В условиях осложнения эпидемиологической ситуации из-за пандемии коронавируса прикаспийские страны столкнулись с рядом проблем, препятствующих дальнейшему развитию транскаспийских грузовых маршрутов. О том, какова сегодня ситуация в данной сфере порталу «Каспийский вестник» рассказал казахстанский эксперт Ракимбек Амиржанов, имеющий опыт административной работы в акимате Мангистауской области Казахстана, морских портах Актау и Курык Казахстана и ирано-казахстанской логистической компании «Хазар Си Логистик».
Ракимбек Маршалович, Вы являетесь одним из инициаторов создания в недавнем прошлом транзитно-транспортного коридора «Китай-Казахстан-Иран». Как сегодня в условиях коронавируса работает данный маршрут?
Несмотря на существенное снижение интенсивности грузоперевозок на данном маршруте, он продолжает функционировать. Сказывается также финансовый кризис в самом Иране. Потому поставки хоть и осуществляются в меньшем объёме, но всё же они сохраняются.
Существенную роль в развитии данного направления грузоперевозок играет политика руководства казахстанской транспортной отрасли, предпринимающей меры по стимулированию перевозок грузов в Иран. К примеру, в 2020 году по договоренности между Тегераном и Нур-Султаном открыта регулярная фидерная линия поставок контейнеров по маршруту Казахстан — Иран. В итоге объём перевозок за первое полугодие составил здесь свыше 2 тыс. контейнеров в ДФЭ (TEU).
Важным фактором, способствующим развитию маршрута, является и американский санкционный режим в отношении Ирана, вынуждающий Китай искать новые альтернативные пути поставок своих грузов и товаров на иранскую территорию. Из-за санкций судоходство между Ираном и Китаем затруднено. Например, мировые страховые компании не страхуют грузы. В этой связи китайская сторона всё больше использует сухопутные маршруты на Иран.
Какие ещё направления грузоперевозок из Китая развиваются на данный момент в Каспийском регионе?
Необходимо отметить, что поставки грузов и товаров в Иран из Китая осуществляются не только через Казахстан и Каспий, но и по другим маршрутам.
Например, через Узбекистан и Туркмению. Для этого используется погранпереход в туркменском Серахсе. После длительного простоя из-за коронавируса перевозки на данном направлении возобновлены в июле. Примечательно, что в Ташкенте не хотят зависеть от одного транзитёра в лице Ашхабада. Поэтому узбекистанские перевозчики принимают меры по укреплению партнёрских связей с казахстанской стороной, в частности портами Актау и Курык.
В последнее время обращает на себя внимание рост активности использования западной железнодорожной ветки коридора «Север-Юг» — «Россия – Азербайджан – Иран» через терминал в Астаре. Отмечается существенный интерес к грузоперевозкам по данному маршруту со стороны таких отдалённых от Каспия стран, как Республика Беларусь.
Что касается Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), то перевозки по нему в текущем году развиваются не так активно, как в прошлом. Поддерживать маршрут позволяет действующая фидерная линия Актау-Баку-Актау. За первое полугодие объём перевозок контейнеров достиг на данном направлении показателя в 6.5 тыс. ДФЭ.
Таким образом, пандемия коронавируса, как и ожидалось, существенно затормозила развитие транскаспийских грузоперевозок. Вместе с тем, созданная прикаспийскими странами инфраструктура позволяет сохранять жизнедеятельность этих маршрутов и с оптимизмом смотреть в будущее. Однако новые идеи в сфере развития грузоперевозок могли бы стимулировать региональное сотрудничество в транспортной сфере.
Например, в рамках дальнейшего развития МТК «Север-Юг» представляется перспективным создание своего рода цепи логистических центров Амирабад, Актау, Астрахань и далее Саратов, для перевозок между которыми можно было бы использовать суда типа Ро-Ро, предназначенные для перевозки грузов на колесной базе (автомобили, грузовой транспорт, ж/д вагоны) и пассажиров.
Главное фото: sk.kz
Добавить комментарий