Американские эксперты рекомендуют Западу активизироваться в Центральной Азии
Геополитика и геоэкономика, Зарубежные материалы по Каспию

Американские эксперты рекомендуют Западу активизироваться в Центральной Азии

На портале The Central Asia-Caucasus Analyst, где публикуются материалы экспертов Института Центральной Азии и Кавказа и Программы исследований Шелкового пути — совместного Трансатлантического исследовательского и политического центра, связанным с Американским советом по внешней политике, Вашингтон, округ Колумбия, и Институтом политики безопасности и развития, Стокгольм, опубликована совместная статья Сванте Э. Корнелла – директор мозгового центра, и его председателя С. Фредерика Старра, посвященная процессам интеграции в Центральной Азии.

В преамбуле к статье авторы отмечают, что Центральную Азию часто изображают с помощью таких метафор, как «Великая шахматная доска» или «Большая игра», которые предполагают, что участниками игры являются великие державы, а центральноазиатские государства — всего лишь пешки в этой игре. Тридцать лет назад это могло бы быть убедительным аргументом. Но сегодня, спустя тридцать лет после обретения независимости, совершенно очевидно, что государства Центральной Азии обладают субъектностью на региональном и даже глобальном уровне, отмечают эксперты из США.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Слабые и неподготовленные к суверенитету на момент обретения независимости государства Центральной Азии не имели выхода к морю и были окружены гораздо более крупными государствами, включая две крупнейшие великие державы. Им не хватало многих институтов, необходимых для выживания в современную эпоху, и даже способности защищать себя дипломатическим или военным путем. Неудивительно, что за первые два десятилетия после 1991 года они приобрели репутацию стран, на которые действуют, и которые практически не способны реагировать, не говоря уже о том, чтобы инициировать. Во многих кругах это предположение преобладает даже сегодня.

Однако все пять центральноазиатских государств предприняли решительные шаги для самоутверждения таким образом, чтобы помешать крупным державам Востока и Запада воспринимать их как должное или ограничивать их суверенитет. Они часто делали это незаметно, чтобы не вызывать контрмер.

В первые годы после обретения независимости страны прилагали усилия для утверждения своего суверенитета. Казахстан добился этого, привлекая иностранные нефтяные компании и используя проект по удалению советского ядерного оружия со своей территории для повышения своего международного авторитета. Узбекистан и Таджикистан заявили о суверенитете над радикальными экстремистскими группировками, возникшими на их территории, а Кыргызстан стремился представить себя «Швейцарией Центральной Азии». Самым смелым на международной арене был Казахстан, которому удалось организовать Конференцию по взаимодействию и укреплению доверия в Азии, что стало крупным достижением для недавно получившего независимость государства.

Государства Центральной Азии также работали вместе над созданием Зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, а в конце 1990-х годов некоторые из них учредили Центральноазиатский экономический союз. К сожалению, эта инициатива была подхвачена возглавляемой Россией организацией ЕАЭС, после того, как Владимир Путин попросил присоединиться к группе, только для того, чтобы несколько лет спустя включить ее в свой собственный проект Евразийского экономического сообщества.

Несколько факторов привели к росту субъектности Центральной Азии за последние несколько лет. Во-первых, экономический спад в 2014-15 годах побудил несколько государств начать экономические реформы, которые, в свою очередь, потребовали большего внимания к экономическому сотрудничеству между этими государствами, не имеющими выхода к морю. Во-вторых, усиление давления со стороны напористых держав, таких как Россия и Китай, усилило среди государств региона ощущение того, что они столкнулись с большей, чем в прошлом, угрозой своему суверенитету. Но самым важным было преобразование Узбекистана – самого густонаселенного и центрально расположенного государства в регионе. Возвышение президента Шавката Мирзиеева непосредственно привело к устранению внутрирегиональных препятствий для расширения взаимодействия и породило новую волну совместных инициатив стран Центральной Азии. Казахстан, со своей стороны, приветствовал эту трансформацию. Вместо того, чтобы видеть его как подъем потенциального конкурента за лидерство в регионе, Узбекистан в глазах Астаны «взял на себя ответственность за будущее Центральной Азии».

ПОСЛЕДСТВИЯ

Несмотря на то, что Китай, Россия и Запад по-прежнему способны влиять на эволюцию Центральной Азии различными способами, центральноазиатские государства становятся все более способными определять свои индивидуальные и совместные интересы и воплощать их в конкретные программы. Хотя институционализация их сотрудничества замедлилась, захват власти талибами в Афганистане, Украина и другие действия великих держав побудили региональные правительства взяться за оружие, как никогда раньше. Этот процесс продвигается быстрыми темпами, сопровождаемый более активными стратегиями самих правительств пяти регионов. В то время как Казахстан и Узбекистан стали лидерами в этом процессе, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан все вовлечены в это новое направление, как и их сосед по ту сторону Каспия, Азербайджан.

Наиболее заметным стал рост сотрудничества на уровне президентов во всем регионе. До 2018 года президенты стран Центральной Азии почти десять лет не встречались без иностранного участия. После первого президентского саммита в Астане в том году они делали это регулярно – в частности, встретились в Душанбе в сентябре 2023 года для координации позиций в преддверии своего саммита с президентом США Джо Байденом в Нью-Йорке позже в том же месяце. Это, в свою очередь, служит примером того, как государства Центральной Азии все чаще координируют позиции на международной арене в отношении отношений региона с иностранными державами.

Это региональное сотрудничество также становится все более содержательным. На своем четвертом саммите в Кыргызстане в Чолпон-Ате в июле 2022 года президенты стран Центральной Азии выдвинули широкий спектр инициатив, охватывающих их взаимоотношения в более чем двух десятках сфер, начиная от права, торговли, спорта, инвестиций, виз и образования и заканчивая безопасностью. Очевидно, что не все государства в равной степени привержены скорости институционализации сотрудничества. Казахстан и Узбекистан возглавляют процесс, а Кыргызстан активно поддерживает их. Таджикистан и Туркменистан, по своим собственным причинам, немного более сдержанны в своем энтузиазме, но ни один из них не выступает в принципе против расширяющейся повестки дня регионализма в Центральной Азии.

Очевидно, что дуэт Астана-Ташкент является ключевой движущей силой процесса. Казахстан и Узбекистан подписали Договор о стратегическом партнерстве в 2013 году, но это оставалось в основном декларативным заявлением. В декабре 2022 года два государства повысили уровень своих отношений до уровня «союзнических отношений». Этот акт, возможно, был в основном символическим, поскольку между двумя государствами еще не существует договора об обороне. Но это предполагает намерение двух ведущих держав Центральной Азии взять на себя ответственность за свой общий регион и работать над укреплением автономии региона от окружающих его великих держав и утверждением собственного голоса в мировых делах.

Государства Центральной Азии сосредоточили большую часть своей энергии на региональных вопросах. Фактически, и Казахстан, и Узбекистан в своих опубликованных стратегиях внешней политики ставят Центральноазиатский регион на первое место в своих международных отношениях. Но они не пренебрегали работой за пределами своего региона и были активны несколькими различными способами.

Сначала было развитие диалоговых платформ, на которых жители Центральной Азии совместно встречаются с лидерами иностранных держав. Концепция «С5 плюс», формат, зародившийся в Японии в 2004 году, сейчас является обычным явлением. Это помогает Центральной Азии наладить контакты с внерегиональными державами, чтобы уменьшить доминирование России и Китая в региональных делах. ЕС быстро начал свой собственный диалог ЕС-Центральная Азия в 2007 году; США создали C5 + 1 в 2015 году; а в последние годы Индия и Совет сотрудничества стран Персидского залива создали свои собственные платформы для взаимодействия с Центральной Азией. Примечательно, что уровень этих конклавов повысился: ЕС повысил его до президентского уровня в 2022 году, и аналогичным образом США и Индия последовали этому примеру, встретившись с лидерами Центральной Азии не только на уровне министров иностранных дел, но и на президентском уровне. Эти платформы сыграли важную роль в укреплении взгляда на Центральную Азию как на отдельный регион в глазах мировых держав.

Во-вторых, государства Центральной Азии повысили свою роль в региональных и международных организациях. Жители Центральной Азии добились того, что они хорошо представлены в Шанхайской организации сотрудничества. Государства региона принимали у себя многочисленные саммиты ШОС, а несколько выходцев из Центральной Азии занимали пост генерального секретаря ШОС. Казахстан также сделал успешную заявку на председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также стремится к членству в Организации экономического сотрудничества и развития.

Совсем недавно жители Центральной Азии стремились привлечь Организацию Объединенных Наций к делам Центральной Азии, используя санкцию всемирной организации для легитимизации региональных инициатив. Казахстан успешно подал заявку на место в Совете Безопасности ООН в 2017-18 годах, а в 2018 году государства Центральной Азии объединились в ООН, чтобы Генеральная Ассамблея признала Центральную Азию отдельным регионом мира. В 2023 году они получили единодушную поддержку декларации, в которой Центральная Азия названа «зоной мира, доверия и сотрудничества». Хотя подобные заявления вряд ли обеспечивают страховку от агрессивной политики великих держав, они помогают в долгосрочных усилиях по заручению поддержки независимости и суверенитета государств Центральной Азии.

Государства Центральной Азии также продвигали свои собственные дипломатические инициативы на мировой арене. Казахстан принимал переговоры по иранской ядерной программе и сделал успешную заявку на размещение международного банка низкообогащенного урана. Узбекистан неоднократно играл ключевую роль в продвижении переговоров по Афганистану. В июле 2022 года в Ташкенте прошла конференция по экономическим вызовам в Афганистане с участием как США, так и движения «Талибан», а в марте 2023 года в Ташкенте состоялась встреча специальных посланников соседей Афганистана. Таким образом, Ташкент предлагает надежный канал взаимодействия с правителями Афганистана.

ВЫВОДЫ

На основании вышеизложенного Сванте Э. Корнелл и С. Фредерик Старр отмечают, что ещё неизвестно, признают ли крупные державы растущую активность центральноазиатских государств и каким образом, однако уже сейчас ясно, что политика «разделяй и властвуй» больше не будет эффективным инструментом в отношениях с государствами Центральной Азии, которые будут все чаще использовать свою силу для улучшения подходов крупных держав.

В этой связи эксперты рекомендуют Соединенным Штатам и Европе подвести итоги этого процесса, расширив свое партнерство с государствами Центральной Азии. Перспективными направлениями сотрудничества  авторы называют расширение западных инвестиций в Транскаспийский транспортный коридор, тесное сотрудничество с государствами Центральной Азии для предотвращения уклонения от санкций. «Западные державы также должны признать приоритет безопасности в реалиях Центральной Азии и поддержать процессы реформ в секторе обороны и безопасности, чтобы помочь жителям Центральной Азии защитить себя от посягательств соседних великих держав», — резюмируют американские эксперты.

Подготовил Влад Кондратьев

8 февраля, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели