Евразийский экономический союз имеет большой потенциал для расширения торгово-экономических связей с партнерами по всему миру, отработаны практики, которые можно тиражировать на большее количество стран. Об этом заявил в среду, 5 октября, министр экономического развития РФ Максим Решетников на круглом столе «Каспийский регион как часть Большого Евразийского партнёрства: новые вызовы и перспективы развития», который прошел в Сколково в рамках II Каспийского экономического форума.
Он особо подчеркнул, что страны, не являющиеся членами ЕАЭС, сейчас имеют прекрасную возможность подключиться к работе Союза при помощи гибких форматов.
В числе таких инструментов министр назвал различные торговые соглашения. Он привел в пример успешно действующие соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Сербией и Сингапуром, непреференциальное соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, временное соглашение с Ираном, нацеленное на дальнейшее формирование зоны свободной торговли. В проработке находится заключение полноформатного соглашения о свободной торговле с Тегераном. Запущены переговоры о соглашениях с Израилем, Египтом, Индией и Индонезией.
Вторым важным форматом для развития качественно нового экономического сотрудничества Максим Решетников назвал институт наблюдателей в ЕАЭС. Министр указал на опыт Узбекистана, который в 2020 году получил статус государства-наблюдателя при ЕАЭС. С тех пор страна активно участвует в проектах Союза по электронной торговле и цифровизации грузовых железнодорожных перевозок и почти на треть увеличила товарооборот со странами-участницами ЕАЭС. Сейчас Узбекистан играет значимую роль в реализации проекта «Евразийский агроэкспресс» по снабжению партнеров продовольствием.
«Мы видим, как со стороны других стран растет интерес к данной форме сотрудничества. Поэтому приступили к разработке документа, описывающего формат и алгоритм участия государств-наблюдателей в отдельных проектах ЕАЭС, – сказал глава ведомства. – Стоит заметить, что у стран, решивших включиться в интеграционный контур, хорошие перспективы. Государства, заинтересованные в углублении сотрудничества в рамках ЕАЭС, смогут замещать выбывающие с общего рынка товары, встраиваться в активно формирующиеся новые производственно-логистические цепочки. И получить таким образом стратегические преимущества, которые позволят занять достойное место в новой архитектуре международной торговли».
Так, в 2021 году товарооборот ЕАЭС с третьими странами увеличился не только в сравнении с ковидным 2020-ым более чем на треть (до 844 млрд долл), но и по отношению к докризисному 2019 году – почти на 15%. При этом наблюдается положительный тренд смещения от преобладающих в торговле минерально-сырьевых продуктов к продовольствию и продукции более высокого передела. По итогам первого квартала 2022 года совокупный ВВП ЕАЭС вырос на 3,6% в физическом выражении. Предварительные данные по росту ВВП экономик Союза за первые полгода демонстрируют намного более позитивные результаты, чем прогнозировали международные организации.
«Для развития взаимовыгодного сотрудничества в каспийском регионе сегодня крайне необходимо диверсифицировать логистические маршруты, формировать единый транспортный рынок. Для этого важно развитие транспортной инфраструктуры на территории Союза в направлении «Восток – Запад» и «Север – Юг», – обратил внимание Максим Решетников. – Участие в развитии международных транспортных коридоров является ключевым для наращивания транспортно-логистического и экспортного потенциала всех стран региона».
Важность развития этого направления доказывают цифры. В 2021 году объем торговли по международному транспортному коридору «Север-Юг» составил более 10 млн тонн, в Восточном направлении – свыше 170 млн тонн. Согласно прогнозу внешней торговли, ожидается существенное увеличение этих показателей.
«К 2030 году прогнозируется увеличение объема торговли по международному транспортному коридору «Север-Юг» более, чем на 100% (до 24,7 млн тонн), в Восточном направлении – более, чем наполовину (до 198,2 млн тонн). В этой связи в рамках МТК «Восток-Запад» мы намерены продлить транспортный коридор Запад – Восток через регионы Сибири на Китай и Монголию», – резюмировал Максим Решетников.
Он также отметил, что для реализации столь масштабных проектов страны ЕАЭС рассматривают различные варианты финансирования с разным объемом инвестиционной емкости – как с привлечением ресурсов Евразийского банка развития и национальных институтов развития, так и с использованием государственных средств.
«Напомню, что концепция Большого евразийского партнерства предполагает взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество крупнейших региональных и мировых экономик, в том числе, стран СНГ, Азии, а также Ближнего Востока и Персидского залива. При этом каждой стороне должна быть предложена приемлемая для нее повестка присоединения, в которой прозрачно показаны возможности получения синергетических эффектов», – заключил глава ведомства.
Для Каспийского региона такой повесткой являются международные транспортные коридоры. В данный момент, по словам министра, прорабатывается вопрос создания целой экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС.
«Цель коридоров – оказать содействие партнерам в обмене логистической информацией на всех этапах перевозки по Союзу, а также обеспечить юридически значимое электронное взаимодействие с уполномоченными органами как на внутреннем, так и на внешнем уровне, – отметил Максим Решетников. – Реализация масштабных транспортных проектов позволит укрепить торгово-экономические, социальные связи между нашими государствами, выйти на траекторию устойчивого экономического роста».
Открывая заседание круглого стола, его модератор, заместитель Министра экономического развития России Дмитрий Вольвач подчеркнул, что «ЕАЭС сегодня – это логистическое, экономическое и организационное «ядро» Большого Евразийского пространства». «Формат подобного содружества в далеком 2015 году предложил международному сообществу Президент России Владимир Путин, но именно сейчас мы смогли по-настоящему оценить, насколько важен для мирового сообщества подобный вид сотрудничества. Именно сейчас проект Евразийского экономического союза начинает формироваться на более серьезном, институциональном уровне», — сказал он.
По словам Дмитрия Вольвача, «уникальность проекта интеграции в том, что, с одной стороны, он использует все логистические, географические и политические преимущества стран-участниц Союза, а с другой – абсолютно открыт для любого формата присоединения – будь то самостоятельное государство или формат отдельных международных формирований».
Влад Кондратьев
Добавить комментарий