Казахстан не исключает возможности использования трубопровода Баку-Супса для экспорта своей нефти в случае достижения соответствующей договоренности с Азербайджаном. Об этом заявил министр энергетики РК Ерлан Аккенженов.
«Для экспорта казахстанской нефтти мы рассматриваем все маршруты, в том числе и Баку-Супса. Я не говорил, что он является коммерчески непривлекательным. Но если рассматривать географически, наша нефть сейчас идет по системе Атырау-Самара, и напрямую попадает через Российскую Федерацию на Черное море. То есть мы в Казахстане ее сдаем и получаем тот же объем нефти на черноморском побережье в Новороссийске», — пояснил министр.
Министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов отметил, что «трубопроводу Баку-Супса — одно из наиболее перспективных направлений прокачки казахстанской нефти в черноморские порты РФ, в порты Дуная. Он позволяет поставлять черное золото с терминала Сангачал близ Баку на Каспии до грузинского порта Супса с возможностью дальнейшей поставки на европейские рынки».
По его словам, экспорт казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Супса с выполнением погрузочно-разгрузочных операций в портах Актау и Баку обойдется дороже поставок по российскому маршруту.
«В случае с Баку-Супса нефть будет загружаться в танкеры в порту Актау, разгружаться в порту в Баку, затем загружаться в систему Баку-Супса и мы будем ее получать на Черном море. То есть это двойная погрузка-разгрузка. И по экономическим показателям это будет дороже стоить для наших грузоотправителей. Поэтому этот вопрос сейчас изучается», — сказал министр.
Аккенженов также отметил, что для экспорта казахстанской нефти по трубопроводу Баку-Супса дополнительных финансовых вложений в модернизацию нефтепровода не потребуется. «Баку- Супса на данный момент используется под техническую нефть и его можно использовать в случае, если Казахстан договорится с азербайджанской стороной», — сказал Аккенженов.
Нефтепровод Баку-Супса введен в эксплуатацию 17 апреля 1999 года. Протяженность трубопровода составляет 837 км, диаметр — 530 мм. Трубопровод пропускной способностью 7,5 млн тонн нефти в год был построен в рамках контракта на разработку месторождений Азери-Чираг-Гюнешли.
Напомним, что прокачка нефти по трубопроводу Баку – Супса была остановлена в марте 2022 года. В первой воловине апреля на трубопроводе проводились ремонтно-наладочные работы, и перевалка по нему нефти вскоре возобновилась – несколько отгрузок с терминала Супса последовало в направлении Турции, Украины и Румынии. Затем экспорт нефти по означенному маршруту вновь остановился ввиду «временного отсутствия заявок на отгрузку нефти Azeri Light из терминала Супса».
В настоящее время по нефтепроводу Баку-Супса транспортируются только отдельные партии нефти. Так, по данным годового отчета Минэнерго Азербайджана, в 2024 году по нему было перекачано 90 тыс. тонн нефти, в 2023 году — 150 тыс. тонн.
Вместе с тем компания BP-Azerbaijan на днях сообщала, что нефтепровод Баку – Супса на данный момент «почти не используется, экспорт азербайджанской нефти марки Azeri Light осуществляется по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан». Однако отмечали в компании, нефтепровод Баку-Супса «по-прежнему не заморожен и находится в состоянии полной готовности начать транспортировку нефти в любой момент».
Как сообщил министр энергетики, в текущем году Казахстан планирует сохранить аналогичные объемы поставок, однако при благоприятной экономической конъюнктуре «готова их увеличить. Мы на постоянной основе поддерживаем контакты с коллегами из SOCAR и рассматриваем любые возможные транспортные коридоры, включая и Баку – Супса», — подчеркнул Аккенженов.
Трубопровод Баку – Супса, по оценкам экспертов, сохраняет привлекательность как для производителей нефти, так и для трейдеров, обеспечивая стабильный выход к черноморским портам с возможностью дальнейшей поставки, в т. ч. казахстанской нефти, на европейские рынки.
Первую опытную партию перевез танкер «Тараз», оператором которого является казахстанская компания «КазМорТрансФлот». Это стало возможным после подписания 15 января 2025 года соглашения о транзите 240 тысяч тонн нефти в год с месторождения Кашаган на севере Казахстана между SOCAR Midstream Operations LLC и KMG Trading.
В феврале прошлого года стороны договорились о поэтапном увеличении объемов транзита казахстанской нефти через территорию Азербайджана и в марте 2024 года подписали соглашение о постепенном увеличении транзита нефти через территорию Азербайджана до 2,2 млн тонн в год.
Наталья БУТЫРИНА
















Добавить комментарий