Один пояс, один путь: Китай выходит на рынки Центральной Азии.
Аналитика, Геополитика и геоэкономика

Один пояс, один путь: Китай выходит на рынки Центральной Азии.

В Пекине 17-18 октября прошел двухдневный форум «Belt and Road Initiative» (BRI, «Один пояс, один путь», «Новый шёлковый путь»), приуроченный к десятой годовщине запуска инициативы «Один пояс, один путь». Участие в нем приняли около 150 лидеров со всего мира, включая Центральную Азию (ЦА), лично присутствовали президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев и бывший президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Задача экспертов заключалась в том, чтобы выработать стратегию дальнейшего развития BRI в своих странах.

По итогам мероприятия, сложилось мнение о том, что Си Цзиньпин воспользовался площадкой конференции BRI в Пекине для выдвижения кандидатуры Китая в качестве альтернативы Соединенным Штатам в глобальном лидерстве. По мнению аналитиков, Центральная Азия играет первостепенную роль в планах Китая по увеличению своего глобального влияния, тем не менее нельзя исключать растущие инвестиционные риски, связанные с китайским инвестиционным проектом в рамках BRI. Китай стал крупнейшим в мире кредитором в развивающихся странах Глобального Юга, а общая сумма задолженности таких стран перед основными китайскими банками составляет более триллиона долларов, говорится в докладе исследовательской лаборатории AidData.

Уже на этапе запуска программы BRI, она оценивалась мировым экспертным сообществом, как самая амбициозная и революционная внешнеполитическая стратегия Китая – инвестиции направлялись в развивающиеся экономики тех зарубежных стран, которые могли бы дополнить собственные экономические возможности Китая. 

Программу Китая можно интерпретировать как послание Глобальному Югу об ответственности Запада за его неравноценные инвестиции в регион в прошлом и предложение рассмотреть в качестве альтернативного инвестора себя. Такая перспектива позволяет странам, пытающимся наиболее удачно  встроиться в глобальную экономику, выгодно подать себя на внутри- и внешнеполитической арене и укрепить свои позиции в отношении выбора нового курса для развития собственной экономики.

Предполагается, что инфраструктурные проекты BRI послужат основой для расширения влияния Китая в странах Глобального Юга. В частности, Казахстан, родина инициативы «Один пояс, один путь», является основным транспортным узлом Евразии, через него проходит 85% грузов, перевозимых по суше из Китая в Европу. Пекин со своей стороны тоже принимает участие в освоении Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ, Транскаспийский коридор, Средний коридор), для проектов, связанных с его развитием, Астана подписала соглашения на общую сумму более 16 млрд долларов. А Си Цзиньпин пообещал повысить уровень «координации» Китая с Казахстаном и способствовать углублению практического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией.

Узбекистан и Китай договорились увеличить свой торговый оборот с около 10-ти миллиардов долларов в 2023 году до 20-ти миллиардов долларов к 2028 году. По последним данным, с января по октябрь 2023 года обе страны увеличили свой торговый оборот на 36% по сравнению с тем же периодом 2022 года. 

На прошедшем саммите «Один пояс, один путь», одним из базовых принципов Китая Си Цзиньпин назвал «твёрдое неприятие вмешательства внешних сил во внутренние дела Центральной Азии», это произошло на фоне усиления геополитического значения региона Центральной Азии в условиях мировой политической турбулентности. В связи с этим, эксперты приходят к выводу, что попытки Китая расширить свое влияние в Центральную Азию следует рассматривать не только как расширение китайской экономической мощи, но и как заявку на открытую конкуренцию с экономическими и стратегическими интересам США в регионе и борьбу за лояльность центральноазиатских стран.

Участники форума обсудили инвестиционное соперничество на глобальном рынке между США и Китаем. В начале этого года в качестве противовеса к увеличивающейся инвестиционной активности Китая (по развитию зарубежной инфраструктуры и прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investments, FDI)), Соединенные Штаты и группа «Большой семерки» (G7, Group ofSeven) запустили программу «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций» (Partnership for Global Infrastructure and Investment, PGII) стоимостью 600 миллиардов долларов США – инициативу, целью которой является «развитие ценностно-ориентированной, высокоэффективной и прозрачной инфраструктуры» в странах со средним уровнем дохода. Комментируя новую программу США и стран G7, Китай выразил мнение, что экономические вопросы не следует «политизировать», а министр иностранных дел Китая Ван И заявил : «Мы таким же образом можем соревноваться на международном уровне, кто сможет построить больше автомобильных, железных дорог и мостов для развивающихся стран».

Европейские государства в этом году не приняли активного участия в саммите BRI. На конференции Европейский Союз (ЕС) имел одного своего представителя, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. В свою очередь, Италия объявила о намерении покинуть BRI после истечения срока ее членства в организации в конце 2023 года. Также форум пропустили Кыргызстан и Таджикистан, ранее игравшие значительную роль в китайском проекте BRI. Ряд источников связывает это с их существенным долгом перед Китаем, что может снизить мотивацию к заключению новых контрактов.

Президент России Владимир Путин также лично присутствовал на форуме в Пекине, в очередной раз подтвердив сложившиеся теплые партнерские отношения между КНР и РФ и твердые намерения наращивать многостороннее сотрудничество в стратегической перспективе. Си Цзиньпин, помимо прочего, призвал к более тесной координации стратегий безопасности России и Китая. 

Специалисты прогнозируют формирование новой глобальной коалиции среди стран, которые переориентировали свой рынок с Запада на альтернативные направления, включая Россию, Китай, Иран, Саудовскую Аравию и Индию. По их мнению, для региона стоит задача соблюсти баланс сил между интересами России, давнего партнера Центральной Азии, и Китая, выходящего на новые рынки, учитывая те опции сотрудничества, которые страны центральной Азии посчитают нужным обговорить с каждой из сторон.

Однако несмотря на заявленный приоритетный интерес Китая к региону Центральной Азии в рамках BRI, объем торговли с КНР здесь остается значительно более низким по сравнению с другими регионами мира. Общий торговый оборот Китая со странами-членами BRI составил 2 трлн долларов, торговля же со странами Центральной Азии составляет лишь 3% от общей суммы. По данным Информационного бюро Госсовета Китая, Африка и Европа имеют больший вес, чем Центральная Азия, с точки зрения сотрудничества на площадке BRI. 

Так как на рынок Центральной Азии глобально в равной степени претендуют и Китай, и США, регион имеет возможность путем грамотных коммуникаций получать выгодные инвестиции в свою экономику с каждой из сторон, уверены экономические консультанты. Регион на текущий момент отдает приоритет диверсификации экономических отношений и расширению регионального сотрудничества без сильной зависимости от какой-либо одной страны. 

В качестве опасностей для Центральной Азии специалисты, в первую очередь, отмечают угрозу долговой ловушки, которая образуется с притоком китайских экономических инвестиций. Они сходятся в том, что с ростом долгового бремени зависимость Центральной Азии от Китая будет возрастать, а их способность погасить эти долги уменьшаться, в результате чего страны ЦА могут подпасть под политическое влияние кредитора и утратить полноценный контроль за собственной системой экономического управления. 

Итоги саммита эксперты оценивают преимущественно с точки зрения выгод и ловушек для Центральной Азии, которая в силу геополитических обстоятельств вынуждена сейчас балансировать на фоне противостояния крупных экономически и политически обусловленных интересантов. Резюмируя выводы экспертного сообщества, можно заявить, что Центральная Азия стремится обрести экономическую альтернативу для выхода на глобальный рынок, однако страны региона не безосновательно остерегаются впасть в чрезмерную зависимость от иностранной подпитки экономики и сыграть роль невольных заложниковв этом «соперничестве великих держав».

Источники:

  1. China’s Charm Offensive in Central Asia
    https://caspianpolicy.org/research/security-and-politics-program-spp/chinas-charm-offensive-in-central-asia
  2. Belt and Road Reboot. Beijing’s Bid to De-Risk Its Global Infrastructure Initiative: Executive Summary https://docs.aiddata.org/reports/belt-and-road-reboot/executive-summary.html
  3. Китай стал крупнейшим кредитором в развивающихся странах https://afrinz.ru/2023/11/kitaj-stal-krupnejshim-kreditorom-v-razvivayushhihsya-stranah/

Евгений Маркин

Фото: Кремлин.ру

9 ноября, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ
ЗАРУБЕЖНЫЕ СМИ О КАСПИИ
Фото дня
Наши партнеры
Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели