21 марта генеральный директор портов и Генерального морского департамента в провинции Систан и Белуджистан Исламской Республики Иран Бехруз Агаи сообщил о прибытии 2-й партии стратегического оборудования из Индии в порт Шахид Бехешти в Чабахаре.
По словам чиновника, оборудование включает в себя два 100-тонных береговых крана стоимостью 7,5 миллиона долларов. Оборудование импортируется в соответствии с обязательствами контракта на 85 миллионов долларов с индийской инвестиционной компанией в Чабахаре. Он добавил, что третья партия прибудет через полгода.
Как сообщает Mehr News, первая партия индийского стратегического оборудования для развития портовой деятельности в иранском порту Чабахар прибыла в порт 17 января этого года. Индия поставила партию своих тяжелых кранов для поддержки операций в порту Чабахар стоимостью 8,5 миллиона долларов.
Также отметим, что в середине марта замглавы организации портов и судоходства провинции Систан и Белуджистан Исламской Республики Иран Хоссейн Шахдади заявлял, что порт Чабахар благодаря свободной зоне и своим возможностям превратится в новый центр торговли и промышленности в Иране и Средней Азии.
По его словам, в настоящее время в порт Чабахар инвестируют такие страны, как Китай, Индия, Пакистан и страны Персидского залива. В интервью ИРНА он также заявил, что если до Исламской революции Чабахар был простым портом без свободной зоны на юго-востоке Ирана, то теперь благодаря установке современной техники и кранов, а также инфраструктуры для разгрузки зерна, здесь могут швартоваться и разгружаться большие суда разной специализации.
Хоссейн Шахдади также заявил, что в настоящее время порт Чабахар занимает 3-е место с точки зрения позиции и значимости в Иране после портов имени Имам Хомейни и Шахид Реджаи. Сегодня 20% пшеницы, ячменя и кукурузы, импортируемых в страну приходится именно на Чабахар.
Также в марте стало известно, что в настоящее время Индия добивается включения порта Чабахар в Международный транспортный коридор «Север-Юг» (INSTC). Об этом, как сообщает иранское агентство Mehr News, заявил министр иностранных дел Индии Субраманиям Джайшанкар.
Выступая на «Дне Чабахара» в рамках Морского саммита Индии он отметил, что Индия предложила включить порт Чабахар в маршрут международного транспортного коридора Север-Юг (МТК). В этой связи он выразил надежду, что государства-участники проекта договорятся о расширении членского состава МТК. По мнению министра, сдвиг вектора глобального экономического роста в сторону Азии создает беспрецедентные возможности для торговли и сотрудничества в регионе и тем самым открывает широкие перспективы перед Чабахаром.
«Мы приветствуем заинтересованность Узбекистана и Афганистана в присоединении к многостороннему коридорному проекту. Создание Восточного коридора МТК через Афганистан максимально увеличит его потенциал», — сказал также Джайшанкар.
Глава МИД Индии подчеркнул, что порт Чабахар является не только коммерческим транзитным узлом региона, но и способствовал доставке гуманитарной помощи нуждающимся странам, особенно во время пандемии Ковид-19.
Отметим, что порт Чабахар является ключевым пунктом транспортного коридора, связывающего Индию и Афганистан через территорию Ирана. Соглашение о транзите товаров через порт Чабахар состоялось 23 октября 2018 года в Тегеране в ходе первого заседания Координационного совета соглашения о создании международного транспортного и транзитного коридора между Ираном, Индией и Афганистаном (Чабахарского договора). Официальное открытие коридора состоялось 24 февраля 2019 года в Кабуле с участием президента Афганистана Ашрафа Гани, посла Ирана в Кабуле Мохаммадреза Бахрами и посла Индии в Афганистане Винаджа Кумара. Тогда Афганистан через порт Чабахар отправил в Индию 570-тонные экспортные грузы, в том числе 200 тонн зерна и 370 тонн талька.
В ноябре 2018 года было объявлено, что США вывели порт Чабахар из-под действия нового пакета антииранских санкций, что обусловлено стратегией президента США в Южной Азии, нацеленной на поддержку роста экономики Афганистана и развитие его партнёрства с Индией. Поэтому, несмотря на имеющиеся планы по максимальному давлению на Иран, США планируют поддерживать развитие иранского порта Чабахар и строительство связанной с ним железной дороги, по которой могут доставляться в Афганистан несанкционные товары и иранские нефтепродукты.
В последнее время представители Ирана и России уделяют значительное внимание вопросам, связанным с МТК «Север-Юг», в том числе возможному подключению порта Чабахар к коридору.
Так, 21 января 2021 года данную тематику обсуждали Первый заместитель Генерального директора РЖД России Сергей Павлов и Посол Ирана в России Казем Джалали. Известно, что ходе встречи Сергей Павлов отметил готовность России оказать помощь в строительстве незавершенных частей трансконтинентального коридора, среди которых им были названы железнодорожные участки Решт-Астара и Чабахар-Захедан на территории Ирана.
В свою очередь, Казем Джалали заверил, что в настоящее время завершение строительства этих двух участков является одним из приоритетов Министерства дорог и градостроительства Ирана.
Ранее индийский эксперт Шоаиб Хан рассказал редакции портала «Каспийский вестник», что согласно взглядам властей Индии порт Чабахар призван служить важным узлом мультимодальной транспортной сети для перемещения товаров и пассажиров между Ираном, Афганистаном и Индией.
«В настоящее время порт Чабахар занимает видное место во внешней политике Индии, что усилило региональную геополитику в отношении портов. Политика Индии должна быть направлена на усиление своего присутствия в Евразийском регионе путем включения порта Чабахар и проекта INSTC в свою стратегию», — считает индийский эксперт.
Подробнее:
Подготовил Влад Кондратьев
Фото: ИРНА, МехрНьюс
Добавить комментарий