Пятый каспийский саммит: мнение российского эксперта
Аналитика, Комментарии экспертов, Повестка дня

Пятый каспийский саммит: мнение российского эксперта

Российский эксперт, глава аналитической группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин поделился с редакцией портала «Каспийский вестник» своим мнением о результатах Пятого каспийского саммита.

Станислав, что на Ваш взгляд, является главным итогом прошедшего в Казахстане Саммита глав прикаспийских государств?

В качестве главного итога прошедшего Саммита, естественно, следует рассматривать подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, события, которого страны региона ждали более 25 лет. В 2014 году по результатам предыдущей встречи глав прикаспийских стран в Астрахани, казалось, что странам осталось сделать совсем немного для подписания основополагающего регионального документа. Однако, ожидаемый Саммит в Астане откладывался в течение трёх лет по неизвестным причинам. В итоге странам региона удалось согласовать свои позиции, свидетельством чему стали подписи под этим документом пяти президентов.

Конвенция важна тем, что она включила в свой состав все договоренности, которые странам региона удалось достичь на четырёх предыдущих Саммитах. Если раньше эти договоренности носили форму заявлений, деклараций, итоговых протоколов встреч, то теперь они имеют международно-правовой, обязательный для исполнения характер.

Помимо подписания Конвенции значимость прошедшему Саммиту придают договоренности сторон о сохранении формата прикаспийского партнёрства, доказавшего свою эффективность. Специальная рабочая группа по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая провела 52 встречи, теперь, по сути, преобразуется в рабочую группу по реализации положений подписанного в Актау соглашения и будет дальше работать над решением ключевых проблем Каспийского региона.

Более того создаются новые интеграционные форматы, которые будут способствовать развитию региона. В первую очередь, это касается создания Международного экономического форума, который впервые состоится в следующем году в Туркменистане. Есть надежда, что новая переговорная площадка будет способствовать активизации экономического сотрудничества прикаспийских стран.

Подписанная Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, как и ожидалось, не решила ряд ключевых проблем региона, к которым следует отнести территориальное разграничение в южной части Каспийского моря между Туркменистаном, Ираном и Азербайджаном, а также согласование методики установления прямых исходных линий для отчёта ширины территориальных вод сторон. Каковы сегодня перспективы решения оставшихся спорных вопросов?

Считаю необходимым отметить, что то решение, которое приняли главы государств на Саммите, сегодня является единственно возможным. Только пойдя на этот компромисс, сторонам в итоге удалось подписать документ, который мы сегодня имеем.

Напомню, что по приезду в Иран президент страны Хасан Роухани заявил, что никаких решений по разграничению дна в Актау не принято и подписанная Конвенция ни в коей мере не ущемляет национальные интересы Тегерана в этом вопросе. Каспий всегда имел важное место в общественном сознании населяющих Иран народов, поэтому любые территориальные уступки соседям могут быть большинством населения восприняты как предательство национальных интересов, что естественно отразится на положении политического режима страны. Поэтому чтобы успешно ратифицировать Конвенцию, иранское руководство приняло наиболее логичное решение, вынести эту проблему за рамки Конвенции и искать её решение в двух и трёхстороннем формате.

О том, что проблемы разграничения дна Каспийского моря имеют особое значение для Тегерана, наглядно свидетельствовала мартовская встреча глав Ирана и Азербайджана в Баку, где сторонами был подписан меморандум о совместной разработке спорных месторождений, к числу которых, вероятно, относится группа Араз-Алов-Шарг. Подписание подобного соглашения – это явный сигнал о том, что странам Южного Каспия в итоге удастся решить эту ключевую проблему региона на обоюдно выгодных условиях.

Если говорить о перспективах решения спорных вопросов между Азербайджаном и Туркменистаном, то здесь ситуация не столь благоприятная. Диалог между Баку и Ашхабадом более политизирован и пока не имеет явных вариантов решения. Хотя и здесь диалог постепенно продвигается.

Про разграничение между Туркменией и Ираном речи пока тоже не идёт. Отношения сторон портит затянувшийся газовый конфликт, да и предмета спора пока, в принципе, нет. О каких-либо уже выявленных спорных месторождениях на линии разграничения пока неизвестно, поэтому перспективы  диалога по этим вопросам очень и очень туманные и адекватному прогнозу не поддаются.

На прошедшем Саммите главы прикаспийских государств уделили особое внимание вопросам развития транспорта в Каспийском регионе. Помимо подписанного соглашения о сотрудничестве в этой сфере стороны анонсировали подготовку соглашения, касающегося именно морского транспорта. Как, на Ваш взгляд, сегодня развиваются процессы в этой ключевой сфере экономического развития региона?

Если говорить о развитии транспорта на Каспии, то сегодня наиболее активно развиваются каналы транспортировки энергоресурсов. Морем, к примеру, перевозится казахстанская и туркменская нефть, которая далее поступает в трубопровод «Баку-Новороссийск» через порт Махачкала и «Баку-Тбилиси-Джейхан» через инфраструктуру Бакинского морского порта. Перевозки других видов грузов пока находятся на начальном этапе развития. На фоне относительных успехов портов Казахстана, Азербайджана и Туркменистана несколько проигрывают российские портовые объекты на Каспии. Однако, в связи с анонсированным президентом России строительством нового порта в районе города Каспийска в Дагестане, ситуация может несколько измениться в лучшую для Москвы сторону.

Также обращает на себя внимание факт наметившегося перекоса в направлении морских грузоперевозок. По направлению Север-Юг сегодня направляется значительно меньшие объёмы грузов, чем в направлении Восток-Запад по новой железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс.

Как, по Ваши наблюдениям, восприняли достигнутое сторонами решение о подписании Конвенции о правовом статусе Каспия так называемые внерегиональные страны (США, страны ЕС, Китай), крупные транснациональные компании?

Необходимо отметить, что внерегиональные страны внимательно следили за ходом подготовки Конвенции. Особый интерес для них представляла проблема прокладки транскаспийских трубопроводов, итоговое решение о принципах размежевания дна Каспия и другие значимые для инвестиционного климата в регионе проблемы.

Принятие Конвенции для внешних игроков является свидетельством того, что политические риски ситуации в регионе снижаются, одновременно улучшится юридический климат. Всё это несомненный положительный сигнал для бизнеса, для новых крупных экономических проектов в регионе.

Принцип неприсутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных государств, который включен в текст Конвенции, не является неожиданностью для стран Запада и Китая. Об этом решении говорилось довольно давно, поэтому ожидать, что это решение кардинальным образом изменит ситуацию на Каспии не приходится.

 

Август 17, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели