Бывают международные форумы высокого и высшего уровня, от которых сразу же, по умолчанию, ожидают многого – а потом, когда не получают, разочаровываются. Бывают же, наоборот, площадки, отношение к которым с самого начала формируется скептическое. Прямо или косвенно их обвиняют в риторическом характере и отсутствии практических результатов. Однако со временем их значение может оказаться гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. К последним относится Каспийский экономический форум, пишет главный экономист Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров.
Прошедший 11–12 августа в Авазе (ударение на последний слог) на каспийском побережье Туркмении, форум объединяет пять очень разных государств: евразийские союзники Россия и Казахстан, придерживающийся нейтралитета Туркменистан, Азербайджан, ведущий тщательно выверенную многовекторную политику, подсанкционный Иран. И размеры населения, и размеры экономик, и уровень доходов на душу на населения этих государств существенно различается (таблица 1).
11–12 августа в Авазе собрались порядка 1500 участников, представители 29 международных организаций. Государства были представлены на уровне президентов и премьер-министров. Один из центральных обсуждавшихся вопросов – процесс ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая призвана регулировать права и обязанности сторон по использованию Каспия, в том числе его вод, дна, недр, природных ресурсов и воздушного пространства над морем. Конвенцию согласовывали 22 года и приняли в прошлом году.
Значение конвенции для безопасности региона и беспрепятственного сотрудничества прикаспийских государства сложно переоценить. Тремя государствами региона она уже ратифицирована, но Россией и Ираном ещё нет. Россия исправляет ситуацию: Конвенция внесена на ратификацию в Госдуму. В Иране ситуация сложнее. По конвенции, Ирану досталась меньшая водная площадь, чем он ранее контролировал де-факто, что является предметом критики оппозиции. Кроме того, Иран планировал приступить совместно с Азербайджаном к освоению нефтегазовых ресурсов Каспия. Однако выход США из ядерной сделки с Тегераном и введение новых санкций против Исламской республики максимально затрудняет реализацию этих планов.
Помимо этого, действительно крупного, вопроса обсуждался ряд других: создание регионального логистического центра; подготовка плана усиления экономического сотрудничества в Каспийском регионе с целью кратного увеличения взаимного товарооборота; паромное сообщение Туркмении с несколькими российскими регионами и другие.
России этот форум должен быть интересен по совокупности политических и экономических причин. Политически – это полезная площадка для сотрудничества с разными и непростыми, но нужными России государствами-партнёрами. Следует учесть, что двустороннее сотрудничество с Туркменией и Ираном бывает зачастую или затруднено, или недостаточно. Для Туркмении проведение данного форума уже означает движение навстречу несколько большей открытости. В этом смысле сам факт проведения форума в Туркмении важен сам по себе, не говоря уже о переговорах с государствами-партнёрами и общении с международными организациями (ОЭСР, международные банки развития, международные транспортные организации).
Россия является одним из ведущих внешнеторговых партнеров Туркмении. В первом полугодии 2019 года товарооборот России с Туркменией составил 222 млн долл., увеличившись почти на 49% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сальдо торгового баланса России положительное, с растущим трендом. Основу российского экспорта составляют машины, оборудование и транспортные средства (около 28% от всего объема экспорта), продовольственные товары (23%) и продукция химической промышленности (22%). Экспортные поставки российских металлургов и химиков на подъёме. Это первый и наиболее очевидный российский интерес. Также в сотрудничестве с Туркменией и разработке нефтегазовых месторождений заинтересованы российские нефтегазовые компании – «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл».
Особый долгосрочный интерес – стратегический в истинном значении этого слова – представляет развитие прикаспийских транспортных коридоров. Речь идёт о железных дорогах к западу от Каспийского моря, через Азербайджан в Иран, и к востоку, через Казахстан и Туркмению в Иран.
Вторая из этих дорог уже построена, но её потенциал используется слабо. Между тем потенциал есть, и значительный. Поясним его одним примером. Представьте себе текущие экспортные поставки российских удобрений на рынки Ирана. Сначала их грузят в вагоны, везут по железной дороге в Новороссийск; потом перегружают на суда и везут через Босфор и Суэц в порты Персидского залива; потом перегружают на фуры и довозят до потребителя. А теперь представьте преимущества мономодальной перевозки, когда груз довозится одним вагоном от места производства до точки, максимально приближённой к потребителю: транспортное плечо сокращается в 2,5 раза, издержки в 2–3 раза. Вот эти преимущества международной транспортной интеграции и являются предметом сотрудничества прикаспийских стран.
Следующий Каспийский форум пройдёт в 2020 году в Астрахани. В 2019 году он получился «проходным», но в целом уже можно сказать, что площадка полезная: Каспийский форум ничем не подменить в силу географической концентрации интересов. Представляется, что для формирования политического альянса предпосылок недостаточно. Помимо того, что прикаспийские государства очень разные, есть ряд институциональных ограничений. Вместе с тем экономическая повестка очень насыщенная. Есть и содержательные вопросы из сферы безопасности. Ключ к эффективности форума заключается в концентрации на экономике Каспия, транспорте, энергетики, а также расширении торговых и инвестиционных потоков.
Добавить комментарий