Как развивается Бакинский морской порт и его российские конкуренты
Аналитика, Каспийский транзит, Колонка редактора

Как развивается Бакинский морской порт и его российские конкуренты

В первой половине 2018 года в Бакинском порту зафиксирован серьезный рост оборота контейнеров и пассажиров, говорится в сообщении пресс-службы ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт».

За первое полугодие нынешнего года объем перевалки грузов достиг двух миллионов тонн, из которых 86 процентов приходится на долю транзитных грузов.

За указанный период самый большой рост наблюдался в контейнерных перевозках. Так, в первой половине 2018 года зарегистрировано 10 746 контейнеров в эквиваленте TEU, что на 53 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

На паромном терминале в поселке Алят перевалка вагонов достигла 21960 единиц. 9409 вагонов (42,8 процента) были задействованы в направлении Баку-Туркменбаши-Баку, 161 вагон (0,8 процента) – Баку-Актау-Баку, 12 390 вагонов (56,4 процента) – в направлении Баку-Курык-Баку.

В первом полугодии текущего года перевалка нефти и нефтепродуктов на нефтяном терминале выросла на 30 процентов, достигнув 280 тысяч тонн. Пассажироперевозки увеличились на 37 процентов. За шесть месяцев услугами Бакинского порта воспользовались 19 965 пассажиров. Так, 16 526 пассажиров (82,8 процента) совершили поездку в Туркменистан, 3439 пассажиров (17,2 процента) – в Казахстан.

Напомним, что грузоперевалочный потенциал порта, открывшегося 14 мая 2018 года при участии Президента Азербайджана Ильхама Алиева, в рамках первой фазы составляет 15 миллионов тонн, в том числе 100 тысяч контейнеров в год. Семь причалов из 12 существующих обслуживают сухогрузы, два причала – паромы, еще два причала — суда типа Ro-Ro и Ro-Pax. Еще один причал используется для обслуживания флотилии порта. (Trend от 11.07.18)

Для сравнения приведём данные по грузообороту морских портов России. Так, во всех морских портах Каспийского бассейна (Махачкала, Астрахань, Оля) было перегружено немногим больше грузов, чем в Бакинском порту —  2,4 млн т грузов (рост по сравнению с 2017 годом -39,1%), из них сухогрузов – 1,4 млн т (+10,4%), наливных – 1,0 млн т (рост в 2,1 раза). По видам перевозок доля экспорта составляет 50,7%, импорта – 4,3%, транзита – 41,3%, каботажа – 3,7%.  Объём перевалки грузов портов Махачкала вырос в 2,3 раза до 1,3 млн т и Оля в 2,1 раза до 179,0 тыс.т. Порт Астрахань снизил перевалку до 1,0 млн т (-12,1%) (Ассоциация морских торговых портов России от 17.07.18).

Следует обратить внимание, что российские порты проигрывают азербайджанским по уровню перевалки транзитных грузов. Если в России перегружено примерно 1 млн тонн, то в Азербайджане – 1,7 млн тонн. Это, в первую очередь, связано с высоким уровнем паромных и контейнерных перевозок в Бакинском порту. В российских портах паромные перевозки пока не налажены, хотя в Махачкале намереваются их организовать в этом году. А перевалка контейнеров в Баку более чем в десять раз превышает российские показатели — 10 746 контейнеров против 983. Также в России не осуществляется перевозка пассажиров.

Таким образом, несмотря на, в целом, сопоставимые объемы грузооборота российских портов и консолидированного Бакинского порта, на лицо различия в характере грузоперевозок. Российские порты держат относительно высокие показатели в основном за счёт нефтеналивных грузов – 1 млн тонн против 280 тыс тонн в Баку. По другим видам грузоперевозок российские порты в основном проигрывают.

Вместе с тем, не исключено, что в перспективе ситуация в России несколько улучшится. В конце прошлой недели стало известно, что объем инвестиций в развитие портов в Астраханской области в 2018 году составит около 1 млрд рублей, что почти в 10 раз больше, чем в прошлом году. Об этом в среду ТАСС сообщил министр промышленности, транспорта и природных ресурсов региона Радик Харисов.

Астраханский морской порт планирует строительство емкостей по хранению зерновых культур и ввод в эксплуатацию терминала по перевалке масла. Порт Зюйд-Вест будет строить зерновой терминал, другие порты и стивидорные компании (осуществляют погрузочно-разгрузочные работы) инвестируют средства в инфраструктуру. Один из самых крупных проектов связан с модернизацией астраханского морского порта Оля, работы идут в рамках государственно-частного партнерства. В соответствии с генеральной схемой развития порта Оля до 2020 года планируется строительство нефтехимического терминала, а также базы обслуживания флота. В этом году АО «Морской торговый порт Оля» планирует инвестировать также в строительство навалочного перегрузочного терминала. (Ассоциация морских торговых портов России от 20.07.18)

На фото Бакинский порт: trend.az

Июль 23, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели