В Астрахани состоялась конференция «Природопользование: от истории к современности»
Исторические хроники Каспийского региона, Наука и Культура

В Астрахани состоялась конференция «Природопользование: от истории к современности»

В мае в Астрахани состоялась конференция «Природопользование: от истории к современности» — «Куражковские чтения». Конференция была посвящена 90-летию образования Астраханского государственного университета и 99-летию основоположника науки «Природопользование» Куражковскому Юрию Николаевичу.

С докладом на тему «Трудные перекаты Волго-Каспия. Историческая ретроспектива» на конференции выступили доктор географических наук, глава Астраханского регионального отделения РГО Бухарицин Петр Иванович и Котеньков Сергей Анатольевич, научный сотрудник Института Океанологии им П.П. Ширшова РАН

Выступающие в докладе отметили, что Волго-Каспийский морской судоходный канал является одним из старейших в мировой судоходной практике. С началом мореплавания на Каспии и по настоящее время прохождение судов по Волго-Каспийскому пути выливалось в экономические потери для судовладельцев в связи с падениями уровня Каспийского моря, его обмелением и заносимостью.

Исследование комплекса восточных, западноевропейских и российских источников, анализ картографического материала II-й пол. XIXв., сохранившие топонимы исчезнувших и пересохших дельтовых проток, изученные материалы археологических исследований, непосредственно древних артефактов, позволили восстановить картину развития судоходства и освоение дельтового пространства, очертить круг проблем, с которыми сталкивались мореплаватели, преодолевая мели устьевого взморья, как на выходе, так и на входе с моря. Удалось проследить судоходные маршруты по протокам волжской дельты, уточнить их протяжённость, рассмотреть конструкции морских судов.

Было установлено, что в IX-X вв., в начале функционирования Волго-Каспийского пути, когда в дельте Волги появились первые поселения, основной водный маршрут проходил по протоке Болда.

После подъёма уровня Каспийского моря в X в., судоходные пути в XI-XV вв. сместились к западу и к востоку, и стали проходить по протокам Старая Волга и Бузан. После выхода Московии на берега Каспия в XVI в. и до сер. XIX в. маршрут продолжал проходить по Старой Волге. При использовании крупнотоннажных судов — бусов, у мореплавателей стали возникать проблемы по преодолению мелей устьевого взморья, порой приводившие к гибели судов и грузов. Поэтому эти суда для их прохода через мелководную зону сопровождали мелкие парусно-гребные суда (струги и паузки), на которых перевозилась часть грузов. При входе судов в лабиринт дельтовых проток первым знаковым местом на судоходном маршруте по Старой Волге был Иванчуг – учуг Троицкого монастыря (впервые упомянут в Ф. Котовым в 1623г.).

С сер. XVI в. остров Четыре Бугра являлся ориентиром, миновав который мореплаватели выходили на 9-футовые глубины (впервые упомянут Э. Дженкинсоном в 1558г.). При Петре I начали строить «новоманерные» суда по голландскому образцу с низкой осадкой, позволявшие беспрепятственно проходить перекаты Волго-Каспия. Река Бахтемир до нач. XIX в. в качестве судоходного маршрута в источниках не упоминается.

В 1874 году было положено начало регулярным работам по углублению Бахтемировского рукава реки Волги и созданию судоходного пути, соединяющего  Волгу с Каспийским морем, и послужило началом функционирования современного Волго-Каспийского морского судоходного канала.

В докладе авторы обратили внимание, что власти Астраханской области в текущем 2022 году планируют довести обмелевший от засухи Волго-Каспийский морской судоходный канал до нормативной глубины. Для этого в ходе дноуглубительных работ планируется извлечь до 7 млн куб. м грунта.

Полную реконструкцию Волго-Каспийского морского судоходного канала планируется завершить в 2028 году. 

В 2022 году будут проведены предпроектные работы, проектирование планируется  осуществить в 2023-24 годах, строительство — в 2024-28 годах. Предварительно объем дноуглубления в рамках проекта оценивается в 15 млн куб. м. В результате выполнения работ предполагается обеспечить проход судов по каналу с осадкой до 4,5 м.

«Объем работ только возрастает, тем не менее, проблема остается. Дело в том, что земснаряды работают не достатоно эффективно – они перекладывают «как решетом» грунт с места на место, а он через некоторое время,  под воздействием течений, волнения и дрейфующего льда опять скатывается в ложе канала», — замечают ученые.

Однако, если же немного изменить принцип дноуглубительных работ — использовать вместе с земснарядами дополнительные суда (ими могут быть, например, дооборудованные, невостребованные ныне, нефтерудовозы). У Бухарицина П.И. имеются патенты на изобретения.

В соответствии с предложением автора технологии, собранный со дна грунт загружается на судно, которое будет вывозить грунт или за свал глубин, или на сушу — для использования в хозяйственных целях. В этом случае производительность может увеличиться на 30-40% в течение нескольких лет, а количество извлекаемого грунта (при обеспечении требуемых глубин) будет уменьшаться год от года.

Безусловно одно — работы по увеличению пропускной способности ВКМСК – в буквальном смысле «пуповины» Астраханского региона, а загрузка портов Оля и Астрахань многократно укрепит позиции России на Каспии, позволив реализовать в полной мере проект – «Международный транспортный коридор «Север-Юг», резюмировали докладчики.

Со сборником по итогам конференции можно ознакомиться ниже:

Подготовил Влад Кондратьев

19 июня, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели