Лидия Пархомчик о выходе США из иранской ядерной программы
Вокруг Ирана, Комментарии экспертов

Лидия Пархомчик о выходе США из иранской ядерной программы

Редакция портала «Каспийский вестник» продолжает опрашивать представителей экспертного сообщества прикаспийских стран по вопросу о выходе США из договора по иранской ядерной программе и возможном влиянии этого шага на ситуацию на Каспии. В очередном материале нашей редакции мы публикуем оценку ситуации в регионе казахстанского эксперта, старшего научного сотрудника Евразийского научно-исследовательского института Лидии Пархомчик.

Эксперт считает, что выход Соединенных Штатов Америки из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), более известного как иранская ядерная сделка, безусловно, будет иметь целый ряд последствий как краткосрочного, так и долгосрочного характера. Более того, данное решение неминуемо отразится на политико-экономическом развитии Каспийского региона, частью которого являются два адресата политического мессенджа Вашингтона, а именно, Иран и Россия. В настоящее время Тегеран, который с момента подписания СВПД демонстрировал намерение придерживаться условий соглашения, вынужден вновь вернуться за стол дипломатических переговоров с европейскими партнерами, чтобы получить дополнительные гарантии того, что прописанные в договоре экономические выгоды, которые должен получить Иран в обмен на сокращение своей ядерной программы, будут предоставлены ему в полном объеме. Несмотря на свою важность, данный процесс может занять некоторое время, так как сторонам придется оформить технические моменты того, каким именно образом будет устранена угроза свертывания экономического, энергетического и транспортного взаимодействия между Европой и Ираном ввиду возобновления санкционного давления со стороны США. При этом ключевым вопросом остается проблема вторичных санкций, решить которую страны ЕС смогут только при наличии сильной политической воли и готовности пойти на некоторое ухудшение отношений с США.

Данная проблема также остается актуальной и для стран Каспийского региона, с которыми Тегеран намеревается поддерживать стабильные и дружественные отношения, — уверена Лидия Пархомчик. Так, к примеру, несмотря на очередной виток обострения американо-иранских отношений, страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в состав которого входят две страны Прикаспия, все же подписали временное соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Ираном, тем самым снизив ввозные таможенные пошлины примерно на 50% товаров от общего охвата взаимной торговли. Нужно отметить, что даже после частичного снятия экономических санкций с Тегерана галопирующего роста объемов торговли в Каспийском регионе не произошло, более того, показатели лишь приблизились к досанкционному уровню, т.е. стороны пока не успели восстановить ряд торговых каналов, активность которых была заморожена ввиду возможного подпадания под санкции. Таким образом, можно предположить, что подписанное соглашение несет в себе меньшие экономические риски для России и Казахстана.

Однако возобновление действия односторонних санкций со стороны США может негативно сказаться на планах сотрудничества каспийских государств в стратегически важных отраслях, таких как энергетика. Так, Иран уже подписал ряд меморандумов о взаимопонимании с российской и азербайджанской стороной о возможности совместной разработки каспийского шельфа. Тем не менее неблагоприятная геополитическая конъюнктура, а также невозможность привлечения западных инвестиций и технологий глубоководного бурения, может в значительной мере затянуть переговоры, которые и вовсе могут быть прекращены в случае реализации негативного сценария развития событий, а именно, возникновения угрозы военного противостояния по линии Тегеран-Вашингтон-Тель-Авив-арабский мир.

По мнению казахстанского эксперта, весь последний год иранский фактор не только не являлся триггером милитаризации Каспийского региона, а скорее наоборот, способствовал формированию предпосылок к более тесному и постоянному взаимодействию сторон в плане сотрудничества ВМС. Стремление Тегерана увеличить свою вовлеченность в обозначенные процессы, безусловно, стало результатом тесного сотрудничества с Москвой на сирийском направлении. Однако вероятность того, что именно сирийский фронт станет отправной точкой наращивания военной напряженности в регионе довольно высока. Вместе с этим тот факт, что официальный Тегеран занял довольно рациональную позицию и не разорвал СВПД, внушает некоторый оптимизм, — заключает Лидия Пархомчик.

18 мая, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели