За последний год глубина вод Каспийского моря сократилась более чем на 20 процентов, следуя тенденции, продолжающейся с девяностых годов прошлого века. В то же время глобальное потепление и промышленная эксплуатация сильно влияют на береговую линию, уменьшая ее масштабы.
Обмеление Каспийского моря будет продолжаться на протяжении еще 10−15 лет — такой прогноз дал глава Росгидромета Игорь Шумаков на XI Невском международном экологическом конгрессе.
По его словам, судя по моделям, составленным межправительственной группой экспертов по изменению климата, общие тенденции климатических изменений меняться не будут.
«Это значит, что в прикаспийском регионе в ближайшие 10−15 лет естественные изменения окружающей среды будут происходить на фоне повышения температуры воздуха, уменьшения речного стока и, соответственно, дальнейшего снижения уровня Каспийского моря», — заявил Шумаков.
Глава Росгидромета пояснил, что в последние несколько лет вода в Каспии теплеет, испарение с морской поверхности становится все более интенсивным — специалисты объясняют эти тенденции региональными изменениями климата.
Шумаков констатировал, что обмеление Каспия отрицательно сказывается на экономике и социальной сфере всех прикаспийских государств.
«Обмеление Каспия сопровождается ухудшением условий для судоходства, нефтедобычи, снижением биоразнообразия и улова рыбы», — отметил он.
Как ранее сообщалось, обмеление Каспиянегативно сказываться на работе Актауского международного морского торгового порта.
Данная ситуация вынуждает загружать сухогрузные и нефтеналивные морские суда не полностью, чтобы безопасно заходить и выходить из порта, не касаясь дна.
Как отметил начальник отдела порта Ерболат Тлепиев, чтобы грузовые суда и нефтяные танкеры безопасно заходили и выходили из порта, их приходится загружать не полностью, а на 10 процентов меньше.
«У танкеров разная грузоподъемность: если 6800 тонн — загружается только до 6500 тонн. Грузоподъемностью до 12 тыс. тонн загружается 9-10 тыс. тонн. Если загружать в полном объеме, нижняя часть соприкасается с дном. Если не проведем дноуглубительные работы до конца этого года, а уровень моря продолжит падать, то судоходство останется неэффективным», — сказал начальник отдела порта Ерболат Тлепиев.
В этом году грузоперевозки выросли на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Для решения проблемы в акватории порта будут проводиться дноуглубительные работы.
В акватории порта Актау в Казахстане решили углубить дно на полтора-два метра для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута.
Для выполнения работ намерены привлечь технику бельгийской компании Jan de Nul. Ожидается, что углубление дна завершат в четвертом квартале 2025 года.
Напомним, что в прошлом году проведено дноуглубление акватории порта Курык. В порту Актау также предусмотрено дноуглубление.


О других аспектах и результатах Невского экологического конгресса в следующих публикациях:
Наталья БУТЫРИНА
Добавить комментарий