 980 тыс. тонн поставок в Иран в текущем сезоне, но текущий затор рискует сорвать графики.

Ранее, с 1 октября по 31 декабря 2025 года, КТЖ запретила погрузку в вагоны иностранных администраций для транзита на Каспий (Актау, Курык) и в Китай. Общий парк вагонов на сети – 94 тыс., из них 45 тыс. – иностранные.

Кроме того, на сопредельной территории восточного направления (КНР) отмечается снижение приема зерновых грузов. Это связано с увеличением сроков фитосанитарного и карантинного досмотра в Китае с 5 до 10 суток в праздничный период, что негативно повлияло на эксплуатационную обстановку на казахстанской стороне.

С 4 по 10 октября введен запрет на отправку зерновых, масличных культур и продуктов их переработки в Китай через станцию Достык. Причина – медленная выгрузка со стороны Китая: в сутки принимают лишь 9 составов, в результате у границы застряло 470 вагонов, а на подходах – 3600.

Это не первый инцидент: подобные ограничения вводились в 2024 году из-за модернизации китайских терминалов и карантинных мер. Китай – ключевой рынок для казахстанской пшеницы и ячменя, но задержки усугубляют глобальный дефицит вагонов.

За маркетинговый сезон 2024–2025 годов (сентябрь — август) объем перевозок зерна через порт Актау в направлении Ирана вырос в 10 раз и достиг 1,27 млн тонн.

Железнодорожные узлы «забиты» сельхозпродукцией: фермеры рискуют упустить сезонные поставки, а экспортеры – понести убытки от простоя. В сентябре-октябре КТЖ планировала перевезти 3,6 млн тонн зерна на экспорт, но реальность – 2,2 млн тонн. Это отражает хроническую проблему: инфраструктура не справляется с нагрузкой, несмотря на рекордный урожай.

Эксперты призывают к модернизации портов и координации с партнерами. КТЖ обещает снять ограничения по мере разгрузки, но пока экспорт «заморожен».

Между тем, поставки на внутренний рынок и по социально значимым направлениям осуществляются без ограничений

Ранее сообщалось, что 1 млн тонн казахстанского зерна экспортировали по железной дороге.

Наталья БУТЫРИНА

15 октября, 2025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели