Промышленная кооперация свободных и особых экономических зон стран Каспия, а также портовых терминалов региона, закрепленная соглашениями, будет способствовать наращиванию товарооборота в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК). Об этом сообщил ТАСС научный сотрудник Института экономики РАН, член научно-технического совета Ассоциации «Афанасий Никитин» Александр Караваев.
Ранее сообщалось, что власти Астраханской области обратились с предложением к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву о включении азербайджанской свободной экономической зоны «Алят» в работу МТК «Север — Юг». В 2022 году торговый оборот Астраханской области с государствами Каспийского бассейна, проходящий в том числе через коридор, составил свыше половины от общего объема, зафиксирован пятикратный рост контейнерных перевозок из портов региона и дальше в направлении Индии и Юго-Восточной Азии.
«Промышленная кооперация особых и свободных экономических зон стран Каспия, расположенных в зоне маршрута МТК «Север — Юг», поможет оперативнее выстроить межстрановое взаимодействие, ориентируясь на наиболее востребованные типы продукции, и поспособствует выходу на внешние рынки, в том числе выводу российского экспорта в сопредельные страны. Сейчас по всем свободным экономическим зонам на Каспии наблюдается сопряжение транспортных узлов по припортовым экономическим зонам, где происходят стыки коммуникации, прежде всего трансвидовые, такие как перегрузка с морского транспорта на железнодорожный и автомобильный, а также в обратную сторону. Поэтому все порты Каспия должны быть объединены сеткой соглашений, которые позволили бы быстро двигать грузы во всех этих направлениях и производить услуги и продукцию, обеспечивающие это движение. Это может быть производство упаковки, сборка и ремонт контейнеров, включая рефрижераторные, переработка сельхозпродукции и другой продукции, наиболее востребованной по этим маршрутам», — сообщил Караваев.
Он также уточнил, что странам — участницам проекта МТК нужно стремится фиксировать свое взаимодействие пролонгированными контрактами с указанием конкретных сроков и объемов. По мнению Караваева, необходимо создавать предприятия в створе коридора «Север — Юг», которые будут давать постепенный рост в предстоящие годы. При этом инфраструктура портов Каспия должна наращиваться быстрее под будущие объемы, прежде всего это касается расширения площадей складских помещений.
«Один из удачных примеров успешной встречной инициативы в поддержку политики РФ и регионов России в отношении развития МТК «Север — Юг» — это расширение числа конечных пунктов иранского экспорта. Помимо астраханского порта Солянка, теперь это порт в Махачкале и порты группы компаний ВТС, а также порт Оля в Астрахани. Сейчас мы наблюдаем первый этап кооперации стран Каспия в рамках коридора, в ближайшем будущее на втором и третьем этапах будет поднят вопрос о заключении аналогичных соглашений с портами в Персидском заливе. Тогда уже практика гармонизации отношений, достигнутых на Каспии на небольших отрезках дистанции МТК, будет масштабирована на большом плече Персидского залива», — сообщил эксперт.
Подробнее о контексте к комментариям Александра Караваева в публикациях портала «Каспийский вестник»:
Влад Кондратьев
Добавить комментарий