Европейская комиссия 30 июня опубликовала результаты исследования устойчивых транспортных связей между Европой и Центральной Азией в качестве одной из мер по реализации стратегии «Глобальные ворота», которая обеспечивает прочную основу для крупных потенциальных инвестиций в устойчивые транспортные связи между ЕС и ЦА.
Как отмечается, на сайте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Исследование по устойчивому транспортному сообщению между Европой и Центральной Азией», проведенное под руководством и при финансировании ЕС, преследовало две цели:
определить наиболее устойчивое транспортное сообщение между пятью странами Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) и расширенной Трансъевропейской транспортной сетью ЕС (TEN-T) после оценки коридора на основе строгих критериев устойчивости, где принимаются во внимание экологическая, социальная, экономическая и финансовая устойчивость, а также политическая жизнеспособность; и
и предложить ключевые действия для развития выявленных соединений с точки зрения как благоприятной среды (мягкая связность), так и физической инфраструктуры (жесткая связность), включая их приоритизацию на основе согласованного и устойчивого подхода к развитию транспортных коридоров.
Как отмечает туркменское агентство Orient в исследовании, проведенном ЕБРР в период с ноября 2021 года по июнь 2023 года описывается сеть наиболее устойчивых транспортных связей и инвестиционных возможностей для стран Центральной Азии, чтобы максимизировать их экономический потенциал за счет улучшения связи друг с другом и с Европой. «Исследование является прочной основой для совместной работы, чтобы как можно скорее сделать Транскаспийский коридор более эффективным», — так значение исследования характеризует комиссар по международному партнерству Ютта Урпилайнен.
Также сообщается, что в дополнение к выявленным и приоритетным инвестиционным потребностям в физической инфраструктуре по региону (модернизация/реконструкция/прокладка новых железнодорожных и автодорожных путей, увеличение пропускной способности портов, подвижного состава, логистические центры, складирование и т. д.), в исследовании также предложены скоординированные действия для мер гибкого подключения. Это упрощение торговли, оцифровка, гармонизация тарифов и таможенных процедур, пограничного контроля и др.
Рекомендации включают создание формального института управления коридором, оцифровку транспортных документов, расширение безбумажной трансграничной торговли, улучшение оперативной совместимости, либерализацию рынка и скоординированное установление тарифов.
В географическом плане в исследовании оценивались существующие и потенциальные новые коридоры, обеспечивающие наиболее устойчивые транспортные связи между всеми пятью государствами Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) и Трансъевропейской транспортной сетью, которая соединяет 27 государств-членов ЕС, а также Западные Балканы, включая страны Восточного партнерства, Кавказ и Турцию.
Что касается видов транспорта, то основное внимание уделялось наземным маршрутам (железнодорожный и автомобильный) и морскому (Каспийское и Черное моря).
Сообщается, что по итогам исследования осенью 2023 года будет проведена серия подробных консультаций с заинтересованными сторонами, а в начале 2024 года планируется провести форум инвесторов, чтобы обеспечить конкретную реализацию проектов, определенных в исследовании.
Что касается Туркменистана, то по оценке агентства Orient,
в исследовании ЕБРР констатируется, что страна активно наращивает свое присутствие в международном секторе транспорта, играет ключевую роль в развитии второго перехода между ЦА и Кавказом через Каспийское море, то есть через порт Туркменбаши. Правительство страны уделяет большое внимание инвестированию в новые масштабные инфраструктурные проекты, в том числе по расширению транзитного потенциала железнодорожной сети.
В краткосрочной перспективе приоритетная потребность в инвестициях в инфраструктуру связана с созданием дороги Туркменбаши-Гарабогаз. Это важный транзитный грузовой маршрут в бассейне Каспийского моря. Проект будет способствовать увеличению торговых потоков, пассажиро- и грузоперевозок и повышению качества логистических операций между Туркменистаном и Казахстаном.
В среднесрочной перспективе приоритетная потребность в инвестициях в инфраструктуру связана с развитием логистического центра на туркмено-казахстанской границе, отмечается в отчете.
В долгосрочной перспективе определены два проекта. Это реконструкция дороги Туркменбаши-Гызылгая-Куняургенч, которая помогла бы сэкономить время и деньги для перевозчиков, направляющихся в Нукус в Узбекистане, и установить более прямые связи между портом Туркменбаши и Узбекистаном.
А второй проект — расширение линии Узень-Болашак-Берекет, что позволит увеличить пропускную способность железнодорожного сообщения между Туркменистаном и Казахстаном. Увеличение мощности ожидается благодаря сочетанию дополнительных или более длинных разъездов, усовершенствованию системы управления сигнализацией и ускорению скорости следования поездов.
Составители отчета выражают признательность за сотрудничество и вклад в исследование представителям многочисленных министерств и государственных ведомств, а также частного сектора в пяти центральноазиатских странах.
Влад Кондратьев
Добавить комментарий