Контейнерные перевозки: плюсы и минусы пандемии
Аналитика

Контейнерные перевозки: плюсы и минусы пандемии

Транзитные перевозки – ключевой драйвер роста транспортной системы РК – по итогам первого полугодия 2020 года в транзитном сообщении проследовало через территорию Казахстана  более 2900 контейнерных поездов, что на 36% выше показателя аналогичного периода прошлого года, в  том числе отправлено в направлении Китай – Европа – Китай около 1900  контейнерных поездов, рост составил 36%.

Из-за вспышки коронавируса убытки понесли экономики всех стран мира. Не стал исключением и Казахстан. С началом пандемии правительство приостановило, в том числе, железнодорожное пассажирское сообщение. Однако грузовые и контейнерные перевозки не останавливались. Более того, компании, занятые в этом сегменте рынка, быстро переориентировались, перехватив товары у авиа- и автоперевозчиков.

Стоит отметить, пандемия коронавируса нарушила обычные связи между производителями и потребителями во всем мире и внесла серьезные изменения в бизнес транспортных и логистических компаний. Но можно отметить положительную сторону. Есть те, кому пандемия принесла новые перспективы, например логисты отмечают, что в настоящее время мировым трендом является смещение грузопотоков на железнодорожный транспорт.

К примеру, мультимодальная транспортно-логистическая компания KTZ-Express перевозила и почтовые отправки из Китая в Европу, и гуманитарный груз, помогая стране строить инфекционные больницы нового типа.

Если говорить об ограничениях, связанных с распространением коронавируса, то сейчас они  не оказывают прямого влияния на рост железнодорожного контейнерного транзита  по  территории РК. 

Транзит железнодорожным транспортом в контейнерах вырос на 37% и составил 483 тыс. двадцатифутовый эквивалент (ДФЭ), в стратегическом направлении Китай — Европа — Китай объем перевозок — 288,1 тыс. контейнеров, что на 61% больше показателя за январь-июль 2019 года (так за 7 мес. 2019 года – 179,3 тыс. контейнеров). Рост повагонного транзита обусловлен увеличением перевозок железной руды из России в Китай и Узбекистан на 79%.

Очевидно, что в начале вспышки пандемии в феврале в соседнем Китае, мы наблюдали снижение объемов контейнерных перевозок на 39% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.  Однако, пауза была кратковременной.

Предприятия в Китае какое-то время были закрыты, но в марте пик заболеваемости стал спадать и после снятия карантинных мер контейнерный трафик быстро восстановился. В марте перевозки из КНР возобновились полностью.

В целом, рост транзитных контейнерных перевозок за период январь-июнь наблюдался  по всем направлениям через территорию Казахстана. В сравнении с аналогичным периодом 2019 года рост составил 54%.

GFND6H Trains with different gauges from China and Kazakhstan have loads transferred at a dry port in Khorgos, Kazakhstan.

Из-за закрытия авто- и авиа грузовых сообщений, многие грузоотправители переориентировали  грузы с авто- и авиатранспорта на железнодорожный.  Например, в апреле текущего года KTZ Express  экспедировала по территории Казахстана контейнерный поезд China – Europe Express по маршруту Чунцин – Вильнюс. Примечательно, что в составе погрузки почтовые посылки, отправленные национальной почтовой службы Китая «China Post Group», получателем же явилась Национальная почта Литвы «Lithuania Post». Такие посылки до пандемии отправлялись авто- или авиатранспортом.

Кроме того, KTZ Express реализует транспортно-логистический проект по организации регулярных перевозок продовольствия в собственных рефрижераторных контейнерах, который обеспечивает поставку грузов казахстанского агропромышленного сектора на экспорт.

К примеру, 4 июня т.г. успешно организована отправка замороженной мясной продукции ТОО «Актюбинский мясной кластер» в рефрижераторных контейнерах из Актобе на экспорт в КНР.

Контейнерные поезда продолжают курсировать регулярно по установленному расписанию как внутри страны, так и в международном сообщении через Казахстан в/из Китая назначением на страны Центральной Азии, СНГ, Европу, Турцию. Рост наблюдается на всех маршрутах. Например, на перспективном маршруте Китай – Центральная Азия – Китай за 6 месяцев текущего года рост составил 32% (106,8 тыс. ДФЭ).

По данному маршруту АО «KTZ Express» продолжает осуществлять перевозку древесины, именно этот вид перевозок способствовал росту общего объема 2019 года в направлении из России в Китай и обратно почти в 3 раза.

В конце марта АО «KTZ-Express» возобновил доставку металлопроката из Китая в Россию. Поезда  отправляются на регулярной основе 2 раза в месяц. Доставка груза осуществляется на завод ООО «РусТехнологии Муром», который является крупнейшим производителем оцинкованной стали.

Кроме того, по маршруту Россия – Китай транзитом через Казахстан идет регулярная отправка железной руды. Ежемесячный объем в среднем составляет от 25 тыс. до 100 тыс. тонн.

Стоит отметить, что остановка предприятий в Европе в связи с пандемией, привела к резкому замедлению и товаропотоков в Китай, и перевозок порожних контейнеров. Одной из важных мер, принятых для обеспечения бесперебойной доставки грузов в сообщении Китай – Европа – Китай, сохранения и увеличения объемов грузопотоков в условиях посткризисного восстановления, явилось обеспечение своевременного возврата порожних контейнеров из Европы в Китай.

Поэтому, железнодорожные администрации Казахстана, России и Беларуси ввели симметричную скидку в 40% на перевозки порожних контейнеров из Европы в Китай. Сниженные ставки применяются при транзитной перевозке порожних универсальных контейнеров (длиной 40 и 45 футов) на специализированных платформах в составе контейнерных поездов длиной не менее чем 57, но не более чем 82 условных вагона. Данные тарифные условия призваны улучшить балансировку потоков контейнеров на маршруте Китай – Европа – Китай.

Развитие контейнеризации показало, что контейнеры идеально подходят для доставки как промышленных, так и продовольственных товаров. Одно из основных преимуществ перевозки грузов в контейнерах – сохранность груза.

В последнее время КНР ужесточила требования по перевозке некоторых грузов. При этом, там проведена большая работа по контейнеризации перевозок. В данный момент по станции Достык китайская сторона передает 12 составов в сутки, из них 10 контейнерных поездов и в этой связи национальный грузоперевозчик рекомендует  некоторые грузы перевозить в биг-бегах и контейнерах, что ускорит их погрузку, разгрузку и обеспечит сохранность.

Отрадно отметить, что преимуществом отправки грузов контейнерами стала и быстрая их доставка. Так, к примеру, по маршруту Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) контейнерные поезда из Казахстана в Турцию доставляются за 15 суток, из Казахстана в Китай – за 3 суток. Средняя скорость контейнерных поездов сегодня достигает 1063 км/сутки. Время транспортировки контейнеров из Китая в Европу сократилось до 5 суток, что обеспечило значительный рост контейнеропотока из Китая через Казахстан.

Пандемия внесла и свои коррективы в тарифную политику. Так, компания «Казахстан темир жолы» в 2020 году установила понижающие коэффициенты к предельному уровню тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги при перевозке в контейнерах зерновых и зернобобовых культур, продукции мукомольно-крупяной промышленности через станции Актау, Курык, Алтынколь, Достык, Сарыагаш, Болашак, Оазис и Луговая.

Для поддержки казахстанских производителей в период пандемии национальный перевозчик отменил до конца года сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, простаивающих свыше 48 часов.

В рамках Стамбульской конвенции срок временного ввоза контейнеров увеличился до 180 дней. Ведется работа по развитию регулярной фидерной линии сообщением порт Актау – порт Баку (Азербайджан) – порт Анзали (Иран).

Для того чтобы сохранить имеющиеся показатели, компания «Казахстан темир жолы»  планирует сохранять высокую скорость движения через свою территорию, снижать административные барьеры и модернизировать инфраструктуру. В частности, на пограничной станции Достык планируется построить два дополнительных терминала для обработки контейнеров.

Наталья БУТЫРИНА

14 сентября, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели