Контейнерные перевозки на транскаспийском маршруте продолжают расти
Каспийский транзит, Колонка редактора

Контейнерные перевозки на транскаспийском маршруте продолжают расти

За 8 месяцев текущего года объем контейнерных перевозок АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ — Казахстанские железные дороги) по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) по всем сообщениям составил 15,7 тыс. ДФЭ, что на 65% превышает показатель аналогичного периода годом ранее, в том числе в транзитном сообщении — 3,4 тыс. ДФЭ (рост на 63%). Об этом сообщает пресс-служба национальной компании «КТЖ» .

Отмечается, что важным фактором роста перевозок по ТМТМ, пролегающего через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в Турцию и страны Европы, послужил запуск регулярной контейнерной фидерной линии с еженедельным отправлением из Актау в Баку и обратно. Запуск линии оптимизировал оборот контейнеров и сроки доставки. Также это дало возможность, в том числе экспортерам Казахстана, использовать фидер для доставки своей продукции в Азербайджан, Грузию, Турцию, а также в порты Черного и Средиземного морей.

По итогам 2019 года казахстанская сторона планирует максимально приблизиться к отметке в 60 тыс. перевезённых через Каспий контейнеров. Об этом, в частности, сообщила чрезвычайный и полномочный посол Казахстана в Бельгии Айгуль Куспан в ходе участия в конференции на тему «Глобальная Евразия: взаимосвязанность как движущая сила мира, стабильности и безопасности».

Мероприятие, посвященное реализации Стратегии ЕС по расширению взаимодействия Европы и Азии, состоялось 8 октября 2019 г. в столице Бельгии и собрало представителей дипломатического корпуса и экспертного сообщества стран ЕС, Центральной Азии и Южного Кавказа.

Айгуль Куспан в ходе своего выступления на конференции отметила, что успех Стратегии ЕС по расширению взаимодействия Европы и Азии во многом зависит от способности стран-участниц создавать и поддерживать межконтинентальные торговые потоки. По ее словам, Казахстан проявляет «большой интерес» к этой инициативе Европейского союза и готов «начать изучать возможности совместной работы под его эгидой». Стратегический подход казахстанского руководства заключается в том, чтобы извлечь выгоду из географического положения Казахстана и связать национальные программы развития инфраструктуры с программами соседей и глобальных партнеров. В этой связи развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута путём улучшения работы порта Актау и Курыкской паромной переправы является одним из важных направлений работы Нур-Султана.

Существенную поддержку действиям Казахстана и других прикаспийских стран в сфере развития транспорта готовы оказывать и уже оказывают различные европейские структуры, в том числе ОБСЕ. К примеру, 2 октября Актауский международный морской торговый порт Республики Казахстан посетила делегация от этой международной организации. Целью работы в порту европейской делегации являлось согласование различных аспектов реализации проекта «Зелёные порты в регионе Каспийского моря и поддержка связанности».

О реализации данного проекта стало известно летом текущего года. Сообщалось, что он рассчитан на три года при общей стоимости в 2,5 млн евро. Проект реализуется ОБСЕ в партнерстве с Европейским банком реконструкции и развития, ЕЭК ООН. Финансируется правительствами ФРГ, Италии и Исландии.

В рамках проекта будет подготовлена «дорожная карта» процессов автоматизации и оцифровки морских портов в Баку (Азербайджан), Актау и Туркменбаши (Туркменистан), подготовлено технико-коммерческое обоснование возможностей по использованию возобновляемых источников энергии. Также будут организованы региональные семинары по изучению передового опыта зелёных портов мира.

Ожидается, что реализация проекта ускорит перевалку грузов и будет способствовать увеличению товарооборота, а также облегчению пересечения границ гражданами.

Таким образом, несмотря на имеющиеся объективные сложности в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута, страны Каспийского региона продолжают планомерно наращивать объёмы перемещения товаров и грузов на данном направлении. При этом очевидно, что контейнерные перевозки это лишь часть транскаспийского грузооборота, при этом далеко не самая значительная.

На этом фоне не может ни вызывать беспокойство развитие каспийских портов России. Несмотря на ряд позитивных новостей по росту перевалки в портах Махачкала, Астрахань и Оля, их грузооборот растёт в основном за счёт определенных категорий грузов — нефтепродуктов и растительных масел, зерновых и т.д. А российские контейнерные перевозки на Каспии не сопоставимы с теми объёмами, которые перевозят соседи в Казахстане и Азербайджане.

Негативно на ситуацию влияет негласная конкуренция между прикаспийскими  регионами России и федеральными министерствами за получение государственной поддержки в развитии портовой инфраструктуры страны на Каспийском море. Следствием этого соперничества, прежде всего, является затягивание окончательного решения ряда крайне важных вопросов развития российской транспортной отрасли. Промедление означает, что выгоды от привлечения в регион транзитных грузов из Китая и Индии получат Туркмения, Казахстан и Азербайджан, которые завершили существенную часть работ по развитию своего транзитно-транспортного потенциала (порты Туркменбаши, Актау, Курык, Алят) и готовы замкнуть на себя транспортные потоки (подробнее в публикации «Каспийского вестника»).

Ускорению процесса развития российской транспортной отрасли в Каспийском регионе могло бы способствовать скорейшее проведение заседания Президиума Госсовета Российской Федерации по вопросу «Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры — основа экономического роста Каспийского региона». О планах по проведению Госсовета по данной тематике стало известно ещё в 2018 году. В 2019 году было проведено два заседания рабочей группы по подготовке заседания – 19 февраля в Москве и 19 апреля в Астрахани. Однако точная дата его проведения до сих пор не объявлена. Вместе с тем, известно, что на заседании будут рассмотрены наиболее важные социально-экономические проблемы прикаспийских субъектов России, в том числе пути преодоления затянувшегося спада в развитии российских портов на Каспии.

Таким образом, при сохранении нынешнего тренда развития ситуации Россия рискует оказаться на обочине важных геоэкономических процессов в одной из ключевых сфер региональной экономики — на рынке транскаспийских грузоперевозок.

Подробнее о подготовке к Президиуму Госсовета Российской Федерации по вопросу «Развитие транспортной и энергетической инфраструктуры — основа экономического роста Каспийского региона» читайте здесь:

Автор: Влад Кондратьев

На фото — загрузка контейнеров на фидерное судно в порту Актау. Источник: Railways.kz

Октябрь 15, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели