Министры иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу и Азербайджана Джейхун Байрамов провели переговоры в Астане. Ключевым результатом встречи стало решение увеличить объёмы казахстанской нефти, транспортируемой по нефтепроводу Баку–Тбилиси–Джейхан, до 2,2 млн тонн в год.
Помимо этого, Казахстан подтвердил готовность продолжать стабильные поставки урана, используя инфраструктурные возможности Азербайджана.
Нуртлеу подчеркнул особую роль Каспийского моря в связывании Южного Кавказа и Центральной Азии, отметив, что проекты в сфере транспорта и энергоресурсов создают прочный фундамент для дальнейшего роста.
По мнению министра, укрепление связей в данном регионе способствует стабильности и открывает путь к новому формату сотрудничества.
Стороны выразили стремление довести взаимный товарооборот до 1 млрд долларов и готовы предпринять шаги для дальнейшего развития торговли.
Одним из важных совместных решений стало создание фонда прямых инвестиций, первоначальный капитал которого составит 300 млн долларов.
Первая инициатива фонда — возведение интермодального терминала в морском порту Алят (Баку), способного повысить пропускную способность и обеспечить плавное передвижение грузов. Необходимость в нем диктуется планами расширения контейнерного грузопотока на этом направлении.
Соглашение о строительстве интермодального терминала в порту Алят было заключено в ноябре 2024 года в рамках 29-ой Конференции ООН об изменении климата в Баку. Помимо руководства SK-AIH Investment Fund Ltd его подписали АО «Қазақстан темір жолы», ЗАО «Бакинский международный морской торговый порт» и китайская Xi’an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd.
В состав терминала войдут универсальная грузовая площадка, крытый складской комплекс площадью 5 тыс. кв. м и контейнерная площадка на 1 тыс. контейнеров. Сроки реализации проекта не называются.
Раньше терминал был не нужен, теперь необходим, отмечает эксперт Каспийского института стратегических исследований Александр Караваев. В частности, на состоявшейся в начале марта встрече руководителей железных дорог Казахстана, Азербайджана и Грузии говорилось о планах по увеличению контейнерного грузопотока из Китая в направлении Азербайджана и Европы.
В 2024 году на этом маршруте было принято 287 контейнерных блок-поездов. В текущем году их число планируется довести до 600.
Еще одной темой обсуждения стал проект прокладки подводного фибероптического кабеля между Актау и Баку. Ожидается, что эта цифровая магистраль усилит технологическую кооперацию и улучшит качество связи, способствуя обмену данными на новом уровне.
Наталья БУТЫРИНА
Фото: caliber.az
Добавить комментарий