В Брюсселе обсудили перспективы развития Транскаспийского транспортного маршрута
Геополитика и геоэкономика, Каспийский транзит

В Брюсселе обсудили перспективы развития Транскаспийского транспортного маршрута

Постпредством Казахстана при Европейском союзе при поддержке Европарламента, АО «НК «КТЖ» (Казахстанские железные дороги) и Международной ассоциации «ТМТМ» (Транскаспийский международный транспортный маршрут) 15 июня 2022 года был организован Форум, на котором обсуждались вопросы укрепления торговых связей между Европой и Азией через расширение и интеграцию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) в международную систему логистики, а также роль Казахстана в качестве транспортного «хаба».

Как отмечает МИД Казахстана, данное мероприятие стало первым форумом в столице ЕС по обсуждению перспектив «Среднего коридора» (международное название ТМТМ), который пролегает через территорию и порты Казахстана, далее в Азербайджан, Грузию или Турцию в страны Европы.

Сообщается, что в Брюссель для участия в мероприятии и проведения деловых встреч в формате «Business-to-Business» прибыли представители 11 компаний-членов ТМТМ и казахстанских «транспортников». Всего в мероприятии приняли участие более 150 экспертов, политиков, дипломатов, а также представителей 80 компаний из 18 стран Европы и Южного Кавказа. Наряду с руководством ТМТМ и ТРАСЕКА, в составе казахстанской делегации прибыли руководители компаний «ҚТЖ», «KTZ Express», «KTZ Express Hong Kong Limited», «Казмортрансфлот», портов Актау и Курык и др.

Среди участников были также представители более 10 международных организаций и финансовых институтов (ООН, ОБСЕ, ЕИБ, ЕБРР, ДЕХ, ОСЖД, ТМТМ, ТРАСЕКА, ВТамО и др.), а также железнодорожных ассоциаций ЕС («Community of European Railway and Infrastructure Companies», «Reilfreight», «FERRMED» и др.).

Модератором мероприятия выступила казахстанский эксперт в области международных железнодорожных перевозок, представитель ТРАСЕКА в Брюсселе Лейла Батырбекова.

На форуме отмечалось, что в свете динамично меняющейся торгово-логистической конфигурации в регионе, Транскаспийский маршрут все больше играет роль основного сухопутного направления перевозки товаров из Китая в Европу. Участники ТМТМ отметили резкий рост объёма перевозок и спроса на услуги коридора. Это подтверждается высоким интересом со стороны крупных европейских транспортно-логистических компаний.

В своём приветственном слове Посол Казахстана Маргулан Баймухан подчеркнул, что «развитие и диверсификация транзитных путей страны остается приоритетным вопросом для Нового Казахстана». Он отметил, что в 2022 году Президент Касым-Жомарт Токаев объявил о планах по инвестированию в транспортную инфраструктуру порядка 20 млрд долл. США, что расширит транзитные потоки и удовлетворит растущие потребности стран региона.

Представители Европейской службы внешних действий (ЕСВД), Генерального директората Еврокомиссии и Комиссара ЕС по транспорту, выступавшие на форуме, единогласно заявили о намерении ЕС «развивать транспортно-транзитное сотрудничество с РК и с участниками коридора». В этом контексте было отмечено, что доверительные отношения между Казахстаном и ЕС в политической плоскости создают дополнительный положительный импульс для сотрудничества в транспортной отрасли.

Евродепутат Богуслав Либерацки в своём выступлении выделил Стратегию ЕС «Global Gateway», в рамках которой Брюссель планирует развивать транспортную взаимосвязанность со странами мира, в т.ч. с Центральной Азией и Казахстаном. Стратегия с общим бюджетом более 300 млрд евро будет направлена на улучшение транзитных связей с партнёрами ЕС.

В своём выступлении Заместитель управляющего директора ЕСВД Люк Девинь отметил, что транспортно-транзитная отрасль является одной из важнейших областей из 29 направлений сотрудничества, заложенных в Соглашении о расширенном партнёрстве и сотрудничестве между Казахстаном и ЕС (СРПС). ЕС придаёт особое внимание развитию многопланового взаимодействия с Казахстаном – крупнейшим торгово-экономическим партнёром в регионе, а усиление транзитного сотрудничества с нашей страной закреплено в ключевых стратегических документах ЕС, таких как «Global Gateway» и Стратегии ЕС по взаимодействию с Центральной Азией. Постоянный диалог на высшем уровне, политическая стабильность и суть текущих реформ в Казахстане содействуют укреплению экономических связей сторон, отметил европейский дипломат. 

По мнению члена кабинета Еврокомиссара по транспорту Пабло Мартинса, «Казахстан уже играет ключевую роль в транзите грузов между КНР и Европой, который начиная с 2013 года ежегодно удваивается». 

Глава управления Генерального директората по транспорту Еврокомисии Харви Роуз рассказал о деталях исследования ЕБРР по устойчивым транспортным связам между Европой и Центральной Азией. Исследование, результаты которого ожидаются к началу 2023 года, определит сложности, недостающие звенья и потребность в инвестициях в ТМТМ с точки зрения как инфраструктуры, так и цифровизации, гармонизации правил и тарифов (т.н. мягкая инфраструктура).

По словам Генсекретаря «ТМТМ» Гайдара Абдикеримова, в настоящее время ведётся работа по расширению участников Организации и активно обсуждается налаживание перевозок из портов Батуми и Поти в румынский порт Констанца. В свою очередь, руководитель управляющей компаний болгарских портов Варна и Бургас также выразила интерес в кооперации с ассоциацией ТМТМ.

Управляющий директор по логистике АО «НК «Казақстан Темир Жолы» (Казахстанские железные дороги) Ерлан Койшибаев заверил участников, что казахстанские железные дороги нацелены на диверсификацию экспортных маршрутов, в том числе через «Средний коридор». Он подчеркнул, что «уже сегодня начата работа по синхронному увеличению пропускной способности и модернизации на всем маршруте».

Негласным итогом форума, как сообщается, стало общение мнение, что успешное развитие транспортно-логистических связей требует поддержания постоянного диалога и контактов без посредников между участниками транспортной отрасли. В этом контексте налажены важные прямые связи между казахстанскими и европейскими участниками форума.

Важными практическими итогами форума стали договоренности о возможном участии Европейского инвестиционного банка в модернизации транспортной инфраструктуры АО НК «КТЖ», а также обучения сотрудников казахстанских портов управлению портовой инфраструктуры в порту Антверпен (Бельгия).

Подготовил Влад Кондратьев

20 июня, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Мы на Facebook
Facebook Pagelike Widget
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели