Портал «Casp-Geo» ранее уже сообщал о подписанном по результатам поездки Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Вашингтон протоколе к соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки об обеспечении коммерческого железнодорожного транзита специального груза через территорию Республики Казахстан, в связи с участием Соединенных Штатов Америки в усилиях по стабилизации и восстановлению Исламской Республики Афганистан. Нормы данного протокола, направленного на обеспечение транзита специального груза через территорию Казахстана, предусматривают включение в маршрут транзита казахстанских портов Актау и Курык, что позволит США осуществлять грузоперевозки в Афганистан через Каспийское море. Подробнее см. по этой ссылке.
Несмотря на то, что этот вопрос пока не вызвал широкого обсуждения в аналитическом сообществе стран Каспия и официальной реакции представителей органов власти государств региона, представляется довольно интересным проанализировать первые оценки последствий заключения этого американо-казахстанского соглашения.
Так, азербайджанский аналитик Заур Расулзаде в своем материале «Американцы продвигаются к Каспию?» от 10 февраля этого года отмечает, что регион Каспийского моря выделяется своеобразным геостратегическим положением и значительными запасами углеводородов, что притягивает крупные страны мира. Создание благоприятных для себя условий на Каспии предоставляют ведущим субъектам мировой политики возможности для воплощения своих экономических, политических и военно-стратегических интересов.
Именно поэтому США, руководствуясь своей национальной энергетической стратегией, планируют максимально закрепиться на Каспии, в том числе и путем углубления сотрудничества в транспортно-логистической сфере. По мнению автора, Казахстан идеально соответствует этим планам, к тому же США давно называют его своим основным партнером в Каспийском регионе, а предоставление НАТО порта Актау, как считают эксперты, автоматически сделают его базой Пентагона и его союзников.
Автор агентства «Спутник» Арман Ванескегян в статье «Новым Пакистаном» американцев может стать Азербайджан — чего добиваются США в регионе», останавливается на анализе тех факторов, которые способствуют диверсификации сети поставок американских грузов в Афганистан и включению в транзитные маршруты Азербайджана и Казахстана.
По его мнению, сегодня не лучшие времена переживают американо-пакистанские отношения: Вашингтон вероятно решил переосмыслить сотрудничество с Исламабадом, основанное на принципе покупки разведданных и дорог военного снабжения. Автор отмечает, что Пакистан — это основной транзит, по которому американцы поставляют вооружение, боеприпасы и все остальное, необходимое для военной группировки, расположенной в Афганистане. Кроме этого, официальный Пакистан, имея в распоряжении широкую разведывательную сеть в своих северо-западных приграничных территориях, начиная с 2001 года, тесно сотрудничает с американцами в сфере разведки и сбора данных.
Вместе с тем, известно, что Исламабад в данном вопросе работает на обе стороны, одновременно сотрудничая и с США и с теми исламистскими организациями, которым противостоит Вашингтон в регионе. В связи с этим, новый американский президент сознательно спровоцировал конфликт и теперь идёт на срыв пакистанского сухопутного маршрута на Афганистан. Именно поэтому власти США и озаботились вопросом создания альтернативных путей снабжения своего контингента на тот случай, если Пакистан закроет сухопутный логистический коридор из порта Карачи в Аравийском море до Афганистана.
Весьма содержательный и интересный анализ сложившейся в регионе ситуации проводит волгоградский политолог, эксперт Центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко.
В аналитической записке под названием «США готовят реанимацию «северной сети поставок» в Афганистан» автор отмечает, что американские военные и политические представители на протяжении нескольких недель говорят в СМИ о скорой активизации действий военного контингента США в Афганистане. Информагентства сообщили о готовящейся переброске резервов армии США (в частности, ВВС и спецназа) из Ирака в Исламскую Республику Афганистан (ИРА). Военно-воздушные силы США уже увеличили число боевых вылетов и количество бомбардировок в ИРА (как минимум, до 25 эпизодов в неделю). Партнеры Вашингтона по НАТО берут на себя обязательства отправить дополнительные резервы в Афганистан в ближайшее время. Президент Дональд Трамп объявил о намерении потратить 5 млрд долларов на афганскую операцию в ИРА в 2018 году. Таким образом, США и НАТО в течение нескольких месяцев (если не недель) заметно увеличат численность своего контингента в Афганистане и его боевую активность.
В связи с этим ожидается рост нагрузки для службы снабжения и тыла сил США и НАТО в ИРА: потребуется увеличение поставок ГСМ (в том числе авиационного бензина), боеприпасов (в том числе авиационных бомб и т.д.), продовольствия, предметов первой необходимости и т.д. Резко возрастет интенсивность грузоперевозок, с помощью которых осуществляется снабжение группировки США и НАТО в Афганистане.
Характеризуя существующие сегодня пути снабжения западного контингента в ИРА, Андрей Серенко пишет, что оно происходит с помощью авиаперевозок (напрямую в Афганистан) и через «пакистанский транзит»: грузы сначала доставляются в морские порты Пакистана, а затем сухопутным маршрутом через пакистанскую территорию и «линию Дюранда» идут в Афганистан.
Однако, автор считает, что надежность «пакистанского транзита» для афганского контингента США и НАТО в скором времени может оказаться под угрозой. По его мнению, новая стратегия Дональда Трампа в ИРА предполагает усиление политического и экономического давления на Исламабад, который, по мнению Вашингтона, недостаточно активно борется с Талибаном и «Исламским государством» (ИГ — обе террористические организации запрещены в РФ). Если в соответствии со стратегией Трампа в отношении Пакистана будет введен режим санкций, то Исламабад, скорее всего, в качестве ответной меры закроет транзит грузов для западной группировки в Афганистане. Такое уже случалось, после того, как спецназ США уничтожил Усаму бин Ладена на пакистанской территории, не поставив в известность о проводимой операции власти этой страны.
Именно поэтому Вашингтон ведет поиск альтернативного пакистанскому коридору маршрута доставки грузов в ИРА, ведь остановка работы «пакистанского транзита» в канун готовящегося нового американского наступления в Афганистане может если не сорвать его, то серьезно ослабить планируемый натиск против талибов и боевиков ИГ.
С учетом новой «холодной войны» между Вашингтоном и Москвой, рассчитывать на возобновление системы транзита грузов, которая существовала в нулевые годы – через территорию России и далее республики Центральной Азии в Афганистан, американской стороне не приходится. Поэтому в сложившейся ситуации единственным доступным для США и НАТО альтернативным маршрутом поставок становится коридор Азербайджан – Казахстан – Узбекистан – Афганистан. Он предполагает доставку и концентрацию грузов в Бакинском логистическом узле (Азербайджан), затем их транспортировку воздушным или морским путем (через Каспий) в порты Казахстана, а оттуда перевозку по железной дороге в Узбекистан и далее в сухопутный порт Хайратон, расположенный на узбекско-афганской границе.
Характеризую перспективы организации транзита через Каспий и страны Центральной Азии Андрей Серенко отмечает, что запуск такого «северного» транспортного коридора (новой «северной сети поставок») требует согласования с президентами Казахстана и Узбекистана. Судя по интенсивным контактам в последние месяцы узбекского лидера Шавката Мерзиеева с президентом Афганистана Ашрафом Гани, проблем с организацией перевозок по территории Узбекистана у США и НАТО не возникнет. Недавний легкий прессинг в отношении Астаны (заморозка американским банком более 22 млрд долларов Национального фонда Казахстана) был купирован визитом казахского президента Нурсултана Назарбаева в Вашингтон, где он встретился с Дональдом Трампом. Сразу после этого арест активов Национального фонда Казахстана был снят, а сам Назарбаев, вернувшись домой, заявил журналистам, что «наш регион должен поддержать работу Соединенных Штатов в этом направлении (борьбу с терроризмом в Афганистане), потому что это для нас очень важно». Все это позволяет предположить, что Казахстан не только не станет препятствовать возможным планам организации транзита через свою территорию грузов США и НАТО в ИРА, но и примет в проекте самое активное участие.
В этой связи обращает на себя внимание одновременный визит в Кабул 12-13 февраля глав армий Узбекистана и Казахстана, о чем сообщил портал «Афганистан.Ру». Высшие узбекские и казахстанские военные прибыли в Афганистан для участия в региональной конференции по вопросам военного сотрудничества «в рамках борьбы с общими угрозами безопасности». «Стоит отметить, что главы армий Узбекистана и Казахстана прибыли в столицу еще в понедельник и в тот же день приняли участие в трехсторонней встрече в президентском дворце Арг, — отметил «Афганистан.Ру». По итогам встречи с военными представителями Ташкента и Астаны президент Ашраф Гани сказал журналистам: «Я принял глав армий Узбекистана и Казахстана. Их приезд отмечает начало нового этапа сотрудничества между армиями Афганистана, Узбекистана и Казахстана. Мы также обсудили вопросы борьбы с терроризмом и развития экономического сотрудничества между нашими тремя странами».
Андрей Серенко отмечает, что в таком составе представители трех стран собирались не часто. Кроме того, в Кабуле с узбекским и казахским военачальниками встретились командующие силами США и НАТО в Афганистане.
В подтверждение своего вывода о вероятной организации нового «северного маршрута» автор обращает внимание на тот факт, что в самом Афганистане обострился конфликт между президентом Ашрафом Гани и губернатором провинции Балх Атта Мохаммад Нуром. Несмотря на то, что этот конфликт существует достаточно давно и обусловлен он, прежде всего, внутриполитическими причинами, его резкое обострение в последнее время может быть также связано именно с необходимостью усиления контроля над портом Хайратон (расположен на территории провинции Балх) со стороны центрального правительства — главного западного партнера в Афганистане. Нур имеет репутацию слишком независимого политика, рассматривающего региональные страны как возможным союзником в противостоянии с командой Ашрафа Гани. Очевидно, что для спокойного функционирования «северного транспортного коридора», американцам нужен на посту губернатора Балха (единственной афганской провинции, граничащей с Узбекистаном) полностью подконтрольный и абсолютно надежный человек. Возможно, именно поэтому американские представители открыто поддерживают президента Гани в конфликте с Нуром и выступают за его «оперативную» отставку.
Учитывая вышеизложенные аналитические выкладки, редакция нашего портала полагает необходимым отметить, что ожидаемые в текущем году изменения военно-политической ситуации в Афганистане и примыкающих к нему странах с высокой долей вероятности вызовут серьезные изменения в геополитической ситуации на Каспии. Действия Вашингтона по углублению сотрудничества со странами региона могут привести к изменению баланса сил в регионе и вызвать обоснованную тревогу в Москве и Тегеране. Кроме этого, «темной лошадкой» остается Туркменистан, который с учетом активно строящейся железнодорожной (железные дороги Атамурат-Имамназар-Акина-Андхой и Серхетабат-Тургунди) и прибрежной инфраструктуры (порт Туркменбаши) в рамках «Лазуритового коридора», также может стать значимым звеном в формирующейся на Каспии новой «северной сети поставок» в Афганистан.
Добавить комментарий