Редакция портала «Каспийский вестник» представляет первый в 2020 году выпуск «Каспийского нефтегазового меморандума», в котором сообщается о наиболее значимых событиях в нефтегазовой отрасли прикаспийских стран, как известно, являющейся одной из главных причин особого внимания к Каспию ведущих мировых политических и экономических «игроков».
Начало года традиционно богато новостями, содержащими информацию об итогах работы крупных нефтегазовых компаний и проектов. В России предварительные итоги деятельности в 2019 г. подвела компания ЛУКОЙЛ. Также стали известны объёмы транспортировки нефти из Каспия на экспортные рынки посредством трубопроводного проекта Каспийский транспортный консорциум. Китайская сторона огласила объёмы поставок газа из стран Центральной Азии, ведущее место среди которых в этом отношении занимает Туркменистан. Азербайджанская сторона, в свою очередь, объявила об объёмах добычи нефти и газа со своих месторождений, а также представила информацию о планах реализации новых нефтегазовых проектов на дне Каспийского моря. Заслуживают внимания и новости о поставке первой партии дизельного топлива из Туркмении в российский порт Махачкала.
ЛУКОЙЛ подвел предварительные итоги деятельности в 2019 г. (ИА Neftegaz.RU)
13 января в г.Москва состоялось заседание совета директоров ЛУКОЙЛа, на котором были подведены предварительные итоги деятельности компании в 2019 г. и поставлены задачи на 2020 г. в рамках исполнения программы стратегического развития на 2018-2027 гг.
В 2019 г. компания успешно выполнила задачи в рамках 2-го года реализации 10-летней стратегии и достигла значительного прогресса в ключевых проектах и стратегических инициативах. В числе основных выполненных задач числятся и каспийские проекты компании, в частности запуск 3-й очереди месторождения им. В. Филановского и обустройство месторождения им. В. Грайфера (бывш. Ракушечное) на Каспии.
В 2019 году Казахстан экспортировал через КТК более 55 млн тонн нефти (КАЗИНФОРМ)
Экспорт казахстанской нефти в 2019 году через Морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) составил более 55 млн тонн.
Сообщается, что всего в 2019 году на Морском терминале КТК отгружено 63 256 105 тонн нефти брутто, что на 2 172 074 тонн превысило результаты 2018 года и установило новый рекорд годовой отгрузки нефтепорта КТК. Наиболее интенсивно в истекшем году отгрузка осуществлялась в декабре: за этот период в танки нефтеналивных судов было перевалено 5 834 854 тонн (46 270 277 баррелей). В декабре 2019 года в рейс от выносных причальных устройств ушло 56 танкеров, что позволило зафиксировать годовой показатель на отметке 597 судов. Из более 63 млн тонн нефти, отгруженных на Морском терминале в 2019 году, 55 841 511 тонн нефти поставили казахстанские грузоотправители. Наибольшие объемы нефти в трубопроводную систему КТК в 2019 году поступили с месторождений Тенгиз, Карачаганак, Кашаган – 29 893 404 тонн, 10 078 817 тонн и 14 120 228 тонн нефти соответственно. Российскими партнёрами было отражено 7 414 594 тонн.
Справка: трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях. Акционерами КТК являются: Россия (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company — 15%, LUKARCO B.V. — 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company — 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited — 7,5%, BG Overseas Holding Limited — 2%, Eni International N.A. N.V. — 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75%.
Ильхам Алиев на церемонии по случаю 90-летнего юбилея заслуженного азербайджанского ученого-нефтяника и геолога, академика Хошбахта Юсифзаде, заявил, что добыча первого газа с месторождения Абшерон в азербайджанском секторе дна Каспия может начаться на рубеже 2020-2021 годов.
По словам президента оценка азербайджанских геологов по наличию на месторождении Абшерон запасов газа в объеме 300 млрд кубометров, данная еще в 90-х годах, в настоящее время подтвердилась. В итоге с месторождения Абшерон в конце 2020 года или в начале 2021 года может начаться добыча первого газа в объеме 1,5 млрд в год.
Справка: 21 ноября 2016 года SOCAR и Total подписали соглашение об определении основных договорных и коммерческих условий первого этапа разработки газоконденсатного месторождения Абшерон. Соглашение о разведке, разработке и долевом распределении добычи с морского блока Абшерон, подписано 27 февраля 2009 года. В настоящее время участниками проекта являются SOCAR (50%) и Total (50% — оператор). Контракт подписан сроком на 30 лет. Контрактная площадь составляет 747 кв. км.
Блок Абшерон находится в 100 км от Баку на глубине 500 метров. Запасы месторождения оцениваются в 350 млрд кубометров газа и 45 млн тонн конденсата.
В 2019 году SOCAR и TOTAL завершили бурение добывающей и оценочной скважины «ABD-001» глубиной 7411 метров на месторождении Абшерон. Бурение началось в мае 2018 года с использованием полупогружной плавучей буровой установкой «Гейдар Алиев».
На первом этапе разработки месторождения добыча может составить 1,5 млрд кубометров газа в год, на пике в рамках проекта может добываться около 5 млрд кубометров газа в год. Весь газ, добываемый в рамках первого этапа, будет направляться на внутренний рынок Азербайджана. Также на месторождении ежесуточно будет добываться около 10 тыс. баррелей конденсата.
BP бурит первую разведочную скважину на Шафаг-Асиман (Haqqin.az)
Госнефтекомпания Азербайджана сообщила, что компания BP начала бурение первой разведочной скважины (SAX01) на перспективной структуре Шафаг-Асиман в азербайджанском секторе дна Каспия.
Отмечается, что глубина первой разведочной скважины на структуре Шафаг-Асиман составит 7000 метров. Бурение осуществляет Caspian Drilling Company. Бурение продлится приблизительно девять месяцев, после чего начнется анализ показателей скважины.
При бурении скважины на структуре Шафаг-Асиман ожидается высокое давление и высокие температуры. Глубина моря в районе структуры колеблется от 600 до 800 метров. По предварительным данным, продуктивная толща составляет порядка трех километров и начинается с глубины с 5 км до 8 км.
Добыча на месторождении Азери-Чираг-Гюнешли достигла 500 млн тонн (Report.az)
26 декабря 2019 года с блока месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли (АЧГ)», расположенном в азербайджанском секторе дна Каспия, добыта 500-миллионная тонна нефти.
Добытые с 1997 года на АЧГ нефть из Сангачальского терминала в Баку напрямую транспортируется на мировые рынки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC) и Западному экспортному трубопроводу через территории Азербайджана, Грузии и Турции.
На АЧГ добывалось 535 тыс. баррелей нефти в сутки в прошлом году (Vzglyad.az)
В 2019 году ежесуточная добыча на блока «Азери-Чираг-Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе дна Каспия составила 535 тыс. баррелей. Об этом сообщил оператор блока – компания BP-Azerbaijan. При этом в 2018 году с АЧГ в среднем добывалось 584 тыс. баррелей нефти в сутки, что свидетельствует о снижении уровня добычи на главном азербайджанском нефтяном месторождении.
В настоящее время на АЧГ имеются 6 добывающих платформ и 2 технологические платформы, с которых нефть и газ транспортируются на один из крупнейших мировых нефтегазовых терминалов — Сангачальский терминал.
Предыдущее соглашение о долевом распределении добычи по АЧГ было подписано 20 сентября 1994 года. В 2017 году срок соглашения был продлен до конца 2049 года. Первая нефть с месторождения «Чираг» была получена 7 ноября 1997 года.
На сегодняшний день Азербайджану передано более 45 млрд кубометров попутного газа с АЧГ.
Бурение первой скважины на структуре «Бабек» начнется в 2020 году (Report.az)
Вице-президент по вопросам геологии и геофизики Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) Бахрам Гусейнов заявил СМИ, что бурение первой скважины на структуре «Бабек» начнется в этом году.
По его словам, сейчас ведется подготовка к бурению. Сами же буровые работы будет выполнять самоподъемная установка «Сатти», доставленная в Азербайджан из Казахстана. В настоящее время она выполняет бурение для BP на структуре «Мелководный Абшерон». Здесь планируется пробурить 3 скважины. По этой причине точная дата бурения на структуре «Бабек» неизвестна. Но оно начнется в этом году.
Б.Гусейнов также отметил, что ведется подготовка к бурению новых скважин на месторождении «Умид». Скважина будет пробурена на платформе №1. Помимо этого, на месторождении планируется построить вторую платформу, на которой также пробурят скважины.
Справка: месторождение «Умид» расположено в 75 км южнее Баку, на расстоянии 40 км от суши. Месторождение открыто в 2010 году. Общие запасы месторождения оцениваются в 200 млрд кубометров газа и 40 млн тонн конденсата. Производство на месторождении началось в 2012 году.
«Бабек» смежная с месторождением «Умид» структура. В 2013 году здесь завершены сейсмоработы 3D. Рисковый сервисный контракт «О разведке и разработке морского блока, включающего месторождение «Умид» и перспективную структуру «Бабек» в азербайджанском секторе дна Каспия» между SOCAR и компанией SOCAR Umid Oil&Gaz Ltd. и «Договор о проведении нефтегазовых операций по разведке и разработке морского блока, включающего месторождение «Умид» и перспективную структуру «Бабек» в азербайджанском секторе Каспия» между SOCAR Umid Oil&Gas Ltd и Umid, Babek Exploration&Production были подписаны 12 января 2017 года.
Согласно подписанному между SOCAR и «КазМунайГаз» меморандуму, самоподъемная плавучая буровая установка Satti передана в управление CDC компании SOCAR. Установка доставлена в Баку 20 июня 2019 года.
6 января компания PetroChina West Pipeline Company заявила, что в 2019 году по газопроводу, соединяющему Китай с Центральной Азией, в страну было поставлено более 47,9 млрд кубометров природного газа, сообщила в понедельник.
Данный газопровод берет начало на границе Туркменистана и Узбекистана, проходит по территории Узбекистана и Казахстана и пересекает китайско-казахстанскую границу через КПП Хоргос /Синьцзян-Уйгурский автономный район, Северо-Западный Китай/, где соединяетя с китайским газопроводом «Запад – Восток».
Сообщается, что первый в Китае транснациональный газопровод общей протяженностью 1833 км и проектной годовой пропускной способностью 60 млрд кубометров работает в стабильном и безопасном режиме уже 10 лет с момента ввода в эксплуатацию в декабре 2009 года.
По состоянию на 31 декабря 2019 года по нему было импортировано в Китай 294,6 млрд кубометров природного газа, что принесло пользу более чем 500 млн человек в 27 административных единицах провинциального уровня, а также Специальном административном районе Сянган.
Китай получает по данному газопроводу объемы природного газа, составляющие более 15 проц. от всего потребляемого в стране газа за год.
Туркменистан поставил в Дагестан первую партию дизельного топлива (turkmenportal.com)
В конце декабря Туркменистан поставил в Дагестан первую партию дизельного топлива. 25 декабря в Махачкалинский торговый порт прибыл танкер «Балтфлот-15», который доставил более 6 тысяч тонн дизельного топлива. В порту его перегрузят в железнодорожные цистерны и по железной дороге отправят потребителям. Предполагается, что на первых порах российский порт будет ежемесячно получать из Туркменистана около 40 тысяч тонн мазута и дизельного топлива, а затем сможет увеличить объем перевалки до 100 тысяч тонн.
Автор: Влад Кондратьев
Фото: report.az
Добавить комментарий