На днях Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан отчиталась об участии в проведении совместной пограничной операции «Солидарность», которая проводилась в соответствии с решением глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества с 20 октября по 30 ноября текущего года.
Операция была направлена на пресечение противоправной деятельности в пограничном пространстве. По её итогам пресечено 254 факта правонарушений в области охраны границы Республики Казахстан, из незаконного оборота изъято около 2 кг наркотических средств, 17 единиц огнестрельного оружия, 126 боеприпасов, 3 издания литературы религиозно-экстремистского содержания. Предотвращено 7 попыток экономической контрабанды на общую сумму свыше 11 млн. тенге. По каждому факту задержания приняты необходимые уголовно-процессуальные меры.
Следует отметить, что в декабре Пограничная служба Казахстана не в первый раз даёт инфоповоды для СМИ. В начале месяца на казахстанских ресурсах были опубликованы отдельные положения разрабатывающейся с начала текущего года Концепции пограничной политики Республики Казахстан. Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 22 декабря 2020 года.
Как отмечается в проекте, необходимость разработки Концепции пограничной политики РК обусловлена выполнением достигнутых международных договоренностей в области согласованной пограничной политики государств-участников Содружества Независимых Государств (СНГ) и реализацией Стратегии национальной безопасности РК, которая определяет систему основополагающих взглядов на цель, основные принципы, задачи и направления реализации пограничной политики РК, а также основы взаимодействия государства, осуществляющего свои полномочия через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти (в том числе центральных и местных исполнительных органов), общественных организаций и граждан РК при ее реализации.
В Концепции представлен анализ текущей ситуации. В частности, говорится, что транзитное положение Казахстана на путях между Востоком и Западом создает широкие возможности для экономического развития страны с одной стороны, с другой — содержит в себе потенциал для осуществления противоправной деятельности на каналах незаконной миграции, наркотрафика, контрабанды оружия и боеприпасов, материальных ценностей и иных запрещенных к ввозу и вывозу предметов, незаконной добычи природных ресурсов в пограничном пространстве РК.
Вышеуказанное, а также активное освоение биоресурсов приграничных районов может привести к осложнению обстановки на Государственной границе Республики Казахстан и ухудшению ситуации в пограничном пространстве в целом. Наличие в мире очагов опасных для человека заболеваний и инфекций, вероятность переноса их на территорию Казахстана может осложнить обстановку как в пограничном пространстве, так и на всей территории страны. Анализ обстановки, складывающейся на сопредельных с Казахстаном территориях, показывает, что еще сохраняются угрозы террористических проявлений, связанные с отдельной радикально настроенной частью местного населения, поддерживаемых международными террористическими организациями, с целью дестабилизации обстановки, — говорится в документе.
Так, в случае осложнения ситуации в Афганистане не исключено развитие обстановки, которая повлечёт массовое скопление беженцев вблизи границ Казахстана. Под видом беженцев возможно проникновение членов незаконных вооруженных формирований и террористических организаций, перенос конфликтного потенциала на территорию РК.
Также отмечается, что отсутствие в отдельных приграничных районах отечественной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры вынуждает население этих районов потреблять информационный контент сопредельных стран и пользоваться услугами зарубежных операторов телекоммуникаций.
Это может привести к снижению у населения чувства казахстанского патриотизма, утрате материальных и духовно-нравственных ценностей казахстанского общества. Низкий уровень социально-экономического развития приграничных регионов обуславливает отток населения из приграничных районов и в ближайшей перспективе может привести к угрозе нехватки людских ресурсов для освоения приграничной территории и необходимости привлечения для этих нужд граждан сопредельных государств, — отмечают разработчики концепции.
Также говорится, что отсутствие законодательных механизмов материального и морального стимулирования организаций и местного населения приграничных территорий по защите Государственной границы не позволяет мотивировать граждан для оказания содействия в обеспечении пограничной безопасности.
Затягивание вопросов реализации единых подходов к строительству, инфраструктуре и содержанию пунктов пропуска, мест пересечения границы жителями приграничных территорий, не позволяет создать необходимые условия для повышения пропускной способности пассажирских и грузовых потоков через Государственную границу, особенно на путях международного сообщения с тенденцией их интенсивного роста, — отмечается в документе.
При этом отмечается, что при разработке концепции был учтен международный опыт решения вопросов пограничной безопасности
Основными мировыми моделями пограничной политики являются: «отгораживание», формирование совместной системы охраны границы и создание общего пограничного пространства с «вынесением» внутренних рубежей на «внешнюю» границу содружеств (союзных государств). Выбор варианта пограничной политики определяется специфическими особенностями взаимоотношений с сопредельным государством, угроз пограничной безопасности, социально-политического положения и плотности населения приграничных районов, рельефа местности, — отмечают разработчики документа.
В документе определены основные принципы пограничной политики.
Так, пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов: соблюдения прав и свобод граждан; суверенного равенства и территориальной целостности государств, нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов; соблюдения международных обязательств РК, законности при осуществлении пограничной деятельности; приоритета национальных интересов РК в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества; единства целей и задач пограничной политики и последовательность действий по их реализации; адекватности мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве; всестороннего сотрудничества в защите и охране Государственной границы.
Основные задачи пограничной концепции:
- заблаговременное выявление и своевременная нейтрализация угроз пограничной безопасности;
- обеспечение сохранения независимости и унитарности Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности Государственной границы и неотчуждаемости территории страны;
- выполнение международных обязательств Республики Казахстан в пограничном пространстве;
- гармонизация и унификация национального законодательства по обеспечению пограничной безопасности;
- поддержание устойчивого функционирования установленных в пограничном пространстве правовых режимов;
- предотвращение агрессии, вооруженных конфликтов, кризисов и пограничных инцидентов, а также террористических проявлений в пограничном пространстве;
- защита экономических и иных законных интересов Республики Казахстан в пограничном пространстве;
- защита граждан, государственных и общественных организаций, сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в пограничном пространстве;
- пресечение трансграничной преступности;
- повышение уровня социально-экономического развития приграничных районов в интересах интеграции в систему международных, региональных и торгово-экономических отношений;
- — обеспечение устойчивого функционирования государственных институтов в рамках реализации пограничной политики, повышение эффективности их взаимодействия в обеспечении пограничной безопасности;
- защита территории Республики Казахстан от трансграничного переноса особо опасных болезней людей, животных, растений и иных вредных организмов;
- укрепление международного сотрудничества в обеспечении пограничной безопасности.
Вместе с тем концепция предусматривает создание условий для устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий.
В числе которых: создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ (медицинского обслуживания, общего образования, пенсионного обеспечения и др.); укрепление экономических, социальных, культурных, гуманитарных и иных связей приграничных районов и областей; развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности приграничных районов; дальнейшее развитие в приграничных районах центров приграничного сотрудничества, особых экономических зон и установление особых правовых режимов предпринимательской деятельности и т.д.
Как отмечается, материально-финансовое обеспечение реализации пограничной политики будет осуществляться за счет республиканского и местного бюджетов, а также средств организаций в рамках международных программ и реализации проектов государственно-частного партнерства.
Реализация заданных принципов и подходов предполагает следующие этапы: 1-й этап 2021 — 2025 годы; 2-й этап 2026 — 2030 годы
Проведенное редакцией портала «Каспийский вестник» изучение каспийского аспекта разработанной Казахстаном Концепции показало, что Каспийское море указывается в разделе, посвящённом основным направлениям государственной пограничной политики страны.
В Документе отмечается, что одним из направлений пограничной политики РК является осуществление международно-правового оформления Государственной границы с сопредельными государствами, разграничение морского пространства Каспийского моря и обеспечение функционирования участков Государственной границы, в отношении которых не завершено такое оформление, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Применительно к каспийской тематике данное направление предусматривает заключение международных договоров о разграничении морского пространства на Каспийском море. При этом основу деятельности по разграничению морского пространства Каспийского моря для казахстанского руководства составляют: приоритет обеспечения национальных интересов; соблюдение принципов суверенного равенства и территориальной целостности сопредельных государств, а также недопущение любых территориальных притязаний; мирное завершение процесса международно-правового оформления Государственной границы и разграничения морского пространства Каспийского моря.
Важное место Каспийскому морю уделяется и в таком направлении государственной пограничной политики Казахстана, как создание условий для устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий. В рамках данной руководства страны планирует предпринимать меры по обеспечению безопасности мореплавания, объектов морской экономической деятельности и объектов транспортной инфраструктуры во внутренних водах, а также в пределах казахстанского сектора дна Каспийского моря.
Таким образом, руководство Республики Казахстан уделяет особое внимание вопросу о завершении разграничения морского пространства на Каспии, а также видит большой потенциал в использовании экономического потенциала казахстанского сектора дна Каспийского моря для социально-экономического развития приграничных территорий.
Подготовили: Влад Кондратьев, Александр Покатилов
.
Добавить комментарий