Официальное открытие Волго-Донского канала состоялось 27 июля 1952 года. Судоходный канал соединил реки в месте их максимального сближения — Волгу у Сталинграда (сейчас — Волгограда) и Дон у города Калач-на-Дону.
Парламентская газета Российской Федерации информирует, что первую попытку соединить реки историческая наука относит ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II отправил на работы 22 тысячи солдат, но они отступились, заявив, «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать». В конце XVII, во время правления Петра I собирались сделать канал между притоками рек, Камышинкой и Иловлей. Строить начали в 1697 году, но планам помешала начавшаяся в 1701 году Северная война со Швецией — царь сконцентрировался на войне, и проект канала перестали финансировать. Всего проектов было несколько десятков. А планам, которые строили после революции, снова помешали войны — изыскания в 1918 году прекратили из-за Гражданской войны, а начатые в 1940 году проектные работы приостановили из-за Великой Отечественной войны.
Правда, в 1943 году, после Сталинградской битвы, проектирование возобновили. Им руководил гидротехник Сергей Жук. В 1948 году Совет министров СССР утвердил схему Волго-Донского комплекса, и строительство началось. К нему привлекли около 900 тысяч рабочих, среди которых были как вольнонаёмные — выпускники учебных заведений, демобилизованные военные, — так и пленные немецко-фашистские захватчики и советские заключённые. За время строительства рабочие вынули 150 миллионов кубометров земли и уложили три миллиона бетона.
31 мая 1952 года на окраине Сталинграда, возрождённого после Войны, между 1-м и 2-м шлюзами слились воды двух великих рек. Движение судов началось на следующий день, а официальное открытие состоялось 27 июля 1952 года, когда каналу присвоили имя Владимира Ленина. Открыл навигацию теплоход «Иосиф Сталин».
Напомним, что Волго-Донской канал обеспечивает важный геоэкономический статус Волгоградской области, как транспортно-транзитного пункта на пути поставок на российский и европейский рынок грузов и товаров не только из Центральной Азии и Южного Кавказа, но и Ирана, Индии и стран Персидского залива.
Волго-Донской судоходный канал является звеном единой глубоководной транспортной системы европейской части России и обеспечивает связь Каспия с Мировым океаном. Общая протяженность канала 101 километр, 45 из которых он проходит по водохранилищам. Его глубина не менее 3,5 метров.
Прикаспийские страны – Казахстан, Азербайджан, Туркменистан, традиционно проявляют высокую заинтересованность в использовании внутренних водных путей России для доступа к международным морским артериям, поэтому Волго-Донской канал имеет благоприятные перспективы для дальнейшего развития.
Подробнее о геоэкономическом значении Волгоградского региона в публикации портала «Каспийский вестник»
Добавить комментарий