Азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде о развитии транспорта в Каспийском регионе
Комментарии экспертов

Азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде о развитии транспорта в Каспийском регионе

28 сентября в Москве состоялся международный круглый стол «Сотрудничество России, Азербайджана и Ирана на Каспии. Промышленная кооперация и транзитный потенциал», организованный Политологическим центром «Север-Юг» совместно с экспертной платформой «Baku Network».

Одним из приглашенных на мероприятие экспертов стал азербайджанский политолог, руководитель политологического клуба «Южный Кавказ» (г.Баку) Ильгар Велизаде. 

Редакция портала «Каспийский вестник» попросила эксперта рассказать о его видении развития транзитного потенциала региона. 

На состоявшемся в Москве мероприятии Вы выступили с докладом, посвящённым перспективам формирования транспортно-распределительного комплекса в рамках центрального сегмента МТК «Север-Юг». Как в целом Вы оцениваете состояние сотрудничества стран Каспия в сфере транспорта на современном этапе?

Как известно, развитие транзитного потенциала всегда являлось приоритетным направлением для стран каспийской «пятерки». В условиях, когда экономическое взаимодействие начинает выступать в качестве драйвера каспийского диалога, наличие соединяющих каспийские государства современных автомобильных и железных дорог, воздушных и морских путей сообщения выступает в качестве непременного условия для реализации масштабных проектов.

В Азербайджане строительству транспортной инфраструктуры, вписывающейся в логику развития общей каспийской транспортной сети, уделяется важнейшее значение. При этом, являясь участником сразу нескольких международных транспортных коридоров, Север-Юг, Восток-Запад, Юг-Запад страна выступает в качестве места, где происходит формирование транспортно-распределительного комплекса субрегионального масштаба.

Пересечение в Азербайджане нескольких артерий различных видов транспорта, имеющих региональное значение, позволяет говорить о формировании транспортно-распределительного комплекса, способствующего оптимизации распределения транспортных потоков. Через Азербайджан становится выгодно и удобно перевозить грузы различного назначения, что влияет на эффективность транспортных коридоров в целом. В настоящее время грузы перевозятся посредством железнодорожного, автомобильного, авиационного, водного (морского) и трубопроводного видами транспорта. Практически все данные виды транспорта на территории страны в значительной степени модернизированы и имеют высокие характеристики.

В 2020 году Всемирный экономический форум (World Economic Forum) опубликовал отчет о состоянии автомобильных дорог (Quality of roads) в различных странах мира. Согласно информации, Азербайджан показал самый высокий результат на пространстве СНГ, заняв 24-е место среди 141 страны мира. В отчете за 2019 год сообщается, что Азербайджан занял 11-е место среди 141 страны по показателю «Эффективность железнодорожных перевозок», 12-е — по показателю «Эффективность авиатранспортных услуг», 25-е — по показателю «Эффективность морских перевозок» и 27-е — по показателю «Качество дорожной инфраструктуры».

Какие перспективы развития каспийского транспорта открылись с окончанием войны в Нагорном Карабахе?

В настоящее время совершенствование транспортной инфраструктуры страны продолжается. С окончанием войны в Нагорном Карабахе и началом процесса разблокирования путей сообщения в регионе транспортный потенциал страны значительно возрастает, предлагая соседям по региону новые возможности.

Так, с реализацией проекта транспортного сообщения связывающего западные регионы Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой Азербайджана, который получил название Зангезурский коридор, у России появится возможность создания беспрерывного железнодорожного сообщения не только с Азербайджаном, но и с Арменией и Турцией, а также с Ираном.

Новые транспортные возможности в регионе открывают перспективы и для Ирана посредством использования потенциал железнодорожного сообщения через Азербайджан для выхода на Армению и Турцию. Так, задействование железнодорожного переезда через Джульфу в Нахчыване, позволит Ирану, как и прежде, использовать железную дорогу, проходящую по нахчыванскому железнодорожному коридору в Армению. Соглашение о разблокировании всех коммуникаций, дает Тегерану возможность, не прибегая к дорогостоящему и нерентабельному проекту прокладки железнодорожной ветки из Армении в Иран, вернуться к традиционным и более надежным средствам коммуникации.

Если учесть, что армянские железные дороги находятся в долгосрочном конфессиональном управлении российской Южно-Кавказской железной дороги, то в очевидном плюсе оказываются и российские интересы в регионе.

Кроме того, еще в начале 2021 года между Баку и Тегераном было достигнуто соглашение о строительстве нового автомобильного моста на границе, который соединит шоссе Баку-Астара с автомагистралью Эрдебиль-Астара-Решт.

31 марта состоялся неформальный Саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств в формате видеоконференции на котором тема совершенствования транспортного сообщения между странами организации была одной из основных. Казахстанская сторона, высоко оценивая достигнутое между Баку и Ереваном мирное соглашение, отмечала, что оно позволит возродить Великий шелковый путь по этому направлению, что увеличит роль Каспийского моря.

Какие перспективы Вы видите в развитии азербайджанского сегмента международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг»?

В настоящее время прорабатываются вопросы связанные с активизацией транспортного сообщения с Индией. Летом текущего года АО «РЖД Логистика» (РЖДЛ, структура ОАО «РЖД»), финский логистический оператор Nurminen Logistics и ООО ADY Container («дочка» Азербайджанских железных дорог) протестировали мультимодальный сервис из Финляндии в Индию по международному транспортному коридору (МТК) «Север-Юг».

Первый контейнерный поезд отправился со ст.Вуосаари (Финляндия) 21 июня, прошел транзитом через Россию и 26 июня был передан на азербайджанскую ст.Астара. По «колее 1520» состав проследовал за 6 суток.

Далее со ст.Астара контейнеры были доставлены в иранский порт Бендер-Аббас и отправлены морем в порт Нава Шева (Индия). Время в пути со ст.Вуосаари в порт Нава-Шева составило 18 дней (при расчетном не более 22 дней), с учетом ожидания судна в иранском порту и разгрузки в пункте назначения срок — 30.

 Подвижной состав для перевозки контейнеров из Финляндии предоставил ADY Container.

Все операторы признали отправку успешной.

Сказанное свидетельствует о том, что в пределах транспортной системы Азербайджана активно формируется важнейший транспортно-распределительный комплекс представляющий собой интегрированный систему международных транспортных перевозок портал, который служит для обработки возрастающего объема грузов. Здесь товары не просто складируются и обрабатываются, здесь происходит их перераспределение по другим регионам. С разблокированием путей сообщения в регионе и открытием новых коридоров эта функция только усилится.

Только за истекшие полгода порты Турции перевалили свыше 30 млн тонн грузов из России, если перенаправить часть этих грузопотоков через железнодорожные артерии нашего региона, то мы можем иметь серьезный синергетический эффект, стимулирующий развитие хозяйственных связей не только между странами, но и регионами, что станет существенным вкладом в упрочение мира и стабильности в нашем регионе.

7 октября, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели