Краткий аналитический обзор проекта Новой Стратегии ЕС в Центральной Азии «ЕС и Центральная Азия: Новые Возможности для Сильного Партнерства” по проблематике Каспийского региона.
Приведены отрывки документа в переводе.
Abdullin Dimash, expert—analyst.
ЕС принял проект Новой Стратегии по Центральной Азии «ЕС и Центральная Азия: Новые Возможности для Сильного Партнерства” (“The EU and Central Asia: New Opportunities for a Stronger Partnership”) который представлен в пресс-релизе Европейской Комиссии как новое видение Стратегии ЕС в Центральной Азии.
Этот документ должен быть одобрен в Европейском Совете.
Необходимо отметить, что сам документ будет представлен официально 7 июля 2019 года на 15-й Министерской встрече ЕС- Центральная Азия, которая состоится 7 июля в Бишкеке, Республика Кыргызстан.
Каспийский регион в настоящее время не является объектом острых споров и нерешенных проблем и с принятием Конвенции деятельность международных акторов, заинтересованных в данном вопросе по многим проблемам перешла в область стратегий и коммуникационно-экономического сотрудничества и конкуренции.
Какое влияние может оказывать Новая Стратегия ЕС в ЦА на Каспийскую проблематику, какие пункты Программы обновлены, что новое может быть интересно для тех, кто занимается этой проблемой. Конкретнее, какие обновления мы можем увидеть в этой Стратегии.
Несомненно, что Новая Стратегия и все пункты Программы имеют прямое и косвенное отношение к этой проблеме. Это указано прямо в документе, ввиду того, что сам документ является системным.
В новом проекте указаны документы которые являются системообразующими для этого проекта Стратегии.
- Документы, являющиеся системообразующими для Новой Стратегии ЕС по ЦА:
- ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства 2007 года.
- Общее видение, Общее действие: Более Сильная Европа. Глобальная Стратегия для Европейского Союза за Рубежом и Политика Безопасности, июнь 2016 г.
- Новый европейский консенсус по развитию, «Наш мир, наше достоинство, наше будущее» от 30 Июнь 2017
- Соединяя Европу и Азию — Строительные блоки для стратегии ЕС — Выводы Совета от 15 Октябрь 2018 г.
- Афганистан — выводы Совета от 16 октября 2017 года.
- Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Резолюция, принятая Генеральная Ассамблея ООН 25 сентября 2015 года.
Так как данная Стратегия включает в себя комплекс Стратегий и Политик ЕС (Стратегии, политики, документы) и отмечено – Широкого Партнерства, то можно сказать, констатировать факт несомненного распространения действия данной Стратегии ЕС и на Каспийский регион и включения Каспийской проблематики, равно как и проблематики ЕАЭС в круг очерченных задач.
Документ о Новой Стратегии ЕС в Центральной Азии состоит из нескольких пунктов и блоков. Это представлено кратко и наглядно в информационном бюллетене по Новой Стратегии ЕС в Центральной Азии. Основной блок состоит из трех главных блоков:
- Основная часть.
- Более сильное, современное и широкое партнерство. Инвестируя в региональную кооперацию.
- Переход к общим правилам и более интегрированному региональному рынку.
- Решение общих проблем, таких как деградация окружающей среды и терроризм.
- Активизация сотрудничества с центральноазиатскими партнерами в целях содействия миру в Афганистане.
- Партнерство для устойчивости.
- Продвижение демократии, прав человека и верховенства закона.
- Укрепление сотрудничества в области управления границами, миграции и мобильности, а также в решение общих проблем безопасности.
- Повышение устойчивости к окружающей среде, климату и воде.
- Партнерство для процветания.
- Консолидация Партнерства за экономические реформы.
- Содействие внутрирегиональной и межрегиональной торговле и инвестициям.
- Содействие устойчивой связи (имеется ввиду инфраструктурные коммуникации).
Инвестирование в молодежь, образование, инновации и культуру.
- Фокус текущей поддержки.
- Укрепление архитектуры партнерства и вовлечение гражданских обществ и Парламентов.
- Сотрудничая для воздействия.
- Повышение профиля партнерства.
Области, непосредственно затрагивающие Каспийскую проблематику в документе:
Безопасность.
Экология.
Экономика, торговля.
Функциональность Новой Стратегии учитывает и способна совмещаться с другими интеграционными программами.
Непосредственно указан ЕАЭС. Исходя из документа «Европа-Азия, строительные блоки» совмещению вероятно подлежит и программа Один Пояс – Один Путь.
В данной Стратегии Афганистан включается в программу как участник + 1, то есть дополнительный участник. Формат gCA5 рассматривается как основной.
Отметим факторы, которые отмечены в Новой Стратегии ЕС, имеющие влияние на проблематику по Каспийскому региону. Это главные пункты приведены в переводе с исходного текста и выделены аспекты, которые участвуют в проблематике решений вопросов по всему кругу вопросов.
➢ Партнерство для устойчивости
ЕС будет сотрудничать со странами Центральной Азии в прогнозировании и решении проблем затрагивая их социально-экономические цели и безопасность и повышая их способность проводить реформы и модернизацию.
Это будет способствовать демократии, правам человека и верховенству закона, активизировать сотрудничество по выполнению Парижских обязательств по климату и решению межрегиональных экологические проблемы, чтобы превратить их в возможности и активизировать сотрудничество в области миграции.
➢ Партнерство для процветания
ЕС будет сотрудничать со странами Центральной Азии в раскрытии их значительного потенциала роста способствуя развитию конкурентоспособного частного сектора и содействуя инвестиционной среде. Он будет сотрудничать в развитии навыков, исследований и инноваций, с особым вниманием к молодежи. Он будет работать для устранения структурных ограничений на внутрирегиональных торговля и инвестиции, поддержка вступления остальных стран Центральной Азии в мировую торговлю Организация (ВТО) и содействуя Устойчивому Соединению.
➢ Лучше работать вместе
ЕС будет работать вместе со странами Центральной Азии над укреплением архитектуры партнерства, интенсификация политического диалога и открытие пространства для участия гражданского общества. ЕС останется вовлеченным в качестве ведущего партнера по развитию в регионе. Это укрепит публичную дипломатию, чтобы подчеркнуть преимущества партнерства для региона и его граждан.
Как мы видим, проблематика затрагивает весь комплекс вопросов в своей основной части и отмечается, что ЕС будет стремиться работать с третьими странами и международными организациями, где такое широкое участие будет способствовать достижению общих целей ЕС и настоящей Стратегии. Новые договорно-правовые методы, которые будут действовать и действующие в рамках Стратегии ЕС в ЦА в Казахстане, касающиеся всех вопросов являются в настоящее время Расширенным соглашением о партнерстве и сотрудничестве (The new—generation bilateral Enhanced Partnership and Cooperation Agreements (EPCAs) подписанное с Республикой Казахстан и находящееся в стадии переговоров с Киргизией и Узбекистаном.
Данный обзор документа преследовал целью дать представление о проекте Новой Стратегии ЕС в Центральной Азии и отметить некоторые пункты, имеющие прямое или косвенное значение для Каспийского региона. Ввиду того, что Документ имеет комплексное значение, он относится ко многим сферам политики и экономики и Каспийский регион будет входить по всем пунктам в этот круг вопросов.
Таким образом, мы видим вопросы, которые будут рассмотрены в будущем с участием ЕС.
Для наглядности в данном обзоре приводится оригинал текста в переводе. Это пункты и приведены конкретные инициативы в различных областях – Безопасность, Инфраструктура и Связь, Экономика и Торговля, Институциональные рамки для двусторонних отношений.
Пункт: Укрепление сотрудничества в области управления границами, миграции и мобильности, а также в решении общих проблем безопасности.
В интересах ЕС также продолжать следить за развитием событий в региональных структурах безопасности такие как Шанхайская организация сотрудничества и Организация Договора о Коллективной Безопасности.
Конкретные инициативы в этой области должны включать:
➢ Использование политического диалога и диалога по вопросам безопасности на высоком уровне между ЕС и Центральной Азией, а также учреждена должность эксперта по безопасности и борьбе с терроризмом в ЕС с региональной компетенцией для Центральной Азии для укрепления практического сотрудничества по более широкой повестке дня в области безопасности, включая реформа и управление в сфере безопасности, гибридные угрозы и связь между водой и безопасностью.
➢ Проведение специальных совещаний экспертов ЕС и Центральной Азии по предотвращению насильственного экстремизма и противодействие терроризму для содействия обмену передовым опытом и укреплению сотрудничества на границе в соответствии с международными обязательствами.
➢ Активизация сотрудничества и взаимодействия с ОБСЕ по предотвращению и противодействию, транснациональным угрозам в Центральной Азии.
➢ Продолжение сотрудничества в области наркополитики в целях дальнейшего укрепления национальной политики в области наркотиков, сокращение спроса и решение проблемы незаконного предложения наркотиков и связанной с ним организованной преступности
➢ Обмен опытом по кибербезопасности и гибридным угрозам, включая возможность Центральной Азии принять участие в совместной идентификации гибридных угроз в рамках ЕС. Гибридное исследование рисков.
➢ Укрепление сотрудничества в области современного интегрированного управления границами, опираясь на давнее сотрудничество ЕС- Центральная Азия и ЕС-Афганистан.
➢ Расширение диалога и сотрудничества по вопросам миграции и мобильности в рамках EPCAs и Организации Объединенных Наций.
Пункт: Содействие устойчивой связи (имеется ввиду инфраструктурные коммуникации).
Конкретные инициативы в этой области должны включать:
➢ Укрепление двустороннего и межрегионального сотрудничества для обеспечения эффективной, устойчивой связи
➢ Содействие развитию транспортных коридоров между ЕС и Центральной Азией, на основе расширения сетей TEN-T (ЕвроСеть).
➢ Активизация двусторонних диалогов в рамках существующих Меморандумов о взаимопонимании в области энергетики. Сотрудничество и организация по мере необходимости специальных региональных конференций по энергетике.
➢ Использование инновационного финансирования и смешивания для дальнейшего поощрения зеленых инвестиций, в в частности, в области возобновляемых источников энергии и энергоэффективности.
➢ Использование инструментов ЕС (таких как гранты, смешивание и гарантии), а также активизация консультаций с международными финансовыми организациями и другими поддерживать устойчивые проекты связи.
Экономические инициативы.
Содействие внутрирегиональной и межрегиональной торговле и инвестициям.
➢ Активизация обмена опытом и лучшими практиками ЕС в отношении нетарифных барьеров торговле, и содействие сближению и гармонизации в области регулирования.
➢ Поддержка вступления в ВТО и СГЗ (Соглашение о Государственных Закупках в ВТО), в том числе посредством технической помощи.
➢ Активизация диалога о санитарных и фитосанитарных мерах по усилению безопасности пищевых продуктов.
➢ Обмен опытом в области стандартизации и качества инфраструктуры для облегчения внутрирегиональной торговли и торговли с ЕС.
➢ Содействие
упрощению и гармонизации таможенных процедур и поддержка и развитие
трансграничной электронной коммерции.
➢ Активизировать
техническое сотрудничество в целях более эффективного использования
одностороннего преференциального доступа к
рынку ЕС, предоставляемый GSP и GSP +.
➢ Обмен опытом по географическим указаниям, чтобы помочь диверсификации производства сельского хозяйства.
Укрепление архитектуры партнерства и вовлечение гражданских обществ и Парламентов.
Конкретные инициативы в этой области должны включать:
➢ Проведение специальных встреч старших должностных лиц в период между регулярными встречами ЕС- Центрально-азиатский диалог на высоком уровне по политическим вопросам и вопросам безопасности и встречи на уровне министров.
➢ Организация неофициальных консультаций на уровне министров в кулуарах ГА ООН и разработка общего понимания и сближения позиций в ООН и других многосторонних форумах.
➢ Интенсификация консультаций по вопросам Центральной Азии в случае необходимости с третьими партнерами.
➢ Дальнейшее вовлечение гражданского общества
в развитие партнерства ЕС и Центральной Азии, в том числе путем создания
неформального «Форума ЕС- Центральная Азия».
➢ Поощрение
более частых межпарламентских контактов и визитов.[1]
[1] https://eeas.europa.eu/sites/eeas/files/joint_communication_-_the_eu_and_central_asia_-_new_opportunities_for_a_stronger_partnership.pdf
Добавить комментарий