19-20 января в Ашхабаде состоялся Российско-туркменский бизнес-форум. Помимо официальных итогов составить представление о достигнутых договоренностях в целом можно на основе результатов участия в форуме профильных министерств и ведомств Российской федерации.
В частности, активное участие в мероприятии приняло Минэкономразвития России. Его представляли участие министр экономического развития Максим Решетников и его заместитель – Дмитрий Вольвач.
Как заявил министр экономического развития Максим Решетников в ходе Российско-Туркменского бизнес-форума, в центре внимания российских компаний в Туркменистане находятся инвестиции, направленные на развитие транспорта и логистики.
Сегодня в Туркменистане реализуется более 20 инвестиционных проектов с участием российского бизнеса на сумму около 3,5 млрд долларов. «Наших предпринимателей привлекает огромный транзитный потенциал Туркменистана. Транспортный маршрут «Север-Юг» обеспечивает выход грузовых потоков из Северной Европы в Персидский залив, в порты Ирана и Индии, а маршрут «Восток-Запад» – удобен для транзита грузов из Южной и Центральной Европы в страны Южной и Юго-Восточной Азии и Китай, – отметил глава российского ведомства. – Уникальное географическое положение страны делает Туркменистан важным транзитным хабом, способствует росту объемов торговли между нашими странами».
Ключевым проектом для развития российско-туркменского партнерства, по его словам, является проект развития восточного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг». В условиях перестройки международной торговли он дает дополнительные возможности для развития многих стран.
«Тестовая отправка контейнерных поездов по восточному маршруту коридора «Север-Юг» показала, что груз доставляется на 3 дня быстрее, чем по традиционному морскому маршруту из черноморских портов. При этом стоимость перевозки сопоставима. Это в разы уменьшает расходы компаний и позволяет российской продукции выходить на рынки третьих стран через Туркменистан», – подчеркнул Максим Решетников.
Российские железные дороги планируют участвовать в проектах по модернизации железнодорожной и транспортной инфраструктуры Туркмении. Россия готова делиться технологиями по использованию навигационных пломб и внедрению цифровых сервисов в области железнодорожных перевозок.
РЖД совместно со специалистами железных дорог Казахстана, Туркменистана и Ирана установили на 2023 год пониженные ставки на перевозку грузов. С 1 января на российских железных дорогах действует 20%-я скидка на экспортно-импортные перевозки в контейнерах через российско-казахстанские пограничные станции (переход Болашак – Серхетяка).
«Российские компании уже участвуют в модернизации маршрута на территории Туркменистана: электрифицируют железнодорожные линии протяженностью в 1000 км – «Туркменбаши-Ашхабад-Мары-Туркменабад». Сегодня наши страны выходят на подписание контракта по строительству участка автодороги от границы Казахстана до Туркменбаши. Перспективы дальнейшей «раскатки» маршрута должны быть поддержаны инвестициями. Их рост – еще один совместный приоритет России и Туркменистана», – заключил Максим Решетников.
Российский министр также заявил, что сегодня важно найти новые точки соприкосновения российского и туркменского бизнеса, расширить уже существующие деловые связи, чтобы конвертировать их в конкретные проекты, рабочие места и прибыль бизнеса.
Глава ведомства отметил, что в 2022 году странам удалось успешно перестроить экспорт и импорт, увеличив показатели взаимной торговли. По его словам, углублению бизнес-кооперации и росту инвестиций будет способствовать перезапуск Российско-Туркменского делового совета, заседание которого также запланировано в рамках программы форума.
«Форум в Ашхабаде показал, что бизнес нацелен работать не на процесс, а на результат. Компании выходят на конкретные решения. В рамках форума планируется подписать более 20 двусторонних документов. Безусловно, это результат работы всех наших диалоговых площадок, на которых совместными усилиями, на всех уровнях решаются вопросы сотрудничества двух стран».
Минэкономразвития также сообщает, что на панельных сессиях форума обсуждалось российско-туркменское сотрудничество в области транспорта и логистики, промышленности, образования, цифровой повестки и другим направлениям взаимодействия двух стран.
Представители бизнес-сообществ двух стран приняли участие в отраслевых B2B встречах, а предприниматели из России смогли полноценно погрузиться в деловую среду Туркменистана, обзавестись новыми полезными контактами и впервые широко презентовать свою продукцию туркменским партнерам в рамках работы новой торгово-выставочной площадки – Туркмено-Российский дом предпринимателя, торжественно открытие которого состоялось в рамках деловой программы бизнес-форума.
В рамках программы форума состоялось совместное заседание Туркменско-российского и Российско-туркменского деловых советов. Замминистраэкономразвития России Дмитрий Вольвач выступил на заседании с приветственным словом.
«По итогам двухдневной работы на форуме российские и туркменские компании подписали более полусотни двухсторонних соглашений, – отметил Дмитрий Вольвач. – Туркменистан – надежный партнер в сфере промышленной кооперации. Предприниматели наших стран готовы развивать новые проекты. При поддержке Российского экспортного центра, руководство которого в эти дни работало на форуме, реализуются проекты по обновлению парка подвижного состава туркменских железных дорог, грузовых вагонов и оборудования».
По словам замглавы ведомства, Туркмения важна для российского бизнеса и с точки зрения импортозамещения. По всему миру страна поставляет шерсть, хлопок, химические волокна и синтетические ткани. В российских магазинах уже появился туркменский текстиль. В 2022 году кратно увеличился экспорт сельхозпродукции из Туркменистана – это томаты, виноград, яблоки и груши.
«Российский рынок заинтересован в увеличении поставок сельхозпродукции и текстиля из Туркменистана. Туркменские коллеги помогают нашей стране перестраивать конфигурацию импорта, – подчеркнул замминистра. – Мы, в свою очередь, готовы наращивать объемы несырьевого экспорта и продукции высокой сложности: химической, машинно-технической, трубной, нефтегазового оборудования. Такая продукция необходима для крупных инфраструктурных проектов, которые сегодня активно реализуются в Туркмении».
На данный момент, по словам Дмитрия Вольвача, в Туркменистане реализуется более 20 инвестпроектов с российским участием на 3,5 млрд долл. Готовятся к запуску новые: в транспорте, строительстве, автомобиле- и судостроении, фармацевтике, геологоразведке, нефтегазовой отрасли.
В прошлом году заработали сервисные центры по ремонту и обслуживанию автомобилей Камаз, в этом году запланировано открытие еще одного сервисного центра. Российские железные дороги планируют участвовать в проектах по модернизации железнодорожной и транспортной инфраструктуры. Судостроительные компании из Татарстана и Санкт-Петербурга ведут переговоры по строительству двух паромов и одного сухогруза для Туркменистана.
«Рассчитываем, что после форума таких кооперационных проектов на межрегиональном уровне будет больше, – сказал замминистра. – В эти дни ряд российских компаний из Татарстана и Челябинской области подписывают с туркменскими партнерами коммерческие контракты, руководство Астраханской области утверждает меморандум о сотрудничестве по созданию логистического центра Туркменистана в портовой экономической зоне».
Он также отметил, что российские регионы заинтересованы в тиражировании подобных проектов и привлечении инвестиций из Туркменистана. Особенно сейчас, когда в России открываются новые рынки и ниши, а российское правительство и регионы существенно упростили работу для бизнеса, адаптировав механизмы господдержки к текущей ситуации.
«Российская сторона готова к взаимному обмену технологиями с Туркменией. У нас сформирован пакет зарекомендовавших себя механизмов по улучшению налогового и кадастрового учета. Есть технологии по использованию навигационных пломб и внедрению цифровых сервисов в области железнодорожных перевозок. Мы также готовы адаптировать для туркменских компаний цифровой сервис в сфере малого и среднего предпринимательства, который помогает бизнесу бесшовно встраиваться в производственные цепочки поставок, развивать промышленную кооперацию и получать долгосрочные контракты», – заключил Дмитрий Вольвач.
Влад Кондратьев
Фото: Минэкономразвития РФ
Добавить комментарий