США вывели из-под санкций иранский порт Чабахар
Геополитика и геоэкономика, Повестка дня

США вывели из-под санкций иранский порт Чабахар

США вывели из-под действия санкций иранский порт Чабахар, который используется Афганистаном и Индией для транспортировки энергоресурсов, сообщило РИА Новости со ссылкой на представителя  госдепартамента США.

Сотрудник внешнеполитического ведомства США, в частности, сообщил, что после глубокой проработки вопроса госсекретарь предусмотрел исключения из санкционного режима, который введен в рамках закона о противодействии Ирану от 2012 года (IFCA).

Эти исключения обусловлены стратегией президента США в Южной Азии, которая нацелена на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.

Напомним, что порт Чабахар, расположенный у юго-восточного побережья Ирана,  является ключевым пунктом транспортного коридора связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. С целью дальнейшего развития данного маршрута 23 октября в Тегеране Ираном, Индией и Афганистаном подписано  соглашение о транзите товаров через порт Чабахар. Церемония подписания состоялась в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора).

В целом, создание транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана, находится на повестке дня трехстороннего межгосударственного сотрудничества около пяти лет. Договор о совместном развитии порта Чабахар был подписан между Ираном и Индией во время визита Нитина Гадкари в Тегеран в мае 2015 года. Известно, что Индия планирует инвестировать средства в строительство двух доков (контейнерный и смешанный) в порту Чабахар, который позволит обрабатывать 9 млн. тонн грузов в год. Планируется, что порт разгрузит основной порт Ирана — Бендер-Аббас, по перевалке сырой нефти и мочевины. А Индия за счёт иранского порта снизит текущие транспортные расходы примерно на 30 процентов, и это только по текущим грузоперевозкам. Впоследствии стороны подписали еще несколько соглашений по данному вопросу – в мае 2016 года и феврале 2017 года.

С учётом последних новостей о политике США в отношении порта Чабахар у коридора «Индия – Иран – Афганистан», по всей видимости, достаточно неплохие перспективы для дальнейшего развития. С учётом этого, в перспективе следует ожидать изменения транспортной конфигурации Евразийского континента, которая может повлиять и на транзитно-транспортный потенциал Каспийского региона.

Участники Чабахарского соглашения, в частности, неоднократно заявляли о своих планах по использованию порта в грузоперевозках по МТК «Север-Юг». Сообщалось, что в ближайшей перспективе часть грузов, предназначенных для поставки в страны ЕС по этому маршруту, будет доставляться из Индии до этого порта, далее на автомобильном транспорте отправляться либо до морских портов Ирана на Каспии, либо до железнодорожных станций на ирано-азербайджанской и ирано-туркменской границах, откуда индийские товары уже будут доставляться потребителям в странах Европы по транспортным путям прикаспийских стран и Российской Федерации. В перспективе порт Чабахар также может быть соединён с транспортной системой Каспия посредством строящейся железной дороги Чабахар – Захедан и восточной железнодорожной ветки коридора «Север-Юг» — «Казахстан – Туркменистан – Иран», которая уже достаточно активно функционирует.

Также следует отметить, что развитие на Каспии транспортных коридоров, связывающих прикаспийские страны с Индией, будет способствовать росту роли и влияния Индии в Каспийском регионе, и как следствие — росту здесь так называемого геополитического плюрализма, который в большей степени отвечает интересам США и их партнёрам в Европе.

Ноябрь 8, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели