Ильгар Велизаде: В Прикаспии мы имеем дело  с разными экономическими системами
Комментарии экспертов

Ильгар Велизаде: В Прикаспии мы имеем дело с разными экономическими системами

22 декабря в Астрахани состоится международный круглый стол «Каспийская повестка: итоги и перспективы». Его участники обсудят итоги взаимодействия государств Каспийского региона в 2020 году, а также обозначат   перспективы расширения сотрудничества с учетом актуальных геополитических и геоэкономических трендов. Одним из участников встречи станет политолог руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.

Ильгар, к концу года принято подводить итоги. В 2020-м все они так или иначе связаны с пандемией коронавируса. На Ваш взгляд, как ковид-19 сказался на сотрудничестве Азербайджана со странами Прикаспия?

Несомненно, пандемия коронавируса самым негативным образом отразилась на сотрудничестве Азербайджана с прикаспийскими странами. Пока нет сводных цифр товарооборота за 2020 год, однако уже сегодня, на основании показателей января-октября можно говорить, что по сравнению с аналогичным периодом 2019 года внешнеторговый оборот Азербайджанской Республики снизился на 27,5 процента в реальном выражении. Отразилась эта ситуация и на сотрудничестве с прикаспийскими странами. Так, на Россию приходится 18,6% от общей стоимости импортируемых Азербайджаном товаров, 2,7 процента на Иран, на Казахстан 0,8 процента,  на Туркменистан, 13,8 процента, что в сумме составляет 35,9 процента всего импорта.

Объем экспорта Азербайджана в страны Прикаспия был  незначительным и составил в Россию 4,6 процентов, а в другие страны и того меньше, не превышая 5 процентов. Но это показатели совокупного экспорта, в котором доля нефти и газа составляет подавляющую сумму. Однако, если обратить внимание на величины  экспорта продукции ненефтяного сектора, то страны Прикаспия в нем составляют значительную долю. Например, доля России в экспорте отраслей ненефтяного сектора составляет 40,4 процента. Существенно меньше показатели, касающихся других каспийских соседей страны. Для Казахстана этот показатель составляет 1,6 процентов, Ирана 1,2 процента, Туркменистана 1 процент. В целом доля прикаспийских стран в экспорте продукции ненефтяного сектора Азербайджана составляет 44,2 процента. Даже в условиях коронавируса страны региона продолжали активное сотрудничество.

Этому в немалой степени способствовала реализация субрегиональных мультимодальных транспортных проектов. В частности, транспортный коридор Север-Юг в настоящее время работает в два этапа. В рамках первого грузовики доставляют груз в Астану на границе Ирана с Азербайджаном, а затем по железной дороге через Азербайджан в Россию. Или, наоборот, по железной дороге грузы поставляются из России в Азербайджан, а в Астаре, на границе с Ираном грузы вывозятся автомобильным транспортом и доставляются в Персидский залив.

Одновременно активно реализуется транзит грузов, следующих в восточном направлении по железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс из Европы в Центральную Азию и Китай и в обратном направлении. Пандемия на объемы и график поставок повлияла, но при этом интерес коммерческих участников к использованию данного маршрута сохранилась. Так, концу этого года объем грузоперевозок по маршруту «Восток-Запад» между портами Баку в Азербайджане, Алят и Актау в Казахстане прогнозируется в размере 1 миллиона тонн.

В целом, в январе-ноябре этого года в Азербайджане произведен валовой внутренний продукт на 64 709,3 миллиона манатов, что на 4,3 меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В таких условиях уровень сотрудничества Азербайджана со странами Прикаспия может быть охарактеризован как вполне удовлетворительный.

Какие экономические вызовы стоят сегодня перед Азербайджаном в контексте регионального сотрудничества?

Азербайджан ставит задачу обеспечить развитие отраслей ненефтяной сферы. Как мы видим, страны региона, в первую очередь Россия, а в потенциале и другие государства, представляют собой важнейшие реальные и потенциальные рынки сбыта азербайджанской продукции тех отраслей, которые не связанны с нефтяным сектором. В первую очередь мы можем говорить об агропромышленной сфере, о пищевой и легкой промышленности, о сфере услуг, главным образом – туризме, о транспорте. Несомненный потенциал имеется с точки зрения развития межрегионального и приграничного сотрудничества Азербайджана с его соседями по Каспию. К сожалению, региональная логистика, несмотря на развитие транспортной сети последних лет, пока еще недостаточно активно развита. Этот факт является сдерживающим для развития региональных связей внутри Каспийского региона. Тормозит приграничное и региональное сотрудничество и разбалансированность региональных связей, слабость региональных рынков. Говоря откровенно, для многих стран региона их прикаспийские территории нельзя отнести к разряду развитых экономических центров. Региональные рынки, как правило, имеют ограниченные финансово-материальные ресурсы, что сдерживает развитие инвестиционного сотрудничества между регионами. Значительные надежды связываются с привлечением внешних инвесторов. Т.е. внешних для региона инвесторов. Ими могут быть не только иностранные инвестиции, но и средства крупных национальных компаний прикаспийских государств.

В контексте азербайджано-российского сотрудничества в Каспийском регионе, в качестве примера удачного взаимодействия можно назвать проект совместной разработки двух месторождений в азербайджанской части морского шельфа — газового  «Нахчыван» и нефтегазового «Гошадаш». Проект реализуется компаниями Лукойл и SOCAR.

В Прикаспии мы имеем дело не только с разными странами, но и разными экономическими системами. Россия и Казахстан – члены ЕАЭС, имеют унифицированные правила ведения взаимной торговли, Азербайджан, Иран, Туркменистан не являются членами ВТО, поэтому могут применять механизмы для защиты собственного производителя, в соответствии с собственными целеполаганиями, что в ряде случаев делает рубежи для обмена товарами и услугами между странами более ощутимыми. Этот фактор также выступает в качестве сдерживающего на пути к региональному сотрудничеству. В то же время наличие двусторонних механизмов регулирования взаимной торговли, позволяет снижать риски для товарообмена, в особенности в случае, когда они представляют серьезную проблему для взаимной торговли.  Для Азербайджана в качестве одной из важных задач выдвигается задача оптимизации региональных экономических связей для повышения транзитного потенциала и совершенствования деловых связей с региональными партнерами. С этой целью открытие торговых домов и логистических центров в соседних регионах, выдвигается в качестве важных условий для стимулирования торговли и транзита. Сегодня функционирует торговый дом Азербайджана в Астрахани, логистический центр в Актау, кроме того, в соседнем Иране был взят в долгосрочную аренду таможенный терминал в Астаре. Несомненно, все эти объекты экономического присутствия Азербайджана в соседних Каспийских государствах будут и впредь выполнять роль региональных локомотивов для развития торгово-экономических отношений Азербайджана с соседями.

В постковидное время появились ли новые интеграционные процессы на Каспии? Мы знаем об активной волонтёрской работе, к примеру. Поддержке в медицинской сфере…

Интеграция в регионе идет. Может быть не такими темпами, как иногда хотелось бы и не столь очевидной поступью, но она присутствует во взаимоотношениях государств региона. Взять хотя бы формирование единой транспортной сети. Все существующие в регионе мультимодальные маршруты пересекаются, согласовываются между собой. Развивается взаимодействие между портовыми хозяйствами. Внедряются новые формы экономических отношений, в которых особая роль отводится малому и среднему бизнесу. Взаимные туристические поездки также стимулируют процессы, связанные с региональной интеграцией.

И, конечно же гуманитарные связи. Вы назвали волонтерское движение, я хотел бы добавить к этому сотрудничество ВУЗов, проведение многосторонних конференций, посвященных каспийской проблематике. Сейчас, все больше речь идет об онлайн конференциях, но я надеюсь, что после того как жизнь войдет в привычную колею возобновятся и прямые контакты.

На Ваш взгляд, растёт ли сегодня спрос на экспертную оценку в вопросах развития Каспийского региона? Ощущаете ли Вы это в своей работе?

Думаю, что спрос на экспертную оценку в вопросах развития Каспийского региона всегда был. Сейчас наблюдается рост спроса на качественную оценку. К сожалению, большинство людей, для которых каспийская проблематика представляет особый интерес, становятся буквально заложниками авторов, которые не то, чтобы не представляют реальной картины происходящего в нашем регионе, но, чувствуется, хотят «подогнать» ее под свои лекала. Видимо есть недостаток общения, между экспертами разных стран. Иной раз чувствуется, что автор очередного материала вообще никогда не бывал на берегах моря-озера. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить ваш ресурс, за объективное и по возможности полное освещение процессов, происходящих на берегу «Седого Каспия». В уходящем году, мной была подготовлена и издана монография «Геополитика Каспия», в которой получили место данные, опубликованные в «Каспийском Вестнике». Это говорит о том, что совместными усилиями мы можем очень многое сделать в информационно-аналитическом поле. Главное, чтобы читатель получал качественную информацию из первых рук.

Беседовала Татьяна Котова

21 декабря, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели