Форум «Каспий 2021» объединил ведущих специалистов по инновационному судостроению
Наука и Культура

Форум «Каспий 2021» объединил ведущих специалистов по инновационному судостроению

В рамках международного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития», прошедшего в Астрахани, на одной из панельных сессий состоялось обсуждение вопросов освоения ресурсов Мирового океана, коммерциализации научных разработок и технологического партнёрства, реализации актуальных образовательных технологий и подготовки специалистов будущего.

Более 150 учёных, специалистов морской отрасли, руководителей отраслевых центров приняли участие в обсуждении в очном и дистанционном формате. Трансляцию мероприятия обеспечивало информационно-аналитическое агентство «ПортНьюс».

В центре внимания участников круглого стола «Морская техника, судостроение и технологии освоения ресурсов Мирового океана» оказались проблемы развития отечественного гражданского судостроения, законодательного регулирования навигации автономных судов, технологические запросы университетов и компаний — разработчиков телеуправляемых и автономных подводных аппаратов, законодательные инициативы, перспективы развития морского интернета вещей.

Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам АГУ и модератор круглого стола, призвал участников к обсуждению на дискуссионной площадке тех технологий, которые потенциально можно «приземлить» на пространстве Большого Каспия.
«На Каспии как в ключевом морском регионе сконцентрировались все вопросы морской отрасли: безопасность навигации в различных условиях, включая ледовые, добыча полезных ископаемых и биоресурсов, экологическая безопасность, мультимодальные перевозки, судостроение, международная кооперация. Всё этого позволяет говорить об уникальных перспективах опережающего развития новых технологий для морской отрасли», — отметил генеральный директор отраслевого центра «Маринет» Александр Пинский.

С приветственным словом также выступил Саидахмад Азимов, руководитель программ отдела ИС для предпринимательства ВОИС.
По его словам, интеллектуальная собственность является мощным инструментом для достижения экономического, социального, научно-технического развития и прогресса.

Руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков, анализируя технологии создания цифровых двойников, обозначил задачу проектирования государственного стандарта:
«В конце прошлого года мы приступили к решению этой задачи и рассчитываем, что к концу этого года достичь высокой степени готовности. Стандарт называется „Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения“. С цифровыми двойниками можно заходить на разные стадии жизненного цикла изделий, что даёт развитие предиктивной аналитике. В этом направлении мы будем работать в рамках реализации программ ДПО в наших зеркальных инжиниринговых центрах».

Анализируя тенденции развития отечественного гражданского судостроения, Олег Тимофеев, декан факультета кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, акцентировал внимание участников круглого стола на таких проблемах, как конкурсная система поставок комплектующего оборудования, необходимость технологической модернизации судостроительных предприятий, ограниченное количество больших построечных мест, локализация производства и недостаточный опыт проектирования в конкурентных нишах.

Владимир Филаретов, директор департамента автоматики и робототехники Института Мирового океана Дальневосточного федерального университета, рассказал об особенностях выполнения подводных операций необитаемыми подводными аппаратами (НПА), новых принципах управления ими, системе интеллектуальной поддержки операторов НПА, а также об опыте ДВФУ в создании подводных трассовых роботов для очистки частей подводных газопроводов.

Президент Ассоциации международного морского права Василий Гуцуляк рассмотрел в своем выступлении проблемы законодательного регулирования навигации автономных судов и тенденции развития данного сегмента судостроения.

«Сегодня по количеству членов экипажей морские суда фактически представляют собой мегаполис. Проблема заключается в том, что экипаж — это вторая по значимости после топлива статья расходов. Это первый аргумент в пользу появления автономных судов. Второй аргумент: сейчас в судоходной отрасли наблюдается явный дефицит кадров. Ещё один немаловажный фактор — человеческий: сегодня свыше 80 % аварий происходят по вине человека. Эти три фактора в совокупности с другими второстепенными причинами привели к появлению судов, автоматизация которых может достигать высокой степени: либо использовать минимальное число членов экипажа, либо вовсе обходиться без него», — уточнил спикер.

Сергей Мотыжев, главный научный сотрудник НИЛ «Морские наблюдательные системы», рассказал участника круглого стола о создании сквозной цифровой платформы для оперативного гидрометеорологического контроля на основе использования измерительных буёв. Они могут осуществлять замеры в ледовых образованиях, параметры воды на суше и ряд других параметров.
Первый заместитель генерального директора ООО ИТЦ «Сканэкс» Алексей Скорупский, представляя разработки программного обеспечения на основе спутниковых снимков, особое внимание уделил ПО для мониторинга геодинамики, которое позволяет получать цифровые модели рельефа.

«В рамках интерферометрических исследований мы изучали портовые зоны и обнаруживали точки проседания и деформации поверхностей. Это помогло избежать множества проблем. Таким образом, интерферометрия — это один из тех способов, который могут и должны использоваться в портовых зонах», — рассказал спикер.

В круглом столе также приняли участие представители госкорпорации «Росатом» Константин Панин и Александр Петровский, которые сделали акцент на изменениях в её деятельности:

«Мы тратим более 4,5 % выручки на исследования. Это позволяет создавать инновационные решения как для атомной отрасли, так и для множества других отраслей промышленности, в том числе цифровые решения. Помимо энергетики, „Росатом“ развивает исследования в таких сферах, как аддитивные технологии, ветроэнергетика в России, судокомпьютерные технологии, композитные материалы, квантовые компьютеры, и для нас это не второстепенные разработки», — подчеркнули коллеги.

Открывая образовательный блок круглого стола, Евгений Казанов, директор АНО «Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований», рассказал об инициативе «Эковолна». В 2017–2018 годах экокатамаран прошёл 8000 км по рекам России, используя только энергию солнца без применения каких-либо видов горючего топлива.

Руководитель Приволжского проектного офиса «Маринет» Алла Кошурина призвала участников круглого стола вступать в коллаборативные проектные группы вузов и НИИ:

«Если правильно выстроить проекты, если правильно сформировать команду исполнителей, то привлечение бюджетных средств в проект позволяет частным компаниям уменьшить собственные вложения в эти проекты, быстрее их реализовывать. В комплексных научно-технических проектах нужна обязательная кооперация. Существуют корпоративные связи между определёнными институтами — образовательными и научными — и коммерческими организациями. Такие объединения, которые могут решать отраслевые задачи на серьезном уровне, — это та перспектива, где мы можем совместными усилиями, создавая определённые направления, получить поддержку на государственном уровне».

Директор ООО «Центр развития робототехники» Сергей Мун рассказал о региональных, российских и международных соревнованиях по робототехнике, в которых могут принимать участие как школьники и студенты, так и профессионалы, а Дмитрий Никущенко, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, — об инициативе университета по открытию инженерных классов IT, морской и робототехнической направленности в школах Санкт-Петербурга.

В завершение обсуждения со-модератор круглого стола Юрий Максименко, проректор по научной работе и инновациям АГТУ, отметил актуальность вопросов законодательного регулирования и государственной поддержки инновационных разработок, представленных спикерами, а также необходимость качественной подготовки специалистов для обслуживания морской отрасли.
Участники приняли решение поддерживать создание на базе университетов и НИИ «подразделений-лидеров», таких как инжиниринговые центры, профильные центры компетенций, «стартап-студии», корпоративные базовые кафедры, которые обеспечат их динамичное и устойчивое развитие, находясь во взаимосвязи с ведущими российскими и зарубежными центрами исследований, инноваций и национальными чемпионами. Помимо этого участники признали необходимым продолжать практику создания спин-офф компаний университетов для использования существующих механизмов развития проектной деятельности, включая возможности привлечения финансовых ресурсов с помощью институтов развития, таких как «Сколково», Фонд содействия инновациям и многих других.

Подготовила Наталья БУТЫРИНА

1 июня, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели