На интернет-портале Российского совета по международным делам в марте была опубликована интересная статья Лидии Гиваргизовой под названием «Потенциальный региональный конфликт: мультимодальные проекты на территории Ирана»
Во вступлении в статье автор отмечает, что Международный транспортный коридор (далее МТК) «Север — Юг», инициированный Минтрансом России, гарантирует более быстрый путь для доставки индийских товаров (например, одежды, химикатов и сельскохозяйственной продукции) через территорию России в Иран, Среднюю Азию и некоторые части Европы, минуя Пакистан. Данный маршрут пересекается с магистралями китайской Инициативы пояса и пути и с иранским мультимодальным транспортным коридором «Персидский залив — Черное море» на территории Ирана.
В этой связи автор отмечает, что в контексте важности северных границ Ирана необходимо рассмотреть транскаспийский и западный пути МТК «Север — Юг», а в рамках Инициативы пояса и пути — ту часть железнодорожного сообщения, которая проходит через среднюю Азию до Ирана. Анализируя действия региональных игроков, а также некоторых стран — членов НАТО, Лидия Гиваргизова делает вывод о существующей опасности блокировки северных границ Ирана с целью остановки развития данных проектов.
Ниже публикуется текст статьи:
Разговоры о третьей мировой войне с участием США, РФ и КНР идут давно, но более активно с конца 2020 г. Так, например, 10 ноября 2020 г., сразу же после объявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, чешская военная разведка опубликовала отчет, датированный 2019 г., в котором подчеркивалось, что рост напряженности между США, Россией и Китаем может привести к глобальному военному конфликту. По итогам 2018 г. Служба безопасности и информации Чешской Республики отметила, что среди всех разведслужб, действующих на территории страны, самую активную и агрессивную деятельность ведут российская и китайская. На фоне этого примечательны высказывания высокопоставленных республиканцев в Сенате США, которые в ответ на предложение президента в апреле 2021 г. урезать оборонный бюджет США на 7 млрд долл. предупредили, что план Байдена подает «ужасный сигнал» союзникам и противникам Соединенных Штатов и ставит под сомнение готовность администрации противостоять Китаю.
Примечателен и тот факт, что в марте 2021 г. крупнейшее в мире издательство Random House (США) издало новый триллер под названием «2034: Роман о следующей мировой войне». Авторы предполагают, что столкновение США и Китая в Южно-Китайском море в 2034 г. может привести к «мировому пожару». В книге Соединенные Штаты находятся в мировой войне против китайского государства, связанного с Россией и Ираном, а кибертактика и возможности искусственного интеллекта у противника намного превосходят возможности США. На первый взгляд книга выглядит как обычный футуристический, пусть и правдоподобный, роман с вымышленным сюжетом, однако необходимо обратить внимание на его авторов — Джеймса Ставридиса и Эллиота Акермана — оба отставные военные, которые занимали важные посты в международных операциях ВМС США.
Учитывая вышесказанное и анализируя происходящее вокруг России, а также конфликты по периметру китайской Инициативы пояса и пути, можно предположить, что возможные военные действия могли бы быть точечными, блокируя международные транспортные коридоры и глобальные цепочки поставок. Одним из таких конфликтов стал армяно-азербайджанский конфликт 2020 г., затрагивающий стратегически важный коридор через Сюникскскую область (Армения), который все еще не разрешен. Стратегически важной территорией в регионе, а также для российского проекта «Север — Юг» и китайской Инициативы пояса и пути является северная часть Ирана.
Следующее, на что необходимо обратить внимание — это карта-прогноз относительно расширения сфер влияния Анкары до 2050 г., которую турецкий государственный телеканал TGRT показал в прямом эфире.
Данная карта взята из книги Джорджа Фридмана «Следующие 100 лет: прогноз на XXI век», опубликованной в 2009 г. Здесь также стоит отметить, что Дж. Фридман — основатель американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor, которую Barron’s Magazine в одной из своих статей в 2001 г. назвал «теневой организацией ЦРУ».
Анализируя вышесказанное, можно делать вывод, что, используя мягкую дипломатию в виде книг, аналитических материалов и т.п. ведутся разговоры о третьей мировой войне, главная роль в которой отводится России и Китаю. Следовательно, во избежание крупномасштабной войны, необходимо урегулирование конфликтов в регионе.
Предпосылки нового возможного регионального конфликта
Президента Азербайджана на заседании Совета глав государств СНГ заявил, что за последние 30 лет через территорию Джабраильского района из Ирана в Армению и далее в Европу действовал маршрут наркотрафика, тем самым также обвинив Грузию, через которую лежит единственный путь из Армении в Европу. В связи с этим предложение президента Турции Реджеп Тайип Эрдогана, сделанное им в конце 2020 г., о создании нового регионального сотрудничества 3+3 с участием Азербайджана, Турции, России, Ирана, Грузии и Армении становится невозможным. С одной стороны, Турция предлагает региональный проект, а, с другой, Азербайджан обвиняет трех его возможных участников — Армению, Грузию и Иран. Можно предположить, что цель всех этих действий — блокировать границы Ирана, что может стать предпосылкой для начала регионального конфликта.
В качестве предпосылок к эскалации можно также рассмотреть следующие события 2021 г. С 12 по 20 сентября были проведены совместные международные учения сил специального назначения Азербайджана, Турции и Пакистана «Три брата – 2021». Азербайджан и Турция с 20 сентября по 11 октября в Нахчевани провели совместные тактические учения с боевой стрельбой «Нерушимое братство – 2021» с участием спецназа, коммандос, мотострелковых и других родов войск обеих стран. В конце сентября президент Ильхам Алиев в интервью Anadolu заявил, что Азербайджан принял меры по пресечению въезда иранских грузовиков в Карабах, который Баку считает незаконным. Азербайджанская полиция начала останавливать и проверять иранские грузовики, везущие товары в Карабах через Армению. Полиция также арестовала двух иранских дальнобойщиков, вызвав недовольство Тегерана. На фоне продолжающегося роста напряженности между Тегераном и Баку Иран объявил о планах провести крупномасштабные военные учения вблизи азербайджанской границы. Иран стал стягивать к границе с Нахичеванской Автономной Республикой (НАР) войска и начал учения. Рост напряженности между Ираном и Азербайджаном привел 5 октября 2021 г. к закрытию иранской стороной своего воздушного пространства для азербайджанских военно-транспортных самолетов, следующих в изолированную от основной территории Азербайджана НАР. Пятого октября 2021 г. Азербайджан закрыл бакинское представительство верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Власти объяснили это тем, что представительство находилось в здании, признанном очагом коронавирусной инфекции. Однако примечательно, что всего за два дня до этого сам Хаменеи так высказался по поводу конфликта между странами на своей странице в социальной сети Тwitter: «В решении проблем северо-запада Ирана иранские вооруженные силы действуют мудро и решительно. Лучше, чтобы другие действовали мудро и не допускали проблем для региона. Те, кто копают колодцы для своих братьев, сами попадают в колодцы».
Бывший иранский дипломат Амир Мусави в начале октября заявил, что в Азербайджане находится 1000 израильских боевиков и 1800 боевиков Исламского государства (деятельность организации запрещена на территории РФ). Мусави сказал в интервью агентству «Аль-Маядин», связанному с Хезболлой, что Иран разместил свои вооруженные силы на границе с Азербайджаном, чтобы предупредить страну, чтобы она «не играла с огнем». Мусави также заявил, что израильтяне в Азербайджане сыграли роль в убийстве иранского ученого-ядерщика Мохсена Фахризаде. Бывший конгрессмен США Элиот Энгель в начале октября заявил: «Израиль намерен использовать военные базы Азербайджана для нанесения ударов по ядерным объектам Ирана в случае необходимости, и Азербайджан согласился на это». Естественно, Иран опасается того, что Израиль создаст форпост на севере страны, а заодно и базу для ведения разведки, проведения спецопераций и ударов по иранским ядерным объектам. 4 октября 2021 г. в Джебраиле состоялось открытие нового комплекса воинской части Государственной пограничной службы. В конце октября открылся международный аэропорт в городе Физули. По словам главы Азербайджана, аэропорт будут использовать как для восстановления территорий с учетом грузов, которые будут получать из-за рубежа, так и для удобного доступа граждан соседних государств в город Шуши. В интервью ТАСС он отметил, что Азербайджан рассчитывает возвести аэропорты в Лачинском и Зангеланском районах в Нагорном Карабахе. Учитывая небольшую территорию районов, строительство там трех аэропортов может иметь две причины: они или предназначены для привлечения инвесторов, таким образом демонстрируя, что экономика страны, несмотря на прошедшую войну, стабильна; или же они, учитывая географическую расположенность объектов, в действительности будут использоваться в качестве военных аэродромов.
Влияние блокировки северной границы Ирана на международные транспортные проекты России и Китая
Проект «Персидский залив — Черное море»
Проект «Персидский залив — Черное море» инициирован Ираном в 2016 г. Данный мультимодальный коридор начинается от Персидского залива и южного Ирана, идет на север через всю страну, а затем — в Армению и/или Азербайджан, откуда достигает грузинских портов Поти и Батуми на Черном море. Развитие Тегераном коммуникационных путей, пересекающих иранскую территорию, особенно коридора «Персидский залив — Черное море» и МТК «Север — Юг», связано с сотрудничеством Ирана с ЕАЭС.
С Ираном подписано временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли с членами ЕАЭС. Из стран-участниц Армения единственная, у кого есть общая граница с Ираном, и, следовательно, она служит прямым мостом между Ираном и другими странами, что четко подчеркивает важность международного транспортного и транзитного коридора «Персидский залив — Черное море».
Развивая международный транзитный коридор между Персидским заливом и Черным морем, Иран также снижает свою зависимость от Турции путем создания альтернативного маршрута для торговли и транзита в Европу.
Международный транспортный коридор «Север — Юг»
Коридор предусматривает три основных маршрута доставки грузов относительно Каспийского моря: Транскаспийский, Восточный и Западный.
В контексте важности южных границ Ирана и Сюникского коридора (Армения) в Инициативе пояса и пути для Китая и проекте «Север — Юг» для России, необходимо сначала рассмотреть маршруты «Север — Юг», проходящие из России через территорию Ирана — транскаспийский и западный (восточный путь не рассматривается, так как железнодорожное сообщение проходит через Среднюю Азию до Ирана, а остальные два пути от России до Ирана через Азербайджан).
Транскаспийский маршрут проходит через порты Астрахань — Оля — Махачкала — Баку (Азербайджан) — Бендер-Энзели (Иран) — Бендер-Амирабад (Иран) — Ноушехр (Иран) — Бендер-Аббас (Иран) — Мумбаи (Индия).
Западный по направлению Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до планируемой пограничной станции Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) — Решт — Казвин. Иранский город Астара на северо-западе страны — важный торговый и таможенный центр, через который проходит большая часть не морского грузооборота между Россией и Ираном и конечный пункт на трассе «Решт — Астара».
Первый испытательный грузовой поезд из России достиг иранской Астары 8 февраля 2018 г. Сразу после введения в эксплуатацию участка Астара (Азербайджан) — Астара (Иран) в конце марта 2018 г. иранский участок железной дороги вместе со станцией Астара и новопостроенным грузовым терминалом был передан в аренду Азербайджану сроком на 25 лет. В 2009 г. иранская сторона приступила к строительству участка железной дороги между Рештом и Казвином. 22 ноября 2018 г. был запущен первый пробный поезд по железной дороге Казвин — Решт, но главная церемония открытия 164 км участка состоялась 6 марта 2019 г.
Следующая главная артерия, проходящая через территорию Ирана, — это железнодорожный путь Мешхед — Тегеран, часть китайского проекта «Пояса и пути», пролегающая от Туркменистана. Через территорию Ирана Китай выходит с южной стороны на Индийский океан и Персидский залив, а с северной стороны через Армению и Грузию далее в Европу.
Южный путь по железной дороге из Туркменистана проходит через иранский город Мешхед в Тегеран и далее в порт Бендер-Аббас.
Пекин делает ставку на развитие партнерских отношений с государствами региона, основанных преимущественно на экономической экспансии и военном сотрудничестве. Одним из его ключевых партнеров выступает Иран. В марте 2021 г. Пекин и Тегеран подписали всеобъемлющий пакт — Китай обязался следующие 25 лет инвестировать в Иран 400 млрд долл. в обмен на стабильные поставки нефти.
Персидский залив
Необходимо отметить важнейшие инвестиции Китая в Персидском заливе. Китай модернизирует Иранский порт Джаск — второй порт после Бендер-Аббаса в Иране под влиянием Китая. Китай де-факто создает четыре пункта влияния: инвестирует в порт Хамбантота в Шри-Ланке, в порт Гвадар в Пакистане, Джаск в Иране и порт Джибути (первая зарубежная военно-морская база Китая, хотя Пекин официально описывает ее как логистический объект) в северо-восточной Африке, по сути контролируя зону Ближнего востока по периметру Персидский залив — Индийский океан.
Северный путь
Железная дорога планировалась до войны 2020 г. между Арменией и Азербайджаном через Иран в Армению (через Мегри — Вайоц Дзор — Ерасх — Ереван) далее в Грузию и в Европу через порт Поти по Черному морю. Строительство железной дороги через Армению откладывалось из-за сложностей рельефа, но с целю активизации торгово-экономических отношений между двумя странами и укрепляя тем самым существующее сотрудничество, а также делая проект железной дороги более экономически жизнеспособным, в декабре 2017 г. Армения в городе Мегри на границе с Ираном открыла свободную экономическую зону. Важно отметить роль России в строительстве иранских железных дорог в северной части страны вне проекта «Север — Юг». Так, например, ОАО РЖД в 2008–2012 гг. электрифицировало линию Тебриз — Азаршахр.
В декабре 2016 г. в Тегеране Россия и Иран подписали соглашение о предоставлении Россией экспортного кредита Ирану на электрификацию железнодорожного участка Гармсар — Инче Бурун (495 км). 28 марта 2017 г. РЖД подписал контракт на сумму 1,2 млрд евро на электрификацию иранского участка этой железной дороги от Гермсара до Инче Буруна, а также ответвлений к иранским каспийским портам.
Необходимо отметить и китайские инвестиции в Грузии. Китай — один из крупнейших торговых партнеров и инвесторов Грузии. Кроме того, 13 мая 2017 г. в Пекине было подписано историческое соглашение о свободной торговле между Грузией и Китаем — первое соглашение Пекина подобного рода в регионе. В сентябре 2017 г. Китайская компания CEFC (China Energy Company Ltd.) получила 75% государственной доли в «Свободной индустриальной зоне Поти», которая является самой востребованной свободной индустриальной зоной в регионе для оперирования стартапами и устойчивого бизнеса.
Блокировка северных границ Ирана приостановила бы работу как МТК «Север — Юг», так и реализацию китайской Инициативы пояса и пути и частично иранского проекта «Персидский залив — Черное море». Получив коридор через Сюник (Армения), Азербайджан станет проводником Турции в Центральную Азию и получит торговые пути через Каспийский бассейн до Черного моря и до Европы, сокращая имеющие торговые пути и количество участников действующих соглашений. Изоляция Ирана возможна только путем развязывая конфликтов в регионе, что может быть выгодным для стран, конкурирующих как с Россией и Китаем, так и с развивающейся экономикой Ирана.
Главное фото — Источник: Unsplash
Добавить комментарий