Прикаспийский регион в новых реалиях – мнение эксперта из Казахстана
Комментарии экспертов

Прикаспийский регион в новых реалиях – мнение эксперта из Казахстана

Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) Лидия Пархомчик, специально для Vzglyad.az

Недавно в Баку состоялась встреча казахстанской делегации во главе с Председателем Правления АО «Самрук-Қазына» Алмасадамом Саткалиевым с рядом ответственных лиц правительства Азербайджанской Республики. Главной темой обсуждения стал проект создания совместного предприятия с целью развития Транскаспийского международного транспортного маршрута. Нужно отметить, что на министерском уровне с начала марта текущего года состоялось уже несколько встреч казахстанской делегации с партнерами по Транскаспийскому международному транспортному маршруту. Так представители Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана провели консультации с коллегами из Министерства цифрового развития и транспорта Азербайджана и Министерства экономики, и устойчивого развития Грузии.

Итогом переговоров стала договоренность в ускоренном порядке начать подготовку к созданию совместного предприятия, которое бы позволило решить вопросы сквозного тарифообразования и декларирования грузов, применить единые IT решения и консолидировать транзитные грузы на маршруте ТМТМ/Middle Corridor.

В настоящее время работа на маршруте ТМТМ осуществляется в рамках Ассоциации из 20 транспортно-логистических компаний. С момента создания Ассоциации по маршруту ТМТМ перевезено в общей сложности 4,463 млн тонн грузов, в том числе 96,3 тыс. ДФЭ.

С появлением СП данные показатели могут увеличиться в разы. Так, утвержденный объем перевозок по маршруту на 2022 г. ранее составлял более 30 тыс. ДФЭ. Однако с учетом масштабной перестройки транспортно-логистических маршрутов в обход России из-за ситуации в Украине возможно двухкратное увеличение объема контейнерных перевозок.

Уже сейчас каспийские порты вдоль маршрута заявляют о готовности нарастить перевалку грузов. Так, порт Курык готов увеличить объем перевалки грузов в 5 раз и нарастить дополнительно до 4 млн тонн. В сумме текущие возможности казахстанских портов позволяют дополнительно обработать до 10 млн тонн грузов, в том числе нефть – порядка 5,5 млн тонн.

Важно понимать, что именно сейчас маршрут ТМТМ/Middle Corridor становится актуальным для бизнес-сообщества, так как предоставляет гарантированную возможность доставлять трансконтинентальные грузы без риска попасть под антироссийские санкции.

В перспективе по маршруту имеется возможность перевозки до 10 млн тонн грузов в год, в том числе до 200 тыс. ДФЭ. Фактически, речь идет о том, чтобы переориентировать часть трафика с северного маршрута на транзитных сервисах ОТЛК ЕРА (СП железных дорог Казахстана, России и Беларуси), который по итогам 2021 г. транспортировал по маршруту Китай-Европа-Китай 692,5 тыс. ДФЭ.

Говоря о том, какие экономические риски повлекут за собой новые антироссийские санкции для прикаспийских стран, необходимо признать, что и без масштабной волны санкций экономическое сотрудничество прикаспийских государств нуждалось в дополнительном стимулировании. В частности, вопросы торгово-экономического взаимодействия должны были оказаться в центре внимания в рамках работы II Каспийского экономического форума.

Однако проведение данного мероприятия, хозяйкой которого должна была стать Россия в 2021 г., продолжает откладываться. В итоге ряд инвестиционных бизнес-проектов, обсуждение которых планировалось на Форуме, потеряли свою актуальность.

Эксперты отмечают хроническую нехватку взаимных инвестиций прикаспийских государств в совместные инфраструктурные и промышленные проекты. Вопрос о росте интенсивности региональной кооперации приобретает особую актуальность. Тем более, что в 2021 г. общий товарооборот прикаспийских государств установил новый рекордный показатель, преодолев планку в $35 млрд. Нужно отметить, что в последний раз превысить уровень в $30 млрд общего товарооборота странам удалось в 2013 г.

Структурно торговля «каспийской пятерки» не претерпела сильных изменений. По-прежнему две трети от общего объема торговли пришлось на пару Россия-Казахстан. На российско-иранское взаимодействие приходится 11% оборота региона, еще 10% — на Россию и Азербайджан.

По сути, рост товарооборота регионе был обеспечен увеличением взаимной торговли с Россией. Однако в условиях санкционного давления на РФ можно ожидать снижения торговой активности.

Сегодня на каспийском побережье располагаются 12 портов, из которых 5 имеют мощность более 10 млн тонн, данные порты имеют уже сегодня развитую инфраструктуру и возможности дальнейшего продвижения грузов по автомобильным и железным дорогам. Как уже отмечалось, российско-украинский конфликт позволит по-новому взглянуть на перспективы транспорта и логистики в регионе.

Потенциальный приток грузов, следующих транзитом через транскаспийские маршруты, позволит решить одну из существенных проблем региона – недозагруженность портовых мощностей.

Так, к примеру, совокупная пропускная способность морских портов Казахстана составляет 23,7 млн тонн грузов в год. Однако в настоящее время загруженность казахстанских портов Актау и Курык составляет всего 23% от имеющихся мощностей. Аналогичная проблема стоит и перед портом Баку, который при проектной мощности в 15 млн тонн грузов в год, перевалил порядка 5,6 млн тонн грузов в 2021 г.

Переориентация дополнительных грузопотоков создаст благоприятные условия для увеличения пропускной способности по участкам железных дорог вокруг Каспийского моря, пограничных пунктов пропуска и морских портов.

По заявлению Министерства индустрии и инфраструктурного развития в настоящий момент имеется возможность переориентации на морские порты РК до 18 млн тонн грузов. При этом соответствующие соглашения уже были достигнуты на перевозку 2 млн тонн казахстанского экспорта.

Существенный прогресс в данном направлении можно ожидать после того, как будет налажено производство отечественных контейнеров. Так, в 2022-2023 гг. в Казахстане планируется контейнеризация 2 млн тонн грузов и увеличение доли контейнерных перевозок до 30%. Очевидно, что того, чтобы маршруту ТМТМ из временной замены пророссийских маршрутов превратится в устойчивый канал грузопотока Ассоциации и ее участниками придется активизировать работу по улучшению единой технологии перевозочного процесса и сокращению времени доставки грузов.

25 марта, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели