Проект СЭЗ «Алят» Азербайджана – основа для трансрегиональной интеграции
Комментарии экспертов

Проект СЭЗ «Алят» Азербайджана – основа для трансрегиональной интеграции

Российский эксперт Александр Караваев в статье для азербайджанского портала haqqin.az оценил недавнее решение властей Азербайджана о создании свободной экономической зоны «Алят».

А.Караваев пишет, что Свободная экономическая зона, в принципе, новое явление в азербайджанской экономике. До сегодняшнего дня основной инфраструктурной базой промышленных инвестиций в Азербайджане были «промышленные парки». Помимо флагманского Сумгаитского промпарка, координирующего химические проекты, в Азербайджане действуют ещё три — Мингячевирский, Пираллахинский и Балаханинский. По состоянию на конец 2019 года, резидентами промпарков вложено $3,4 млрд, что по региональным меркам достаточно серьезные средства. Финансово-экономический механизм СЭЗ «Алят» станет важным дополнением в развитии этих проектов и вольёт в экономику страны новые финансы. Возможно, управление СЭЗ для повышения эффектов координации будет отдано Агентству по развитию экономических зон, которое с недавних пор и управляет промпарками.

СЭЗ в Азербайджане прошла достаточно долгий путь от чистой концепции на рубеже 2010-х до первых законодательных актов (в 2017 году Ильхам Алиев подписал Распоряжение об ускорении создания Алятской СЭЗ, в 2018 году был принят закон о СЭЗ) и до нынешних шагов практической реализации. После старта в 2022 году, когда «Алят» ожидает первых резидентов, СЭЗ может стать ключевым механизмом привлечения зарубежных инвестиций не только в товарно-промышленные секторы, но и, в перспективе, — в чисто финансовые сферы.

Президент дал поручение о необходимости участия представителей СЭЗ в заседаниях основных межправительственных комиссий Азербайджана с партнёрами из других стран. Сейчас, на волне интереса к постконфликтному восстановлению, наличие СЭЗ должно сыграть роль дополнительного стимула в расширении спектра возможных проектов, реализуемых инвесторами в Азербайджане. Однако если внутри СЭЗ создадут льготные налоговые режимы, близкие финансовым офшорам, то сюда можно привлечь определенный класс зарубежных инвесторов лишь в рамках формальной регистрации юрлица без обязательств товарно-промышленной деятельности. То есть СЭЗ, кроме основных функций, может стать прологом к созданию в Азербайджане международного финансового центра.

Тем не менее сегодня главная задача СЭЗ «Алят» — это усиление связок в транспортно-промышленных коридорах Каспия. Можно сказать, это вклад Азербайджана в процессы каспийской интеграции. Выбрано очень удачное расположение — непосредственная близость контейнерных терминалов БММТП и  сетевой инфраструктуры Сангачальской электростанции на 300 МВт. Если посмотреть шире, то СЭЗ усилит потенциал коммуникационной развязки транскаспийского маршрута и западного створа МТК Север-Юг.

Давайте посмотрим, в каких товарных координатах находится СЭЗ. Если взять данные до пандемии, то это поток грузов в меридиане Восток-Запад — около 8,7 млн тонн в год, по оси Север-Юг — 2,1 млн тонн в год. Также СЭЗ окажет влияние на торгово-экономические проекты России и Азербайджана, возможно, именно там совместные предприятия будут размещать свои новые производства.

Координация каспийских СЭЗ

В предстоящие годы повысится динамика взаимодействия каспийских портов, очевидно, что подобного взаимодействия можно ожидать и от СЭЗ. Изменения в каспийской геоэкономике налицо  — повышаются объем, скорость и стоимость трансевразийского контейнерного транзита. К примеру, по итогам прошлого года перевалка контейнеров в БММТП увеличилась по сравнению с 2019 годом на 15,2% — до 40,3 тыс. TEU.

Контейнерами перевозятся уже и стройматериалы, и продукция аграрной переработки. Расширяются потоки зерновой и мучной продукции. Заключаются контракты ЕАЭС со странами Персидского залива, Пакистаном, Индией по самому широкому профилю товаров. Все это – поле для возможностей СЭЗ «Алят».

Другой аспект — возникают новые проекты промышленной кооперации в нефтехимии, в сборке автомобилей, аграрной технике, выпуске строительной и промтоварной продукции в регионе Каспия.

Увеличиваются объем поставок по железнодорожным магистралям и перевалка в портах региона. А в рамках стратегии развития речных путей к 2030 году ожидается двукратное увеличение пропускной способности системы Волго-Дон, со следующей зимы планируется его круглогодичная эксплуатация. Это также будет стимулировать развитие портов и СЭЗ региона.

То есть речь идёт конкретно о перспективном взаимодействии СЭЗ «Алят» с СЭЗ «Лотос» в Астраханской области, с СЭЗ «Энзели» в Иране, с портами Астара и Туркменбаши. Имеет смысл создать поле для взаимодействия «Алят» с аналогичными центральноазиатскими проектами. В частности, соглашение о сотрудничестве с СЭЗ «Хоргос — Восточные ворота» может послужить мостом для расширения доступа китайских резидентов к восточно-европейским и ближневосточным рынкам.

В Казахстане в ближайшие пять лет планируют привлечь порядка $9,1 млрд инвестиций в отрасли нефтегазохимии —  уже создана специальная экономическая зона «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области. По оценкам казахстанских экспертов, объем производства нефтегазохимической продукции страны может увеличится в 5 раз по сравнению с 2020 годом — до 2 млн тонн, экспорт данного сегмента возрастет в 8 раз, до $1,336 млрд, которая в качестве сырья (полимерная и химическая переработка) может быть использована в производствах на территории Азербайджана.

В соседнем Дагестане создано шесть индустриальных парков, две территории опережающего социально-экономического развития. Инвестиции в СЭЗ «Лотос» в Астрахани превысили $400 млн, спектр — от производства стеклопластиковых труб и консолей, до судостроения…

«Алят» может найти и предложить свои возможности для дополнительных проектов — либо раскрывая новые рынки и перспективы для этих производств, либо создавая собственную экспортную продукцию, используя партнеров в качестве сырьевой базы.

Это только несколько из возможных направлений взаимодействия.

Таким образом, СЭЗ «Алят» будет решать задачи дальнейшей трансрегиональной интеграции на Каспии, включая решение локальных складских и транспортных задач. А также сделает существенный вклад в повышение индустриального потенциала Азербайджана.

Фото: haqqin.az

12 июля, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели