На Транскаспийском Международном Транспортном Маршруте (Middle Corridor) открылся новый вид грузоперевозок. 5 апреля 2018 года судно «Махмуд Рагимов», принадлежащее ЗАО «Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство», приступило к организации регулярного фидерного контейнерного сообщения, ранее на этом маршруте не представленного.
Фидерная система перевозок, как известно, предполагает использование судоходными компаниями небольших судов для транспортировки грузов, в том числе в контейнерах, с целью их концентрации в грузовых центрах (крупных портах) или вывоза грузов небольшими отправками из данных центров. Фидерная система перевозок в процессе доставки грузов интегрирует различные виды транспорта, как правило, морского и речного, и обслуживает направления на коротких и средних расстояниях с мелкопартионными потоками грузов, которые поступают из множества мелких пунктов и слабо оборудованных портов в крупные морские порты с целью их накопления для последующей отправки на линейных судах.
В настоящее время фидерная система является одним из главных методов доставки импортных грузов в контейнерах в Украину и Россию. Основными портами, обрабатывающими суда фидер-класса с контейнерами, являются Джио-Тауро, Альхесирас, Пирей и Дамьетта в Средиземном море, Котка и Хамина в Финляндии, Санкт-Петербург в России, Рига в Латвии и Клайпеда в Литве. На Черном море контейнерные грузы перевозятся через порты Констанца в Румынии, Одесса и Ильичевск в Украине, Новороссийск в России.
Как сообщается в пресс-релизе Международной Ассоциации «Транскаспийский Международный Транспортный Маршрут», фидерные перевозки будут осуществляться по маршруту порт Актау (Казахстан) – порт Баку (Азербайджан). Достигнув морского порта Баку, данные контейнеры будут перегружены на фитинговые платформы принадлежности ЗАО «Азербайджанские железные дороги» и АО «Грузинская железная дорога» и далее направятся в турецкий порт Мерсин в Средиземном море по открытому в 2017 году железнодорожному сообщению Баку – Тбилиси – Карс.
Расписание предусматривает курсирование фидерного судна на еженедельной основе. Следующее отправление судна из морского порта Актау ожидается 11 апреля 2018 года. Кроме того, сообщается, что наряду с казахстанскими экспортными грузами следующая партия контейнеров будет включать в себя и транзитные грузы, такие как томатная паста, транспортируемая из Китая в Италию по Транскаспийскому Международному Транспортному Маршруту (Middle Corridor).
На официальной церемонии запуска первого фидерного судна присутствовал Генеральный секретарь международной ассоциации «ТМТМ», Рахметолла Кудайбергенов, который отметил, что запуск регулярного фидерного сообщения на Каспийском море станет новой вехой в развитии контейнеризации грузопотоков в регионе и в целом послужит увеличению пропускной способности ТМТМ (Middle Corridor). По его словам, в мае текущего года планируется привлечение на маршрут второго фидерного судна.
Отметим, что очередной шаг в развитии транскаспийских грузоперевозок осуществляется на фоне снижения грузооборота российских портов, что представляет серьезную проблему для развития российского транспортно-логистического потенциала на Каспии. Их общая пропускная способность сегодня – 25 млн тонн в год. Однако, за прошлый год всего было перевалено 4 млн грузов, в 2016 году около 6 млн грузов. И это при том, что еще десять лет назад грузооборот российских портов на Каспии стабильно держался на уровне свыше 10 млн тонн.
Пути решения этой проблемы обсуждались 30 марта в Астрахани на совещании по подготовке заседания президиума Госсовета по вопросу «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры – основа роста экономического потенциала субъектов Российской Федерации в Каспийском регионе». Для этого с рабочим визитом в Астрахань прибывала делегация Минкавказа России во главе с министром РФ по делам Северного Кавказа Львом Кузнецовым.
Как считает руководство Минкавказа РФ, президиум Госсовета может стать эффективным инструментом решения проблем транспортно-логистического комплекса России на Каспии. По мнению Льва Кузнецова, если Россия не сможет конкурировать с другими странами региона, то полностью проиграет по этому направлению уже в ближайшие годы.
Добавить комментарий