26 декабря 2017 г. редактор портала «Casp-Geo» принял участие в «городском завтраке» Российского совета по международным делам на тему «Глобальный прогноз РСМД на 2018 г.», в ходе которого публике был представлен прогнозный доклад «Внешняя политика России: взгляд в 2018 год».
В докладе отражены результаты работы проектной группы по составлению прогноза. На основе системного подхода выделены ключевые направления внешней политики России, имеющие решающее значение в 2018 году, определены ключевые угрозы и возможности для России на мировой арене. География прогноза охватывает страны Запада, АТР, Ближневосточного региона и ближнего зарубежья.
С учетом того, что страны Каспийского региона относятся к различным географическим регионам, определенным в докладе, а в происходящих на Каспии геополитических и геоэкономических процессах принимают участие такие страны, как США, Китай, Индия, Турция, страны ЕС и др., редакция нашего портала ниже приводит выдержки из доклада, касающиеся прогноза развития ситуации в регионе:
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:
ВЗГЛЯД В 2018 ГОД
Резюме доклада
Президентские выборы в России 2018 года открывают новый внешнеполитический цикл. В контексте выборов следует ожидать пересмотра подходов к основным направлениям внешней политики (при сохранении преемственности) с последующими изменениями в концептуальных внешнеполитических документах. Выборы в России так или иначе совпадают с политическими циклами в КНР, США, ряде стран ЕС и ближнего зарубежья. В международных отношениях будет нарастать эффект «оголенных проводов» или «сухого леса». Возможны кризисные сценарии в результате намеренных или ненамеренных действий отдельных стран, слабой межгосударственной координации в решении международных проблем. Ключевой задачей для России остается создание благоприятных возможностей для внутреннего развития. Продолжающаяся экономическая отсталость – растущая угроза суверенитету России, сужающая окно возможностей во внешней политике.
Ближневосточный регион для России (к которому следует относить Исламскую Республику Иран — прим. редакции) ее союзников является источником угроз, связанных с распространением идеологии радикального исламизма. Одновременно в регионе Россия закрепляет за собой место ответственной глобальной державы, содействующей решению общих проблем в области безопасности.
В числе основных итогов 2017 г.:
• Освобождение при непосредственном участии России значительной территории Сирии от ИГ, создание условий для мирного процесса и восстановления Сирии.
• Договоренности о зонах деэскалации, недопущение столкновения России и США в Сирии, продвижение Астанинского процесса.
• Нормализация отношений с Турцией.
• Развитие отношений с Саудовской Аравией, координация взаимодействия на рынке нефти.
• Сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.
Вместе с тем, на повестке дня сохраняется целый ряд вызовов и угроз, актуальность которых в 2018 г. будет высокой:
• Срыв мирного процесса или его стагнация из-за противоречий внутри Сирии и между внешними игроками (российско-американские противоречия, позиция Турции по курдскому вопросу, проблема влияния Ирана в регионе).
• Сохранение террористической угрозы.
• Возвращение в Россию и в страны постсоветского пространства боевиков ИГ. Активизация террористического подполья на Северном Кавказе и в Центральной Азии.
• Обострение ситуации как итог укрепления ИГ в Афганистане.
• Ухудшение ситуации в Йемене.
• Попытки военного решения ливийского кризиса.
• Угрозы выхода США из иранской сделки по ядерному оружию.
В числе возможностей на данном направлении можно выделить следующее:
• Окончательный разгром ИГ.
• Ведущая роль России в сирийском урегулировании, организация Конгресса народов Сирии, продвижение Женевского процесса.
• Запуск восстановления Сирии в партнерстве с ведущими международными организациями и объединениями.
• Развитие ВТС и торгово-экономического сотрудничества с Египтом, Ираком, Саудовской Аравией, другими партнерами.
• Диалог с Ираном, сохранение статус-кво по иранской ядерной программе.
Основными задачами на ближневосточном направлении в 2018 г. может
стать следующее:
• Укрепление позиций в Сирии с учетом перехода от военной операции к постконфликтному восстановлению страны.
• Недопущение военного столкновения в регионе, продвижение идеи региональной системы безопасности, сохранение и укрепление дружественных отношений со странами региона.
• Борьба с угрозами распространения ОМУ в регионе.
• Борьба с превращением региона в плацдарм для международного терроризма, противодействие экспорта терроризма и радикального исламизма на Северный Кавказ, в Центральную Азию.
Ближнее зарубежье (в т.ч. прикаспийские Азербайджан, Казахстан и Туркменистан) – наиболее важный для России регион с точки зрения безопасности и реализации проектов экономической интеграции. Основными итогами 2017 г. стало следующее:
• Поступательное развитие ЕАЭС: подписание Таможенного кодекса ЕЭАС, рост внутренней и внешней торговли объединения.
• Достижения в международной деятельности ЕАЭС: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, переговоры с Ираном, Сингапуром, Сербией, Индией, Израилем, Египтом, взаимодействие с АСЕАН.
• Сотрудничество в области безопасности по линии ОДКБ: «Запад-2017» и другие учения.
• Инициатива в миротворческой миссии на Донбассе, недопущение обострения обстановки в зоне конфликта.
• Недопущение ухудшения отношений с Арменией и Казахстаном в свете их соглашений о сотрудничестве с ЕС.
• Сохранение стабильности в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, сбалансированное развитие отношений с Арменией и Азербайджаном.
Среди основных угроз 2018 г. на данном направлении:
• Провал или стагнация переговоров по миротворцам на Донбассе, обострение ситуации на линии соприкосновения ВСУ и сил ЛДНР, утрата внутренней стабильности в ЛДНР.
• Обострение противоречий внутри ЕАЭС (Казахстан-Киргизия).
• Угроза дестабилизации в одной или нескольких странах Центральной Азии, рост террористической угрозы в центрально-азиатском регионе на фоне возвращения боевиков ИГ, экспорт нестабильности из Афганистана вследствие укрепления ИГ в стране.
• Обострение ситуации в Нагорном Карабахе, актуализация армяно-азербайджанских противоречий в публичном пространстве и СМИ, в т.ч. с учетом столетия образования демократических республик.
В числе основных возможностей 2018 г.:
• Укрепление ЕЭАС: завершение работы над проектом правил торговли электроэнергией, формирование общего рынка воздушного транспорта, реализация плана по скоординированной транспортной политике и др., переговоры по ЗСТ с зарубежными партнерами и объединениями, накопление опыта разрешения конфликтов и споров внутри ЕАЭС, рост объемов внутренней торговли в результате экономического роста и совершенствования институтов интеграции.
• Отработка моделей неконфликтного сочетания взаимодействия с ЕС и ЕАЭС (Казахстан, Армения).
• Реализация инициативы о миротворческой миссии на Донбассе, продвижение реализации Минских соглашений
• Развитие российско-грузинского диалога, смягчение или отмена визового режима со стороны России.
Основными задачами политики в ближнем зарубежье в 2018 г. могут стать:
• Развитие привлекательных для стран СНГ моделей сотрудничества в области безопасности и экономики.
• Противодействие процессам социально-экономической и политической дестабилизации в ближнем зарубежье.
• В решении региональных проблем – поиск оптимальных путей взаимодействия с внешними игроками (КНР, ЕС, США, Иран, Турция и др.).
• Содействие разрешению конфликтов на постсоветском пространстве.
Россия и Ближневосточный регион
В 2018 г. вооруженные силы России совместно с сирийскими правительственными войсками и другими союзниками с большой вероятностью разгромят ИГ в Сирии, хотя организация и ее инфраструктура может возродиться на других территориях. Россия сохранит в Сирии военное присутствие. Башар Асад удержит свой пост в течение 2018 г. Женевский процесс, скорее всего, будет по-прежнему буксовать, но сохранится в качестве переговорного механизма. Возможно нарастание разрыва между Женевским и Астанинским процессами.
Растущее влияние на региональную стабильность окажет усиление конфронтации Ирана и США. На этом фоне Москва активизирует торгово-экономическое сотрудничество с Тегераном – проекты «Роснефти» и иранской NIOC, разработка «Газпромом» месторождения Farzad B, освоение ЛУКОЙЛом месторождений Мансури и Аб-Теймур, участие Росатома в строительстве энергоблока АЭС «Бушер» и др.
В 2018 г. состоятся парламентские выборы в Афганистане. Здесь возможно обострение ситуации и усиление присутствия американских и натовских сил. Восстановление сотрудничества России и НАТО по Афганистану крайне маловероятно.
В 2018 году состоится визит президента Турции Реджепа Эрдогана в Москву, что даст дополнительные возможности для обсуждения двусторонних отношений и ситуации в Сирии. Вероятно сохранение динамики восстановления партнерства с Турцией, хотя диалог по Сирии останется крайне непростым.
Основными задачами российской политики в регионе Ближнего Востока можно считать следующие. Недопущение крупного военного столкновения Ирана с его региональными (Саудовская Аравия, Израиль) или внерегиональными (США) противниками. Продвижение идеи коллективной безопасности в зоне Персидского залива, сохранение и укрепление дружественных отношений с основными государствами региона – как арабскими, так и другими. Борьба с угрозами распространения в регионе оружия массового уничтожения, против превращения региона в плацдарм подготовки и экспорта международного терроризма.
Россия и страны Азиатско-тихоокеанском регионе, представленные на Каспии
В 2018 г. сохранится тренд на укрепление российско-китайских двусторонних отношений. Политическая повестка будет превалировать над торгово-экономической. Россия и КНР будут выражать общие взгляды на будущее мирового порядка и сохранят солидарность по ключевым глобальным и региональным вопросам. Однако масштабных прорывов на этом направлении ожидать не стоит. Политические отношения достигли равновесной точки. Их дальнейшее углубление в сторону военно-политического союза в ближайшем году будет идти медленно.
В торгово-экономической сфере следует обратить внимание на развитие сотрудничества между КНР и ЕАЭС. Здесь возможно дальнейшее (хотя и крайне осторожное) движение в сторону ЗСТ. В двусторонних торгово-экономических отношениях динамика будет позитивной благодаря умеренному экономическому росту в России. Однако качественных прорывов здесь
ожидать вряд ли стоит.
Отношения с Индией сохранят позитивную динамику. Активизируется диалог в энергетике, по инфраструктурным проектам «Север – Юг». Вместе с тем, как и в отношениях с другими партнерами в Азии, России придется кропотливо решать накапливающиеся проблемы. В частности, обсуждать озабоченности Индии по ситуации в Афганистане, инфраструктурным проектам на территории Пакистана, иным проблемам. Общий курс такой работы – сохранение и развитие отношений с Индией как с ключевым партнером и крупной державой, с которой у России практически отсутствуют противоречия.
В целом нарастающее давление со стороны Запада (в 2018 г. оно вполне
Россия и прикаспийские страны ближнего зарубежья
2018 год – относительно благоприятный период в развитии Евразийского экономического союза. В России наметился экономический рост, который при высокой доле российской экономики в ЕАЭС положительно скажется и на динамике ее партнеров по Союзу. Такому сценарию будет способствовать укрепление торговых связей, происходящее в последние два года.
Открытыми остаются возможности международного сотрудничества ЕАЭС. 2018 г. будет станет важным для оценки эффективности и перспектив ЗСТ с Вьетнамом. Продолжится процесс формирования ЗСТ с КНР. На повестку дня встанет взаимодействие по возможной ЗСТ с Сингапуром, Индией, Египтом, Сербией, Израилем. Однако амбициозные политические инициативы по сопряжению ЕАЭС и ЭПШП, а также партнерства ЕАЭС с АСЕАН
будут продвигаться медленно. Особенно это касается инфраструктурных проектов, которые требуют значительных финансовых вложений и длительных согласований. Вряд ли стоит ожидать прорывов на этом направлении.
В 2018 г. внутри ЕАЭС заявят о себе инициативы по сотрудничеству в области образования. Пока они вряд ли получат поддержку на межправительственном уровне из-за позиции Казахстана по этому вопросу. Однако вполне возможна реализация инициатив отдельных университетов по созданию сетевых совместных программ по вопросам интеграции. Здесь позиция Казахстана может быть гораздо гибче. Кроме того, с учетом ориентации
Астаны на англоязычный сектор мирового образования, вероятны проекты по совместному продвижению экспорта университетов государств-членов ЕАЭС на зарубежные образовательные рынки. Они также могут носить инициативный характер.
По линии сотрудничества ОДКБ в 2018 г. актуализирует деятельность рабочих групп по Афганистану и по информационной безопасности из-за роста значимости обеих проблем, а также протестирует степень реализации Стратегии коллективной безопасности ОДКБ до 2025г.
Осенью 2018 г. пройдут президентские выборы в Азербайджане. Отношения с Россией вряд ли будут центральной темой выборов, а их исход не изменит парадигму взаимодействия с Москвой. Ильхам Алиев с высокой вероятностью сохранит свой пост.
Крупным событием года станет саммит глав Ирана, РФ и Азербайджана в Москве.
Ситуация в Центральной Азии сохранит текущую конфигурацию рисков. В 2018 г. здесь не планируется президентских избирательных кампаний.
В течение января 2018 г. продолжится председательство Казахстана в Совете Безопасности ООН. Казахстанское председательство поднимет вопросы безопасности Центральной Азии, проблему водных ресурсов, ситуацию в Афганистане. Как постоянный член СБ ООН, союзник Казахстана и важный участник региональных процессов, Россия может внести вклад в обсуждение этой проблематики и поддержать повестку Казахстана.
Центральной нерешенной задачей России в отношении государств СНГ остается создание такой модели социально-экономического и политического развития, которая была бы привлекательной для наших соседей и снижала бы их стремление интегрироваться в иные геоэкономические или геополитические конструкции. Эта задача, разумеется, не может быть решена в 2018 г., но ее следует учитывать, определяя параметры социально-экономического развития страны на следующий шестилетний цикл. Не менее важным представляется противодействие процессам социально-экономической и политической дестабилизации на постсоветском пространстве, способным непосредственно затронуть интересы безопасности России.
Очевидно, что в решении этой задачи России придется активно взаимодействовать не только со странами СНГ, но и с наиболее заметными «внешними» игроками, в том числе с Китаем, Ираном, Турцией, а по некоторым вопросам – с Европейским союзом и, возможно, даже с США.
РОССИЙСКИЙ СОВЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ ДЕЛАМ (РСМД)
www.russiancouncil.ru
№ 36 / 2017
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ:
ВЗГЛЯД В 2018 ГОД
Добавить комментарий